Технологическая карта урока на тему "Суффикс". 3 класс. Школа России
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока на тему "Суффикс". 3 класс. Школа России
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.Жители сказочного города приглашают в гости. Там вас ждут_____________________________
Какой части слова не хватает?
Тема:___________________________________________________________________
1.Что такое суффикс?
2.Какую роль играет суффикс?
3.Какие значения имеют суффиксы?
Улица, на которой много садов
_______________________________
П.ро. из груш
______________________________
Человек, который печёт п.ро.
________________________________
Поблагодарите жителей города за гостеприимство_______________________________________________
Пл.ща.ка для детей
_____________________________
Значения суффиксов
Уменьшительно-ласкательное | Род занятий, профессия | Детёныши животных |
Победи дракона
__________________________________
____________________________
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
в 3 классе на тему: «Суффикс »
Педагог: Салахова А.А.
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: - 1) Формирование представлений о суффиксе как части слова, его роди в слове, формирование первоначальных словообразовательных умений. 2) Формирование аналитических, коммуникативных умений, связной речи. 3) Развитие интереса к языку, культуры речи.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
-Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
-Наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке.
Личностные результаты:
- Проявляют интерес к познанию русского языка;
- Вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка.
УУД
Метапредметные результаты:
Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.
Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
Оборудование и технические средства обучения:
- Учебник;
- Школьная доска;
- Проектор;
- Мультимедийная презентация.
Рабочие материалы для обучающихся:
- Учебник;
- Канцелярские принадлежности;
- Карточки «Маршрутный лист» для работы по теме урока.
- УМК «Школа России»
Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс.
№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Организационный этап Цель: -установить эмоционально доверительный контакт. -создать благоприятную психологическую атмосферу. | - - Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Ахатовна, я проведу у вас урок русского языка. Чего вы ждёте от нашего урока? Каким он будет? (Учитель записывает на доске: интересный, познавательный, ….) - Что необходимо, чтобы он стал таким? Проверьте свою готовность. - Вот в конце урока мы с вами посмотрим, оправдались ли наши ожидания. | Приветствуют учителя, друг друга и гостей. Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД (самоконтроль) Коммуникативные УУД- слушают, излагают и аргументируют свое мнение |
2. | Актуализация необходимых знаний. Формулирование темы и цели урока. Цель: - сформировать тему и учебную задачу на основе создания проблемного вопроса: | Совсем забыла о самом главном! Когда я шла на урок, в дверях класса обнаружила странное письмо. Посмотрите. Хотите узнать, что в нём? Давайте посмотрим. - Дорогие ребята, жители сказочного города приглашают вас в гости. Там вас ждут. Так, что же ждёт? - Вот незадача, слово упало и рассыпалось. Помогите мне его собрать. (по дар и). Почему именно в такой последовательности вы расположили части слова? А вы знаете такой предмет? Может быть, какой-то части слова не хватает? - У вас на партах есть маршрутные листы, где мы будем отмечать всё, что увидели, узнали, чему научились, попробуйте собрать это слово и записать. - У кого получилось? Что же нас ждёт в сказочном городе? (подарки) - Как вы получили это слово? (при помощи -к) - Что это такое? Что это за часть слова? Как она называется? Давайте обратимся к учебнику, с.89 - Тема нашего урока? (Суффикс) -Запишите тему в свой маршрутный лист. На что нужно обратить внимание, записывая это слово (фф) Подчеркните и запомните. (Учитель записывает тему урока на доске) | Отвечают на вопросы. Собирают слово по частям Формулируют тему урока. Определяют задачи урока Работают с учебником Оформляют запись в маршрутных листах | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД Осознание и выделение того, что уже усвоено. Метапредметные УУД Овладение способом логического мышления Познавательные УУД – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности. |
3. | Открытие нового знания Цель: - Поиск решения учебной задачи. Работа над орфограммами | - Итак, мы отправляемся в сказочный город за подарками - Чтобы получить новые знания, нам с вами необходимо в ходе нашего урока-путешествия ответить на вопросы. Прочитайте их. (Вопросы записаны на доске) 1.Что такое суффикс? 2.Какую роль выполняет суффикс? 3. Какие значения имеют суффиксы? - Скажите, а на какие-то из этих вопросов мы уже можем ответить? - Давайте проверим себя, а для этого обратимся к правилу в учебнике. Прочитайте. Мы сделали правильный вывод? Что вы можете добавить? Ну а теперь в путь, в гости к жителям сказочного города. (На слайде город) - Хотите познакомиться с городом? Тогда давайте отправимся на экскурсию. - Мы попали на одну из улиц города. - Чем она примечательна? (сады) - Кругом сады. Как вы думаете, как она называется? Запишите в маршрутных листах название улицы. Как образовалось слово? (при помощи суффикса - ов) Выделите суффикс. Какая орфограмма есть в слове улица? Выделите её. - Посмотрите, жители города, готовясь к встрече с нами, приготовили угощение. Что это за угощение? Прочитайте в маршрутных листах. Как он называется? При помощи чего образовалось слово грушевый? Запишите название пирога . Какие орфограммы есть в слове пирог? Чтобы выяснить, какую непроверяемую безударную гласную нужно писать, обратитесь к словарю. Как проверить парную согласную на конце слова? А кто встречает нас с этим пирогом. Как называется эта профессия? (пекарь). Запишите слово и выделите суффикс. Как