Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б » (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство со звуками [б], [б,] , печатными и письменными буквами Б, б; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить учащихся с буквами Б, б; учить выполнять слого-звуковой анализ слов; характеризовать звуки [б], [б,];
- совершенствовать навыки; составлять слоги, слова и читать их; учить сравнивать звуки
Развивающие:
- развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание;
- развивать приемы умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
- развивать умения работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б » | 147.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по обучению грамоте
Дата: 19.10.2021 Школа: №152 Класс: 1 «б» Урок: 1 Время: 8.50 – 9.30 Кабинет: 213 | Студент: Абдрашитова Д. Ф. Группа: 45 Учитель: Кузнецова В.В. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б »
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство со звуками [б], [б,] , печатными и письменными буквами Б, б; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить учащихся с буквами Б, б; учить выполнять слого-звуковой анализ слов; характеризовать звуки [б], [б,];
- совершенствовать навыки; составлять слоги, слова и читать их; учить сравнивать звуки
Развивающие:
- развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание;
- развивать приемы умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
- развивать умения работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа | Создаёт эмоциональный настрой. - Здравствуйте! Меня зовут Диана Фанильевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. – Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.) – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу! | Показывают готовность к уроку. -Здравствуйте! | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Л:понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: парная, фронтальная Словесный метод: беседа | Проверка знаний по предыдущей теме. -У нас урок обучения грамоте, а начнём мы его с речевой разминки-повторения: (на доске напечатаны слоги и слова)
СЫ-СУ-СА, Ы-У-А ЗЕ-ЗА-ЗИ, Е-А-И
Что мы знаем о букве «З»? Что мы знаем о букве «С»? Мотивация учащихся -Ребята, за активную и хорошую работу на уроке, вы будете получать жетоны. Если вы набираете 5 жетонов, то получаете наклейку. -А теперь откройте учебник на странице 97 и посмотрите на поля, где изображены зебра и голуби. - Как вы думаете, что общего у слов зебра и голуби? |
Рассматривают картинки - буква Б (бэ) | Предметные: Знать: материал по предыдущей теме Уметь: применять полученные знания Метапредметные: Р:выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание К: планируют учебное сотрудничество П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Учебник, жетоны | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: формулирование темы и цели урока Проблемный метод: подводящий диалог, проблемная ситуация. | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока -Значит, о чём мы с вами будем говорить на уроке? -Предположите, какую цель мы должны поставить сегодня на уроке? – Познакомиться со звуками и согласной буквой Б, которые она обозначает. ФИЗКУЛЬМИНУТКА | -О букве Б -познакомиться с этой буквой | Предметные: знать, о чём будет говорится на уроке; уметь предполагать тему и цель урока. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | ||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Изучение нового материала -Теперь вернемся к учебнику. Выполним слого-звуковой анализ слов зебра и голуби. -Произнесём слово зебра. Как слышим? -Произнесём по слогам Зеб-ра -Сколько слогов в слове зебра? -Почему? (потому что сколько в слове гласных, столько и слогов) -Сколько здесь гласных? (2) Значит 2 слога -Давайте произнесём 1 слог (Зеб б) Произносим последний звук [б]. Какой он? -Поселим его на ленту памяти, на верхнюю строчку, потому что он звонкий. -У него есть парный звук? -Да, парный звук [п] – он какой? (глухой) -То есть звук [б] по звонкости глухости – парный. -Произнесём слово голуби. Как слышим? -Произнесём по слогам Го-лу-би - Сколько слогов в слове голуби? - Почему? (потому что сколько в слове гласных, столько в нём слогов) -Сколько здесь гласных? (3) Значит 3 слога -Произнесём 3 слог (би) -Какой звук слышим? [б,] Какой он? Он согласный, мягкий и звонкий. Составим схему Учитель объясняет схему и вывешивает на доске. -Дадим характеристику новым звукам | -твёрдо -2 слога -потому что, сколько в слове гласных, столько и слогов - звонкий -Да -Глухой -3 слога -[б,] Внимательно слушают учителя Высказывают свои предположения. | Предметные: знать слого-звуковой анализ слов; уметь произносить звуки, читать слова Метапредметные Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Учебник, схема | |
