Технологическая карта урока на тему "Суффикс". 3 класс. Школа России
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Салахова Алина Ахатовна

Технологическая карта урока на тему "Суффикс". 3 класс. Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Жители сказочного города приглашают в гости. Там вас ждут_____________________________

Какой части слова не хватает?

Тема:___________________________________________________________________

1.Что такое суффикс?

Картинки по запросу пекарь раскраска2.Какую роль играет суффикс?

3.Какие значения имеют суффиксы?

Картинки по запросу сад раскраска

Улица, на которой много садов

_______________________________

П.ро. из груш

______________________________

Человек, который печёт п.ро.

________________________________

Поблагодарите жителей города за гостеприимство_______________________________________________

Картинки по запросу детская площадка раскраска для детейПл.ща.ка для детей

_____________________________

Значения суффиксов

Уменьшительно-ласкательное

Род занятий, профессия

Детёныши животных

Победи дракона

https://raskrasil.com/wp-content/uploads/raskraska-drakon-12.jpghttps://nukadeti.ru/content/images/essence/color/310/369.jpg

http://www.coloringsun.com/wp-content/uploads/2014/09/Awesome-Present-Box-Coloring-Page.jpg

                                                     __________________________________

http://www.coloringsun.com/wp-content/uploads/2014/09/Awesome-Present-Box-Coloring-Page.jpg

                                                  ____________________________



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка

в 3 классе на тему: «Суффикс »

Педагог: Салахова А.А.

Тип урока:  Открытие нового знания

Цель: - 1) Формирование представлений о суффиксе как части слова, его роди в слове, формирование первоначальных словообразовательных умений. 2) Формирование аналитических, коммуникативных умений, связной речи. 3) Развитие интереса к языку, культуры речи.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

-Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

-Наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке.

Личностные результаты
:

-  Проявляют интерес к познанию русского языка;

 - Вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка.

УУД

Метапредметные результаты: 

Познавательные:
осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные:
учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные:
строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Оборудование и технические средства обучения:  

  • Учебник;
  • Школьная доска;
  • Проектор;
  • Мультимедийная презентация.

Рабочие материалы для обучающихся:

  • Учебник;
  • Канцелярские принадлежности;
  • Карточки «Маршрутный лист» для работы по теме урока.
  • УМК «Школа России»

Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс.  

№п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Организационный этап

Цель:

-установить эмоционально доверительный контакт.

 -создать благоприятную психологическую атмосферу.

-

- Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Ахатовна, я проведу у вас урок русского языка. Чего вы ждёте от нашего урока? Каким он будет?

(Учитель записывает на доске: интересный, познавательный, ….)

- Что необходимо, чтобы он стал таким? Проверьте свою готовность.

 - Вот в конце урока мы с вами посмотрим, оправдались ли наши ожидания.

Приветствуют учителя, друг друга и гостей.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД

(самоконтроль)

Коммуникативные УУД- слушают, излагают и аргументируют свое мнение

2.

Актуализация необходимых знаний. Формулирование темы и цели урока.

Цель:

- сформировать тему и учебную задачу на основе создания проблемного вопроса:

Совсем забыла о самом главном! Когда я шла на урок, в дверях класса обнаружила странное письмо. Посмотрите. Хотите узнать, что в нём? Давайте посмотрим.

- Дорогие ребята, жители сказочного города приглашают вас в гости. Там вас ждут. Так, что же ждёт?

- Вот незадача, слово упало и рассыпалось. Помогите мне его собрать. (по дар и). Почему именно в такой последовательности вы расположили части слова? А вы знаете такой предмет? Может быть, какой-то части слова не хватает?

- У вас на партах есть маршрутные листы, где мы будем отмечать всё, что увидели, узнали, чему научились, попробуйте собрать это слово и записать.

- У кого получилось? Что же нас ждёт в сказочном городе? (подарки)

- Как вы получили это слово? (при помощи -к)

- Что это такое? Что это за часть слова? Как она называется? Давайте обратимся к учебнику, с.89

- Тема нашего урока? (Суффикс)

-Запишите тему в свой маршрутный лист. На что нужно обратить внимание, записывая это слово (фф) Подчеркните и запомните.