образовалось это слово? - Давайте поблагодарим жителей и пойдём дальше. Как это можно сделать? (Сказать спасибо). - Запишите это слово, а чтобы не ошибиться, обратитесь к орфографическому словарю - Посмотрите, куда мы попали? - Как она называется? (детская) Как образовалось это слово? Запишите его. На что обращаем внимание? (Безударная гласная, парная согласная). - Выделите орфограммы - Жители города очень любят детей . Они построили здесь детскую площадку | Работают по маршрутному листу Отвечают на вопросы Работают с орфограммой. Работают в маршрутных листах, повторяют изученные орфограммы Отвечают на вопросы Оформляют запись в маршрутном листе, проверяют по эталону, оценивают себя. | Регулятивные УУД – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, принимают Коммуникативные УУД -слушают, излагают и аргументируют свое мнение Познавательные УУД – используют знаково-символические средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют навыками смыслового чтения, логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Регулятивные УУД – принимают Коммуникативные УУД – слушают Личностные – проявляют интерес к предмету, стремятся |
4. | Применение нового знания на практике Групповая работа на отработку умения составлять слово из предложенных частей ( в движении) Сам. работа с проверкой по эталону | Динамическая пауза - Раз уж мы в гостях у детей, может быть, поиграем? Игра «Собери слово» Разделимся на три ряда. Первый ряд, подходит к первой парте. Второй, третий. Послушайте задание. У меня части слова (ключик, учитель, лесок, котёнок, ёлочка). Выберите каждый себе одну из частей. Нам необходимо собрать слово. Найдите товарища, у которого недостающая часть. (Учитель показывает один пример) - Кто собрал, прикрепите своё слово на доску. - Давайте посмотрим на доску. Почему только в одном слове окончание. Какие окончания в других словах? Обозначьте. - У вас в маршрутных листах таблица. В 1 столбик запишите слова, которые называют маленькие предметы или называют их ласково. При помощи каких суффиксов они образовались? Прочитайте, какое значение имеют эти суффиксы? А в ходе путешествия нам встретились слова, в которых суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение? Запишите их тоже. - Во 2 столбик запишите слова, которые обозначают профессию или род занятий. - ---Посмотрите в свой маршрутный лист. Встречались ли нам сегодня ещё такие слова? Запишите. При помощи каких суффиксов они образовались? Какое значение имеют эти суффиксы? Прочитайте. - Какое слово осталось? Что оно обозначает? При помощи какого суффикса образовалось? Нам встречались такие слова сегодня? Тогда запишите сами название детёныша какого-нибудь животного. Что у вас получилось. - Мы можем ответить на 3 вопрос? - Это лишь некоторые значения суффиксов, другие значения вы будете узнавать на следующих уроках. - Вам понравилась игра? Давайте поблагодарим детей и пойдём дальше. - Смотрите, куда мы попали. Поляна, шкатулка. В ней, наверное, наши подарки. (Появляется дракон) - Посмотрите, дракон не хочет отдавать нам подарки. Что нам делать? А я предлагаю превратить этого злого дракона в маленького и доброго. Как это сделать? Давайте вспомним нашу игру. Мы научились при помощи суффикса образовывать слова с разными значениями. Давайте попробуем превратить злого дракона в доброго при помощи суффикса. Как это сделать? (- чик) - А вот и коробочка с подарками. Посмотрите. Вот такой весёлый суффикс вам в подарок на память о нашем сегодняшнем путешествии. | Собирают из частей слова Работают в группах у доски Вспоминают окончания существительных Отвечают на вопросы Записывают самостоятельно Отвечают Закрепляют знания, полученные на уроке | Познавательные УУД – используют знаково-символические средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач; владеют навыками смыслового чтения, логическими операциями анализа, синтеза, обобщения. Регулятивные УУД – принимают Коммуникативные УУД – слушают Личностные – проявляют интерес к предмету, стремятся Регулятивные УУД – принимают |
4. | Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание | – Вначале урока я спрашивала вас, что вы ждёте от урока. Давайте вспомним, что вы ожидали. Ваши ожидания оправдались? - Наш урок был познавательным? Что было особенно важным для вас? Какие знания и умения? Отметьте это в своих листах знаком ! - Урок был интересным? Что было особенно интересно? - А чтобы было ещё интереснее, раскрасьте дома свой маршрутный лист и, если хотите, поместите его в своё портфолио. - Ребята, мы с вами совершили путешествие в сказочный город. А как он называется? Дома я предлагаю вам нарисовать город и придумать ему название, образовать его при помощи суффикса. А на следующем уроке устроить выставку-конкурс на самый оригинальный город. Урок окончен. Спасибо за урок. | Оценивают свою деятельность на уроке Отвечают на вопросы | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную Л – проявляют интерес к предмету, стремятся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку
Решение задач на движение в противоположных направлениях....
Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55
Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55Форма ведения урока по ФГОС НОООбъяснительно-иллюстративный урокУрок Повторения и...
Технологическая карта урока математики 2 класс Школа России
урок математики по программе "Школа России" 2 класс урок закрепления...
Технологическая карта урока ИЗО 2 класс Школа России
урок изо Тема:" В мире сказочных героев"...
Технологическая карта урока математики.2 класс. "Школа Россиии"
Технологическая карта урока математики. 2 класс, УМК "Школа России". Тема "Текстовые задачи,раскрывающие смысл действия умножения"....
Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России"
Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько разс вопросами в косвенной форме...
Технологическая карта урока математики 3 класс "Школа России"
Деление двузначного числа на однозначное. Урок открытие новых знаний...