- Звук [б] – согласный, твёрдый, на схеме обозначается синим цветом, синим слиянием. -Звук [б’] – согласный, мягкий, на схеме обозначается зеленым цветом, зеленым слиянием. Это звонкие звуки. – На письме звуки [б] и [б’] обозначаются буквой Б (бэ) – На что похожа буква (бэ) Б? Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком. | |||||||
Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 97) – Прочитаем слоги-слияния хором На доске вывешены слоги Ба бо бу бы бе би – Прочитаем слоги с твёрдым слиянием - Прочитаем слоги с мягким слиянием -Почему слияния бе и би мягкие? (потому что гласные е и и обозначают мягкость предшествующего согласного) – Прочитаем слова Зебра кобра зубры зебры белка барсук -Поиграем в игру. Если вы услышите слово в которым есть мягкий звук [б’] –хлопните, если услышите слово в котором твёрдый звук [б] – топните. Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения (учебник, – Рассмотрите иллюстрацию. – К какой сказке иллюстрация? – Кто написал эту сказку? – Кто живет под елью? – Что делает белка? – Какие она грызет орешки? – Кто стережет белку? – Выразительно прочитайте стихотворение. -Кто хочет прочитать стихотворение? –Дома выучите стихотворение наизусть ФИЗКУЛЬМИНУТКА | Хором читают слоги. Называют слоги с мягким звуком [б’] и твердым звуком [б]. Ученики по порядку читают слова Рассматривают иллюстрацию. – Сказка о царе Салтане. – А. С. Пушкин. – Белка. – Песенки поет и орешки все грызет. – Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд. – Слуги стерегут. Выразительно читают стихотворение По строчкам | Учебник, распечатанный материал на доске | |||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Выполняет упражнения на закрепление нового материала: Работа с текстом (учебник, с. 97) Учитель читает текст – Где были дети? – Что видели в парке? – Что делала белка? – Что белка брала из рук детей? – Озаглавьте текст. | Работают над закреплением нового материала -в парке -липы, сосны и белку -скакала с ветки на ветку -баранки -Прогулка в парке; однажды в парке | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа, уметь определять падеж по вопросам и предлогам. | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: фронтальная, индивидуальная Практический метод: работа с прописями | определять падеж имён срвррвоыргртотстущ.). Работа в прописях (стр. 12) -Увидели оранжевый флажок. Первая строчка строчная буква б. -Сколько элементов в строчной букве б? Показывает элементы на доске -Сначала пишем основной элемент - овал. Писать его начинаем так же, как букву "а" в начале слова, затем пишем дополнительный элемент - ведём прямую линию вверх и делаем плавный поворот направо. -Обведите элементы по образцу. -Сядьте прямо, правильно возьмите ручку, подняли руку вверх. Вы пишете в воздухе, а я на доске. - Будем начинать писать от красной точки. -Напоминаю, что рабочая строка у вас узкая. -Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём овал, закругляем, дальше наклонная прямая и ведём вправо. -Обведите по образцу и самостоятельно в строчку пропишите строчную б ещё 3 раза! -Теперь заглавная буква Б. - Сколько элементов в заглавной букве Б? Показывает элементы на доске -Заглавная буква Б состоит из длинной прямой линии с полуовалом и верхней прямой линии "шапочки". -Обведите эти 3 элемента по образцу. -Пропишем в воздухе.. Мы начинаем её писать выше рабочей строки на вспомогательной. Ведём наклонную линию. Дальше петелька, ведём её до верхней границы рабочей строки, закругляем полуовал. | Работа в прописях -2 элемента -3 элемента | Предметные: знать пройденный материал; уметь применять полученные знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Прописи | |
рпр -Обведите по образцу и самостоятельно в строчку пропишите заглавную Б ещё 3 раза. -Ребята, на 3 строчке какую закономерность вы видите? - У вас заглавная, состоящая из 3 элементов и строчная, состоящая из 2 элементов. Показывает правописание букв на доске - Пропишите, чередуя их 3 раза, то есть заглавная, строчная, заглавная, строчная… -Дальше, под голубым флашком на 1 строчке, какая закономерность? (Строчную соединяем со строчной) Показ соединения строчных букв б -Вы пишете сначала 2 строчных, затем ещё две и ещё две, то есть всё по 3 раза. -Показ соединения заглавной и строчной буквы -Пропишите 2 строчку под голубым флажком также по 3 раза. -Теперь подчеркните те буквы и соединения, которые у вас получились красиво и аккуратно. -Рядом с каждой строчкой оцените себя . Поставьте зеленый кружок, если у вас все элементы написаны правильно, без ошибок. Желтый кружок - 1, 2 ошибки Красный - не получилось правильно написать элементы. | -Заглавная чередуется со строчной | ||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Организует выполнение задания на повторение материала: -Теперь давайте с вами посмотрим на слова под розовым флажком. Прочитаем. Банк обед рыба обои -Какое слияние в слове банк с новой буквой? (ба) -Оно какое? (твёрдое). Подчеркните синим цветом. -В слове обед, какое слияние? (бе) Оно мягкое, подчеркните зеленым цветом. -В слове рыба, какое слияние? (ба, твёрдое) -Почему слияние ба твёрдое? (потому что А указывает на твёрдость предшествующего согласного, а Е указывает на мягкость предшествующего согласного) -Скажите, а в слове обед буква Е будет обозначать один или два звука? (один, потому что стоит после мягкого согласного) -Обведите эти слова. -Теперь давайте прочитаем следующее слово болт. Что это слово обозначает? (деталь) -Итак, наша задача сделать схему к слову. Учитель показывает на доске, дети в тетрадях -Выделите прямоугольник у себя в тетради, в строчке. -Произнесём ещё раз. -Сколько слогов в слове болт? (1) Значит ударение мы с вами ставить не будем. Боолт, слово начинается с отдельного звука или со слияния? (со слияния) -Бо, отделили себе слияние, показали. -Какое это слияние, твёрдое или мягкое? (твёрдое) | Выполняют задание. Отвечают на вопросы -Значит, цвет какой? (синий) Закрасили. -Бо-л-т. Отдельный звук или слияние? (отдельный) Какой? (твердый) значит цвет синий. Т – отдельный звук? (Да) | Предметные: знать пройденный материал; уметь применять пройденный материал на практике Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Прописи | |||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Оценивает деятельность учащихся на уроке: -Кто назовёт тему нашего урока? -Вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока? -Кто считает, что мы достигли цели? -А теперь поднимите зеленый карандаш, если вам было всё понятно на уроке. Желтый – у вас были ошибки. Красный – ничего не поняли. -Кто заработал жетоны за урок, подойдите ко мне. -Молодцы! Спасибо за работу. До свидания! | Отвечают на вопросы: -Согласная буква Бэ и звуки [б], [б’] -познакомится с буквой Бэ | Предметные: уметь грамотно построить свою речь Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС
Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....
Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."
Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внима...
Обучение грамоте "Согласные звуки [м],[м\'], буквы М, м". Школа России
Конспект урока 1 класс обучение грамоте...
Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласный звук [й’]. Буквы Й й», 1 класс ,программа "Планета знаний"
Конспект урока по обучению грамоте в 1 «А» классеКласс: 1 «А»Тема: «Согласный звук [й’]. Буквы Й й».Цель: формирование представлений у обучающихся о непарном ...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Согласные звуки б, б’, буквы Б, б"
Технологическая карта урока по обучению грамоте Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б...
Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Звуки [т], [т\'], буква Т, т" ( УМК «Перспектива» 1 класс)
Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [т], [т'] и буквами Т, т и написании букв. Задачи урокаДидактические: Познакомить учащихся с произношением звук...
Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласные звуки [к], [к’]. Буква К, к» 1 класс УМК "Школа России"
Цель урока: формирование знания о согласных звуках [к], [к’]и букве «к», выработать умение проводить слогозвуковой анализ слова, читать слова и предложения с новой буквой,писать стро...