(Учитель записывает тему урока на доске)

Отвечают на вопросы.

Собирают слово по частям

Формулируют тему урока.

Определяют задачи урока

Работают с учебником

Оформляют запись в маршрутных листах

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД

Осознание и выделение  того, что уже усвоено.

Метапредметные УУД

Овладение способом логического мышления

Познавательные УУД

– ориентируются в учебнике; осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности.

3.

Открытие нового знания

Цель:

- Поиск решения учебной задачи.

Работа над орфограммами

- Итак, мы отправляемся в сказочный город за подарками

- Чтобы получить новые знания, нам с вами необходимо в ходе нашего урока-путешествия ответить на вопросы. Прочитайте их. (Вопросы записаны на доске)

1.Что такое суффикс?

2.Какую роль выполняет суффикс?

3. Какие значения имеют суффиксы?

- Скажите, а на какие-то из этих вопросов мы уже можем ответить?

- Давайте проверим себя, а для этого обратимся к правилу в учебнике. Прочитайте. Мы сделали правильный вывод? Что вы можете добавить?

Ну а теперь в путь, в гости к жителям сказочного города.

(На слайде город)

- Хотите познакомиться с городом? Тогда давайте отправимся на экскурсию.

- Мы попали на одну из улиц города.

- Чем она примечательна? (сады)

- Кругом сады. Как вы думаете, как она называется? Запишите в маршрутных листах название улицы.  Как образовалось слово? (при помощи суффикса - ов) Выделите суффикс. Какая орфограмма есть в слове улица? Выделите её.

- Посмотрите, жители города, готовясь к встрече с нами, приготовили угощение. Что это за угощение? Прочитайте в маршрутных листах.  Как он называется? При помощи чего образовалось слово грушевый?  Запишите название пирога .  Какие орфограммы есть в слове пирог? Чтобы выяснить, какую непроверяемую безударную гласную нужно писать, обратитесь к словарю. Как проверить парную согласную на конце слова?  А кто встречает нас с этим пирогом. Как называется эта профессия? (пекарь). Запишите слово и выделите суффикс. Как образовалось это слово?

- Давайте поблагодарим жителей и пойдём дальше. Как это можно сделать? (Сказать спасибо).

- Запишите это слово, а чтобы не ошибиться, обратитесь к орфографическому словарю

- Посмотрите, куда мы попали?

- Как она называется? (детская) Как образовалось это слово? Запишите его. На что обращаем внимание? (Безударная гласная, парная согласная).

- Выделите орфограммы

- Жители города очень любят детей . Они построили здесь детскую площадку

Работают по маршрутному листу

Отвечают на вопросы

Работают с орфограммой.

Работают в маршрутных листах, повторяют изученные орфограммы

Отвечают на вопросы

Оформляют запись в маршрутном листе, проверяют по эталону, оценивают себя.

Регулятивные УУД

– контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

Коммуникативные УУД -слушают, излагают и аргументируют свое мнение

Познавательные УУД

– используют знаково-символические средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют навыками смыслового чтения, логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Регулятивные УУД

– принимают
и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные УУД – слушают
собеседника,
излагают и аргументируют свою точку зрения
на обсуждаемую проблему.

Личностные – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению
 новых знаний

4.

Применение нового знания на практике

Групповая работа на отработку умения  составлять слово из предложенных частей

( в движении)

Сам. работа с проверкой по эталону

Динамическая пауза

- Раз уж мы в гостях у детей, может быть, поиграем? Игра «Собери слово»

Разделимся на три ряда. Первый ряд, подходит к первой парте. Второй, третий.  Послушайте задание.

У меня части слова (ключик, учитель, лесок, котёнок, ёлочка). Выберите каждый себе одну из частей. Нам необходимо собрать слово. Найдите товарища, у которого недостающая часть.

(Учитель показывает один пример)

- Кто собрал, прикрепите своё слово на доску.

