Диктанты 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Изгалина Юлия Николаевна

Диктанты 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktanty_4_klass.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

Входная  контрольная   работа   (диктант)

   Цель:     выявить  пробелы  в  знаниях  учащихся  за  летний  период.

УДД:

Личностные:

  • формировать способность к самооценке в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Регулятивные:

  • активизировать содержание и контролировать правильность записей;
  • осознавать различие  в выборе способа окончаний глаголов в разных формах времени.

Познавательные:

  • уметь писать личные окончания глаголов, употреблённых в тексте.

Коммуникативные:

  • адекватно  использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.                                    

Осень.

                Вот   и   пришла   холодная     осень.   Часто   идут   дожди.     Кругом  грязь   и     лужи.     Тишина   в  лесу.   Только   осенний   ветер    качает    ветки   деревьев.   На   земле   лежат   мокрые   листья.

                Птицы   летят   в   тёплые    края.    Улетели    грачи     и  скворцы.  Перед   отлётом    они   долго   кружились   над   селом   Ивановка.    Так   птицы   прощались   с   родными   местами.

                                     Грамматические   задания.

1. Подчеркните   слова  с  разделительным   мягким   знаком.

2. Поставьте   знак   ударения  в   словах   последнего   предложения.

3.  К   словам   подберите   из   текста   диктанта   противоположные   по   смыслу   слова   (антонимы).

сухие  -  ….

тёплая  -  …

редко  -  …

Контрольная работа (диктант) №1по теме « Орфограммы корня».

Цель: совершенствовать навыки письма текста под диктовку;

ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова;

проверить умение обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы, решать орфографические задачи;

проверить умение анализировать слова по составу, определять части речи в словосочетаниях и предложениях.

УУД:

Личностные:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка.

Регулятивные:

  • понимать цель выполняемых действий, осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи.

Познавательные:

  • владеть общим способом проверки орфограмм при написании текста.

Коммуникативные:

  • активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

                                             Улетают птицы.

        Уже летом наступили холодные дни. Сразу улетели соловьи, деревенские ласточки.

       В эту пору скворцы и грачи живут около полей. Но вот выпал снег, подморозило. Добывать корм стало труднее. Птицы покинули родные края.

       Зеркальные просторы озёр подёрнуло ледком. В путь тронулись утки. Они летят на зимовку на юг. Для птиц страшен голод.

Грамматическое задание

1. Решить орфографические задачи:

1 вариант                         2 вариант

д…бряк –                      вр…дить –

бли…кий –                          звёз…ная –

2. Анализ слов по составу:

Берёзка                               погрузка

Прилетят                         молоденький

3. Определить части речи в предложении:

Птицы покинули родные края.

Контрольная работа (диктант) за 1 четверть.

Цель: совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами под диктовку;

проверить навыки согласования с существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи;

проверить умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже).

УУД:

Личностные:

  • использовать содержание прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам.

Регулятивные:

  • выполнять учебные действия , руководствуясь, изученными правилами и в соответствии с инструкцией учителя.

Познавательные:

  • контролировать грамотность записи текста, руководствуясь изученными правилами письма;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Предметные:

  • писать под диктовку тексты каллиграфически и орфографически правильно, без  искажений, замены, пропусков, вставок букв.

Летний денёк

     Жгучее солнце льёт на землю лучи. Цветёт липа. Поспевает рожь. Широко раскинулась нива. Узкая тропинка пролегла через хлебное поле. Ребятишки из села Дубки весело шагают в ближний лесок. Высоко в голубом небе звенит радостная песня жаворонка. Пробежала полевая мышь. Над рожью кружит коршун.

     Далеко над лесом темнеет чёрная туча. Быть грозе!

Грамматическое задание

1. Вставить в словосочетаниях пропущенные орфограммы, определить главное слово в словосочетании, указать род прилагательных

1 вариант                                             2 вариант

в…черн… зв…зда                            верхн… эта…

мя…к… одеяло                                  соседн… поле

2. Написать по одному существительному мужского и женского рода с щипящим на конце.

3. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях:

Цветёт липа.                                                   Поспевает рожь.

Контрольная работа (диктант) №3 по теме « Язык и речь».

Цель: совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами под диктовку;

проверить навыки правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов, способы проверки двух безударных гласных в слове;

проверить умение анализировать слова по составу и совершенствовать навык анализа предложения.

УДД:

Личностные:

  • формировать способность к самооценке в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Регулятивные:

  • активизировать содержание и контролировать правильность записей;
  • осознавать различие  в выборе способа окончаний глаголов в разных формах времени.

Познавательные:

  • уметь применять на практике изученные правила.

Коммуникативные:

  • адекватно  использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.                                                 

Зимние заботы.

