Игра-викторина "Путешествие в страну Букваринск"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Основное содержание урока
- Мотивационный модуль
Цель урока — обобщить знания о согласных и гласных звуках.
Иван Фёдоров — создал первую русскую печатную азбуку.
- Сказка о городе букв.
В городе Букваринске жили 33 волшебные буквы. У каждой буквы было своё имя, на которое она отзывались — звук. И только у твёрдого и мягкого знаков не было имён-звуков. Без этих букв некоторые слова приобретали совсем иной смысл. А другие становились непонятными.
В Букваринске буквы жили в больших и красивых домах.
В одном жили буквы певцы. Они ходили в красных одеждах и очень гордились тем, что умели петь. Их было совсем мало, всего 10, но праздники они устраивали громкие и весёлые.
Жили там буквы А, Я, У, Ю, О, Ё, Ы, И, Э, Е. Звали их — ГЛАСНЫЕ.
В других домах жили буквы, которые умели шипеть и шуметь. Это были Согласные. Любили они синие одежды. С удовольствием ходили согласные в гости к гласным, потому что рядом с ними они могли звучать немного громче.
Однажды начальник города Алфавит решил зайти в гости к согласным. Прошёл он по первому этажу одного дома. Жили там буквы П, Ф, К, Т, Ш, С. Как ни стучал Алфавит- буквы его не слышали и не открыли двери.
«Я буду называть вас ГЛУХИМИ!», — рассердился Алфавит.
Тогда Алфавит поднялся на второй этаж. Жили на этой улице буквы Б, В, Г, Д, Ж. З. Эти буквы радостно встречали главу города и каждой букве он подарил маленький звоночек.
«Я буду называть вас ЗВОНКИМИ», — сказал Алфавит.
В третьем доме жили буквы Й, Л, М, Н, Р. Несмотря на то что они были согласными, им очень нравилось петь. Получалось у них не очень громко. Эти буквы были весёлыми. Они так хорошо встречали гостя, что им тоже досталось по звоночку.
Неподалёку стоял ещё один дом. Алфавит пошёл туда и испугался. Буквы, которые жили, шипели как змеи.
«Щ, Ч, Ц, Х, Ш я буду называть вас ШИПЯЩИМИ», — сказал Алфавит.
«Я не хочу быть шипящей», — сказала буква Ц.
« А мне нравится шипеть»,— сказала буква Ш.
«Так тому и быть», — согласился Алфавит.
Вот так и жили буквы в городе Букваринске.
- Разгадайте ребус
Ответ: азбука
- Найдите слова, которые рассказывают о звуках и буквах русского языка.
А | З | Б | У | К | А | Д | А |
Г | В | Р | Е | Н | Н | Ц | Л |
Ш | У | Щ | Ш | Г | Е | К | Ф |
С | К | Б | У | К | В | А | А |
Л | Л | З | М | Н | А | Ф | В |
О | П | Л | Р | С | Ю | Х | И |
Г | О | У | П | У | Л | Э | Т |
Ответ: Азбука, алфавит, звук, буква, слог.
- Произнесите слова. Обратите внимание на первый звук. Разделите слова на 2 группы
МЕЛЬ МАРТ МЕРА МОРЕ МЯСО МАЯК МЕТР МОДА МОСТ МУКА МЯТА МЫЛО МИНА МЕДЬ
Ответ: 1 ГРУППА — МЕЛЬ МЕРА МЯСО МЕТР МЯТА МИНА МЕДЬ
2 ГРУППА — МАРТ МОРЕ МАЯК МОДА МОСТ МУКА МЫЛО
- Выберите слова, в которых разное количество букв и звуков:
Мотылёк
Морж
Медведь
Муравей
Мышь
Ответ: медведь, мышь.
- Раскрасьте рисунок цветными карандашами.
- Соедините точки по алфавиту.
- Выделите картинки, в названиях которых есть звук [М′ ]
Ответ: змея, осьминог мельница
- Сказка о букве С.
В городе жили буквы алфавита. Они были очень дружны, ходили друг к другу в гости и играли в слова. Но вот однажды буквы Л, О, Н пришли к букве С, а её нет дома.
- Где же она может быть?
- Придём в другой раз! - решили буквы и разошлись по домам.
На следующий день буквы С не было дома. И на следующий день её не оказалось. Стали буквы искать подругу. Помогали все буквы алфавита.
- Может она в какой-то книжке осталась и затерялась между строк? А может она попала в беду и её нужно срочно выручать?
И решили буквы разделиться по группам и идти искать букву С в разных местах.
Буквы Л, Е пошли в лес, А и Т – в огород.
Буквы О, Н пошли в зоопарк.
В зоопарке было интересно, забавные обезьяны прыгали по деревьям и дразнили друг друга.