- Давайте посмотрим на доску. Почему только в одном слове окончание. Какие окончания в других словах? Обозначьте.

- У вас в маршрутных листах таблица. В 1 столбик запишите слова, которые называют маленькие предметы или называют их ласково. При помощи каких суффиксов они образовались? Прочитайте, какое значение имеют эти суффиксы? А в ходе путешествия нам встретились слова, в которых суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение? Запишите их тоже.

- Во 2 столбик запишите слова, которые обозначают профессию или род занятий. - ---Посмотрите в свой маршрутный лист. Встречались ли нам сегодня ещё такие слова? Запишите. При помощи каких суффиксов они образовались? Какое значение имеют эти суффиксы? Прочитайте.

- Какое слово осталось? Что оно обозначает? При помощи какого суффикса образовалось? Нам встречались такие слова сегодня? Тогда запишите сами название детёныша какого-нибудь животного. Что у вас получилось.

- Мы можем ответить на 3 вопрос?

-  Это лишь некоторые значения суффиксов, другие значения вы будете узнавать на следующих уроках.

- Вам понравилась игра? Давайте поблагодарим детей и пойдём дальше.

-  Смотрите, куда мы попали. Поляна, шкатулка. В ней, наверное, наши подарки. (Появляется дракон)

- Посмотрите, дракон не хочет отдавать нам подарки. Что нам делать? А я предлагаю превратить этого злого дракона в маленького и доброго. Как это сделать? Давайте вспомним нашу игру. Мы научились при помощи суффикса образовывать слова с разными значениями. Давайте попробуем превратить злого дракона в доброго при помощи суффикса. Как это сделать? (- чик)

- А вот и коробочка с подарками. Посмотрите. Вот такой весёлый суффикс вам в подарок на память о нашем сегодняшнем путешествии.

Собирают из частей слова

Работают в группах у доски

Вспоминают окончания существительных

Отвечают на вопросы

Записывают самостоятельно

Отвечают
на вопросы

Закрепляют знания, полученные на уроке

Познавательные УУД

– используют знаково-символические средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач; владеют навыками смыслового чтения, логическими операциями анализа, синтеза, обобщения.

Регулятивные УУД

– принимают
и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные УУД – слушают
собеседника,
излагают и аргументируют свою точку зрения
на обсуждаемую проблему.

Личностные – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению
 новых знаний

Регулятивные УУД

– принимают
и сохраняют учебные задачи.

4.

Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

– Вначале урока я спрашивала вас, что вы ждёте от урока. Давайте вспомним, что вы ожидали. Ваши ожидания оправдались?

- Наш урок был познавательным? Что было особенно важным для вас? Какие знания и умения? Отметьте это в своих листах знаком !

- Урок был интересным? Что было особенно интересно?

- А чтобы было ещё интереснее, раскрасьте дома свой маршрутный лист и, если хотите, поместите его в своё портфолио.

- Ребята, мы с вами совершили путешествие в сказочный город. А как он называется? Дома я предлагаю вам нарисовать город и придумать ему название, образовать его при помощи суффикса. А на следующем уроке устроить выставку-конкурс на самый оригинальный город.

Урок окончен. Спасибо за урок.

Оценивают свою деятельность на уроке

Отвечают на вопросы

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению
 новых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55Форма ведения урока по ФГОС НОООбъяснительно-иллюстративный урокУрок Повторения и...

Технологическая карта урока математики 2 класс Школа России

урок математики по программе "Школа России" 2 класс  урок закрепления...

Технологическая карта урока ИЗО 2 класс Школа России

урок изо  Тема:" В мире сказочных героев"...

Технологическая карта урока математики.2 класс. "Школа Россиии"

Технологическая карта урока математики. 2 класс, УМК "Школа России". Тема "Текстовые задачи,раскрывающие смысл действия умножения"....

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России"

Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько разс вопросами в косвенной форме...

Технологическая карта урока математики 3 класс "Школа России"

Деление двузначного числа на однозначное. Урок открытие новых знаний...