         У зимующих животных свои заботы. Спешно заготавливает грибы белка. Она отбирает только крепкие, накалывает их на сучья. Не забудет спрятать орешек и жёлудь. Зима всё подберёт.

       Зайцы, лисицы, волки меняют шубки. Не годится им бегать зимой в летней одёжке. Один медведь не меняет шубу. В ней он и уляжется зимовать.

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть грамматическую основу и указать связь слов в предложении.

       1 вариант                                             2 вариант

       2 предложение                                 8 предложение  

2. Разобрать слова по составу.

       Одёжке, летней.                            Шубки, крепкие.        

Контрольная работа (диктант) за 2 четверть по теме

 « Безударные гласные в корне».

Цель: совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами под диктовку;

проверить навыки правописания безударных гласных  в корне слова;

проверить сформированность навыка выделения грамматической основы предложения, определения количества букв и звуков в словах.

УУД:

Личностные:

  • оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватность самооценки.

Регулятивные:

  • понимать цель выполняемых действий, осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи.

Познавательные:

  • владеть общим способом проверки орфограмм при написании текста.

Коммуникативные:

  • активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.  

                                Пришла   зима.

        Ночью  ударил   мороз. Он  сковал  ледком  лужи на  лесных  дорожках. Яростный  ветер  гулял  по  лесу. Зябко  стало  дубкам  и  березкам. Холод  загнал  в  норки  зверьков. Мелкие  пташки  спрятались  в  гнездышках. Там  птичкам  тепло. Вдруг   каркнул  ворон.  Робкий  зайчишка  прижал  от  страха  ушки. Илья и Кирилл    стали  готовить   кормушки  для  птиц.

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть грамматическую основу и выписать словосочетания

       1 вариант                                             2 вариант

       3 предложение                                 6 предложение  

2. Разобрать слова по составу.

       Лесная, моря.                                   Мелкие, лужи.      

3. Определить количество букв и звуков в словах.  

Якорь, Зоя.                                             Вьюга , Рая.

Контрольная работа (диктант) №5 по теме

 « Работа частей речи и их форм в роли главных членов предложения».

Цель :совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами под диктовку;

совершенствовать навыки правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов, способы проверки двух безударных гласных в слове;

совершенствовать навык анализа словосочетания.

УУД

Личностные:

  • осознавать ценность речи в жизни человека, понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей.

Регулятивные:

  • использовать в речи точные формы существительных и прилагательных в зависимости от правильной их отнесённости к определённому роду;
  • осуществлять самопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные:

  • владеть общим способом проверки орфограмм в  слове;
  • изменять части речи по числам;
  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку текст.

Коммуникативные:

  • получать возможность выражать свои знания с полнотой и точностью, соответствующие возрасту;

Зимняя ночь

      Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. С ветвей осыпается лёгкий серебряный иней. Тихо на лесных снежных полянах.

       Но и в морозные ночи продолжается жизнь в лесу. Вот хрустнула мёрзлая    ветка. Это пробежал заяц–беляк. Вот закричал филин.

      Как сказочный часовой, уселся на пенёк головастый серый совёнок. В ночной темноте он всё может слышать и видеть.

Грамматическое задание

1.Подчеркнуть грамматическую основу,  указать части речи над словами  и выписать словосочетания:

1 вариант                                 2 вариант

5 предложение                       2 предложение

2. Анализ слов по составу:

Морозные , заяц                    Ночной, филин.            

Контрольная работа (диктант) №6 по теме

« Правописание предлогов и приставок».

Цель:

совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами в разных частях слова под диктовку;

проверить умение распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня, правописание гласных в приставках, определять главные члены предложения, указывать части речи, разбирать слова по составу.

Личностные:

  • использовать содержание прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам.

Регулятивные:

  • выполнять учебные действия , руководствуясь, изученными правилами и в соответствии с инструкцией учителя.

Познавательные:

  • контролировать грамотность записи текста, руководствуясь изученными правилами письма;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Предметные:

  • писать под диктовку тексты каллиграфически и орфографически правильно, без  искажений, замены, пропусков, вставок букв.

Праздник леса.

      В школе прошёл праздник леса. В субботу ребята собрались у школы. Каждый принёс лопату и ведро.

      Приехала машина. Она привезла саженцы. Школьники посадили деревца вокруг пруда. Они озеленили спортивную площадку. Старшие ребята посадили молодые ёлочки по сторонам полевой дороги.

     Все деревца стали весело расти. Теперь они будут защищать дорогу от снега.

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи.        

I вариант. 1 и 9  предложения.        

II вариант.2 и 6 предложения.        

  1. Разобрать слова по составу.

