Урок русского языка во 2 классе по теме:"Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx55.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №19

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Нахождение проверочных слов

в группе однокоренных слов».

Составитель: Кузнецова И. В.

учитель начальных классов

Кисловодск

2020 г.

Цель как деятельность учеников.

ЛР: развитие умений  находить проверочные слова в группе однокоренных слов и писать буквы безударных гласных в корне слов.

Ход урока.

СЛАЙД

  1. Орг. Момент.

- Ребята сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до 5 считаем, 1-2-3-4-5.

Открываем, поморгаем.

И работать начинаем.

  1. Актуализация знаний.

Перед вами слова. Найдите лишнее.

Ученик, молоко, берёза, дома, народ, мороз.

а) одушевлённые и неодушевлённые

б) дома слово с безударной гласной проверяемой ударением, все остальные слова словарные.

Скажите, какой будет следующий этап урока, чем займёмся?    (словарными словами)

  1.  Словарная работа.

Запишите число, классная работа, словарь.

Внимательно выслушайте задание.

           3 ряд ваше задание на индивидуальных карточках, решите кроссворд, слова запишите в тетрадь, работая в паре.

             2 ряд ваша задача продиктовать друг другу картинный словарь, записывая все слова в тетрадь.

               1 ряд ваша задача записать словарные слова в тетрадь с доски, вставляя нужные буквы.

        МИКРОИТОГ.  

1 ряд- проверяем вставленные буквы, при верном ответе поднимаем зелёную карточку, при неверном красную.

2ряд-проверяем совпадают ли картинки с написанными словами на доске.

3 ряд - загадывает загадки, сверяем ответы кроссворда на интерактивной доске.

        Молодцы! А почему эти слова попали в словарь?  (потому что их написание нельзя проверить)

             Но скажите все ли слова в русском языке нужно запоминать?  (нет, есть слова, где безударные гласные проверяются)

           Ваши предположения о следующем этапе урока.  (будем наблюдать за словами в которых гласные звуки проверяются)

А для этого нужно повторить и вспомнить то, с чем мы уже познакомились.

Работаем в группах, по заданию. Но сначала повторим правило работы в группах.

      Подчеркни правильный ответ.

  1. В русском языке ударение всегда падает на первый слог.
  2. Сколько в слове звуков, столько и слогов.
  3. Ударение в русском языке свободное.
  4. Ударный слог в слове может быть только один.
  5. Ударными бывают гласные и согласные звуки.
  6. Слова могут состоять из одного, двух и более слогов.

МИКРОИТОГ.

Вы молодцы, знания, которые вам нужны для изучения темы уже у вас есть, но они ещё не достаточно глубоки, раскрываем тайны языка дальше.

  1. Ввод в тему урока. Постановка проблемы.

СЛАЙД

                                            Лиса.

      В лесу живёт рыжая лиса. Лисий дом – нора. Там играют весёлые лисята. Лисица учит их лисьим повадкам.

Прочитайте и скажите, что перед вами?                (текст)

Давайте вспомним, какие бывают тексты.  

 (Описания-текст в котором описываются люди, предметы, животные, события. КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

 Рассуждения- текст в котором говориться о причинах явлений и событий. ПОЧЕМУ?

Повествовательный – текст в котором рассказывается о том, что произошло. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?)

Что должно быть у текста? (Название)

Дайте  название тексту.  (ЛИСА)

Сколько предложений в тексте? (4)

Прочитайте третье предложение.

Где живёт лиса?  (  Лиса живёт в лесу)

Как называется лисий дом?  (Лисий дом называется нора)

Кто играет у норы?  ( У норы играют лисята)

Чему учит их лиса?  ( лиса учит их повадкам)

Все ли слова в тексте понятны?   (повадки)

Обратимся  к толковым словарям Ушакова и Ожегова.

(словарь Ушакова есть в наличие)

(словарь Ожегова, обращаемся к сети интернет)

slovar_ushakova.jpg

ПОВАДКА

ПОВАДКА, повадки, ж. (разг. неодобрит.). Наклонность или привычка к чему-н. У собаки повадка хватать за ногу. Твои повадки известны. Взять, усвоить повадку. || чаще ед. Манера поведения, совокупность привычек. Тут следовало описание наружности Марианны - всей ее повадки. Тургенев.