Жираф пытался достать листочек с дерева и вытягивал свою красивую шею.
Медведи плескались в пруду и забавно фыркали.
Длинноногие фламинго вальяжно расхаживали по вольеру.
А какие великолепные хвосты у павлинов!
Но где же наша подружка буква С?
Вдруг буквы увидели, что пропал слон. Как такое может быть? Он же большой, его трудно не заметить. Ещё пропал лось и лосось.
Буквы Л и Е и вовсе не увидели леса. Что же это такое?
В огороде А и Т увидели прекрасные грядки моркови, лука, укропа, но почему-то пропали грядки свёклы, салата и спаржи.
И решили буквы попросить помощи у солнца.
-Солнце ты нам посвети,
букву С скорей найди.
Буква С на небе спит,
месяц сон её хранит.
Ты проснись и возвращайся,
в нашем доме оставайся.
Буква С узнала зов
и вернулась в родной кров.
В зоопарке слон и лось,
появился и лосось.
Овощи растут на грядке.
Лес шумит.
И всё в порядке.
- Задания по сказке о букве С
- Какими можно назвать все буквы в сказке о букве С?
Злыми;
Добрыми;
Заботливыми;
Безразличными;
Дружелюбными;
Ответ: добрыми, заботливыми, дружелюбными.
Теперь мы знаем:
В русском алфавите 33 буквы.
Буквы мы видим и пишем.
Звуки – слышим, произносим.
Гласных звуков – 10, согласных звуков -21.
Буквы Ь и Ъ не являются звуками.
Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.
Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.
Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ
К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ]
Творческое задание.
Возьмите цветные карандаши и нарисуйте страницу азбуки с буквой М.
На странице должны быть буква М, животное на М, растение на М, сказочный герой на М.
Придумайте историю о букве и нарисуйте иллюстрации к этой истории.
Морж Медведь Муравей Мышь |
Морж Медведь Муравей Мышь |
Морж Медведь Муравей Мышь |
А | З | Б | У | К | А | Д | А |
Г | В | Р | Е | Н | Н | Ц | Л |
Ш | У | Щ | Ш | Г | Е | К | Ф |
С | К | Б | У | К | В | А | А |
Л | Л | З | М | Н | А | Ф | В |
О | П | Л | Р | С | Ю | Х | И |
Г | О | У | П | У | Л | Э | Т |
А | З | Б | У | К | А | Д | А |
Г | В | Р | Е | Н | Н | Ц | Л |
Ш | У | Щ | Ш | Г | Е | К | Ф |
С | К | Б | У | К | В | А | А |
Л | Л | З | М | Н | А | Ф | В |
О | П | Л | Р | С | Ю | Х | И |
Г | О | У | П | У | Л | Э | Т |
А | З | Б | У | К | А | Д | А |
Г | В | Р | Е | Н | Н | Ц | Л |
Ш | У | Щ | Ш | Г | Е | К | Ф |
С | К | Б | У | К | В | А | А |
Л | Л | З | М | Н | А | Ф | В |
О | П | Л | Р | С | Ю | Х | И |
Г | О | У | П | У | Л | Э | Т |
МЕЛЬ МАРТ МЕРА МОРЕ МЯСО МАЯК МЕТР МОДА МОСТ МУКА МЯТА МЫЛО МИНА МЕДЬ |
МЕЛЬ МАРТ МЕРА МОРЕ МЯСО МАЯК МЕТР МОДА МОСТ МУКА МЯТА МЫЛО МИНА МЕДЬ |
МЕЛЬ МАРТ МЕРА МОРЕ МЯСО МАЯК МЕТР МОДА МОСТ МУКА МЯТА МЫЛО МИНА МЕДЬ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"
Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...
Путешествие из "Букваринска" в страну "Литературию"
Сценарий внеклассного мероприятия "Прощание с БУКВАРЁМ"...
Путешествие в Букваринск
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-го класса. Дети попадают в сказочную страну, в которой их ждут разные испытания....
Урок - праздник "Букваринск"
Урок - праздник в 1 классе....
Урок – путешествие в "Букваринск". (1 класс) Тема: Индивидуальный контроль знаний с помощью дидактических игр на уроке чтения.
Цель урока: 1. проверить усвоение изученных букв;2. формировать образ нужной буквы путём конструирования;3. проверить усвоение начертания печатных...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по городу Букваринску"
Внеклассное мероприятие "Путешествие по городу Букваринску" посвящено прощанию с Азбукой....
"БУКВА дД.Путешествие в город Букваринск"
Урок-игра. Ребята , играя, сочиняя сказку, изучают буквы.Они все все время в движении, Работают много в парах, Много наглядного, дидактического, игрового материала. Частая смена видов деятельности не ...