I вариант. Приехала, старшие, лопату.

II вариант. Привезла, молодые, ведро.

Контрольная работа (диктант) №7 по теме

 « Конкретизируем значение, распространяем мысль».

Цель: совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами в разных частях слова под диктовку;

проверить умение распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня, правописания гласных  и согласных в приставках, правописания разделительных мягкого и твёрдого знаков,  определять главные члены предложения, указывать части речи, разбирать слова по составу.

УУД:

Личностные

  • демонстрировать личностные качества в процессе общения:
  • осмысливать культурную значимость орфографически верной письменной речи.

Регулятивные:

  • учиться выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с инструкцией учителя.

Познавательные:

  • владеть общим способом проверки орфограмм в  слове;
  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку текст.

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Весеннее утро.

            Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки объявили. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

            Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей разыгрался,  забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

            Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложение.

1в.-  девятое ;

2в. -  десятое.

2. Разобрать по составу слова:

 1 в.-засветило, холодный, березки;

 2 в.-развесили, веселый, норку.

Контрольная работа (диктант) №8 по теме

 «Правописание предлогов и приставок».

Цель: совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами в разных частях слова под диктовку;

проверить умение распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня, правописание гласных в приставках.

УУД:

Личностные:

  • использовать содержание прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам.

Регулятивные:

  • выполнять учебные действия , руководствуясь, изученными правилами и в соответствии с инструкцией учителя.

Познавательные:

  • контролировать грамотность записи текста, руководствуясь изученными правилами письма;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Предметные:

  • писать под диктовку тексты каллиграфически и орфографически правильно, без  искажений, замены, пропусков, вставок букв.

Подземный ходок

             Крот – подземное животное. Этот зверёк умещается на ладони. Он не любит света. Рыхлая, плодородная почва служит ему домом.

              У крота чувствительный нос. Крохотные, как маковое зерно, глазки спрятались в шёрстке. Передние лапы крота как лопатки. Ими он разгребает землю.

                Потрудится и задумается о съестном. Дождевой червь, проворная ящерица, зелёный лягушонок – любимая еда крота.

             Живёт крот отшельником в своих владениях.

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи они выражены:

1 вариант                                                                2 вариант

Он не любит света.                                         Ими он разгребает землю.

Этот зверёк умещается на ладони.         Живёт крот отшельником в своих         владениях.

2. Анализ слов по составу:          

подземное                                                          зверёк

в шёрстке                                                           маковое

дождевой                                                               ящерица

лягушонок                                                             разгребает

Итоговая   контрольная  работа ( диктант).        

Цель:   проверить  знания   детей   по   изученным   темам,  умения   писать   слова  на   изученные   орфограммы.

УУД:

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию и положительный интерес к изучению курса русского языка;
  • способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе.

Регулятивные:

  • осуществлять самопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, используя  способ сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные:

  • осознано и осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения.
  • устанавливать причинно- следственных связи;
  • строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные:

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

                                                 Наш  лес.

         Машина  подъехала  к  лесу.    Красивы   леса   под  Москвой. Громадные  ели  и  сосны  высоко   поднимали  к  небу   свои   острые   вершины. Мохнатые  ветки  переплетались  между  собой. Выплыло  из-за  леса   солнце.  Повеселела  лесная  поляна.  Мы  заметили   муравейник.  Кусочки  арбуза  лежали  на земле.  Муравьи  облепили  сладкий  арбуз.   Они  брали  крупинки   и  тащили   на  серый  холм.  Большую  пользу   приносят   лесу   и  людям  муравьи.  Мы  стали  оберегать  их.   Дед  Кирилл  научил  нас  создавать   новые   муравейники.  Мы  любим  наш  русский  лес!

                              Грамматические    задания.

1.        Подчеркнуть главные члены предложения, выписать   словосочетания, указать части речи.

  1. в.        Луч солнца быстро скользит по гладкой воде.
  2. в.        Внезапно на тёмном небе появилась яркая молния.

2.        Разобрать слова по составу.

  1. в.        Побежали, серенький, моряк.
  2. в.      Беленький, городок, покричал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

"Учимся писать диктанты" Рекомендации для родителей и учителей (образцы мини-диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов)

Интересные рекомендации для родителей и учителей;  образцы диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов. Подходят для всех УМК....

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5»....

Методика зрительных диктантов в процессе коррекционой работы на логопедических диктантов.

Зрительный диктант как один из приёов психологической коррекции на логопедических занятиях в начальной школе....

Арифметический диктант диктанты

Арифметические  диктанты для начальной школы...

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов для учащихся 4 класса (2-4 четверти). зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом урок...

Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России

Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России...