ПОВАДКА

ПОВАДКА, -и, ж. Наклонность, привычка (о людях - чаще плохая; разг.). Изучить повадки животных. Все повадки этого врунишки знаю.

                                                                       ozhegov.gif

Найдите в тексте однокоренные слова.   (подчёркивают на интерактивной доске)

Выпишем данные слова.

Поставьте ударение. Выделите корень.

Внимательно посмотрите на данные слова, что можете сказать.(Слова являются однокоренными).

Почему? (одно значение и одинаковый корень)

В словах ЛИСИЙ и ЛИСЬИМ, гласный звук  в корне находится в сильной позиции  и эти слова являются проверочными для слов ЛИСА, ЛИСИЦА, ЛИСЯТА.

Как подчеркнём ту буквы, которая нам помогает в проверке?  (2 линиями)

Как подчеркнём орфограмму безударного гласного?  (1 чертой)

Давайте ёщё выделим те слова, которые являются проверочными.

Назовите ключевые слова к этому заданию.

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ

         СЛАЙД

Сформулируйте цель урока: будем учиться подбирать проверочные слова в группе однокоренных слов и писать слова с безударными гласными в корне.

Тема урока: «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов».

ФИЗМИНУТКА  (открыть презентацию, коррекция зрения, со звуковым файлом)

  1. Первичное закрепление.

Упражнение 223,стр.142

Какие буквы напишем на месте пропусков.

Орографическое чтение.  (по слогам)

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Выделить корень.

Подчеркнуть проверочные слова.

МИКРОИТОГ.

Для чего мы выполняли это упражнение?   (мы учились подбирать проверочные слова в группе однокоренных слов и использовать их для правильной постановки буквы гласного звука, который находиться в слабой позиции)

  1. Систематизация и повторение.

СЛАЙД

Развитие умения применять правило.  (работа в группах)

Подумайте, какое задание  можно придумать для этой группы слов?

   Из группы  слов убрать лишнее, списать, вставляя буквы, найти слово которое будет проверочным для всех остальных слов.

П_левой,   п_лянка, п_ле, п_ливать.

З_мляной, з_млянка, з_мля, з_мний.

М_рская, м_ре, зам_рский, зам_рилась.

МИКРОИТОГ.

Представитель из группы вставляет и объясняет выбор букв.  (работа с сигнальными карточками)

Слово поливать является лишним, так как оно не однокоренное со всеми остальными словами.  ПО-приставка, а само слово образовано от слова ЛИТЬ.

Слово ПОЛЕ является проверочным для всех других слов, так как гласный в корне находиться в сильной позиции. Корнем всех слов будет  ПОЛ- , значит в словах ПОЛЕВОЙ и ПОЛЯНКА мы вставим гласную букву О.

Оцените работу в группе. Каждый представитель работающий у доски оценивает работу группы.

  1. ИТОГ УРОКА.

СЛАЙД

Рефлексия.

     Над какой орфограммой работали на уроке?   (орфограмма – буква безударного гласного в корне слова)

 Что нового открыли для себя?

Мы наблюдали над произношением и написанием слов с безударной гласной в корне.

Мы научились находить проверочные слова в группе однокоренных слов .

Что ещё осталось для вас тайной в этой теме?

 Что бы вы ещё хотели узнать?

Мне очень понравилась ваша работа на уроке, я рада, что у меня нет равнодушных детей в классе к тайнам нашего родного языка, и у нас впереди ещё очень много интересных и нераскрытых тайн, спасибо за урок.

                                                             

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Урок русского языка 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Цель урока-          актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;-...

"Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов". 2 класс ( Образовательная система "Школа 2100" )

Конспект урока по русскому языку с презентацией. Тема: "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов". 2 класс. Образовательная система "Школа 2100"....

Презентация к уроку во 2 классе по теме "Распознавание проверочных слов. Подбор проверочного однокоренного слова" к учебнику Рамзаевой Т.Г.

Данная презентация выполнена без стилизации, что дает учителю возможность ее творческого  преобразования.Материал расположен с соблюдением всех этапов урока: с объявления темы и минутки чистописа...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Урок русского языка. 2 класс. Тема: Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах....