Технологическая карта урока обучения грамоте и письму "Звуки [с], [с']. Буквы С,с" (1 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема: "Звуки [с], [с’]. Буквы С,с"
Тип урока: "открытие" нового знания
Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [с], [с’] и букве С ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме строчной буквы С.
Задачи урока
Дидактические:
1. Научить давать характеристику звукам [с] и [с’], научить различать эти звуки;
2. Научить выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой С;
3. Научить читать слоги, слова с буквой С;
4. Научить анализировать форму буквы С, и научить писать букву С по алгоритму, соединять буквы в слоги, слова.
Развивающие:
1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
2. Развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственное отношение к учению;
2. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Звуки [с], [с']. Буквы С,с" (1 класс, УМК "Перспектива") | 56.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата: 19.10.2021 Школа: МАОУ «СОШ №104» Класс: 1т Урок: 4 Время: 10:45 – 11:25 Кабинет: 207 | Студент: Иванова Дарья Группа: 41 Учитель: Миронова Елена Николаевна Методист: Солопова Татьяна Викторовна |
Тема урока «Звуки [с] и [с′]. Буквы С,с»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [с], [с’] и букве С ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме строчной буквы С.
Задачи урока
Дидактические:
- Научить давать характеристику звукам [с] и [с’], научить различать эти звуки;
- Научить выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой С;
- Научить читать слоги, слова с буквой С;
- Научить анализировать форму буквы С, и научить писать букву С по алгоритму, соединять буквы в слоги, слова.
Развивающие:
- Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
- Развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственное отношение к учению;
2. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.
Оборудование: учебник «Азбука» автор Л.Ф. Климанова, 1 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), прописи «Мой алфавит» автор Л.Ф. Климанова, 1 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация, раздаточный материал.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне | Словесный: психологический настрой
Словесный: инструктаж |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте и письму. – Посмотрите на слайд, что на нем изображено? -А чем наполнен сундук? - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, и будем собирать сокровища. А куда мы отправимся, вы мне скажете сами, изучив иллюстрацию на слайде. -Но чтобы отправиться в путешествие, проверим вашу готовность к уроку. На парте у вас должна лежать азбука, прописи, желтый карандаш. -Сегодня вас ждем много новых и интересных заданий. Если вы выполните задание без ошибок, то раскрашиваете одну монету. Критерии, которые будут оцениваться: размер и аккуратность. Размер: ширина и высота буквы, наклон. Аккуратность: плавное движение руки, написано без помарок. -Каким цветом монетки? -А если вы совершите ошибку, то раскрашивать не нужно. Посмотрим, кто больше закрасит сокровищ во время нашего путешествия. |
-Сундук. -Сокровищами. - В зоопарк. -Желтым. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность. | Учебная презентация «Лист достижений» |
Актуализация знаний и мотивация (6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: учебный диалог Языковой анализ: выделение первого звука в слове Практический: речевая разминка Словесный: подводящий диалог Фронтальная |
-Скажите, в чем отличие буквы от звука? -Давайте с вами вспомним, на какие 2 группы можно разделить звуки. Верно. -Назовите отличительные признаки гласного звука. -Отличительные признаки согласного звука? - Какие преграды может встретить согласный звук? -Дайте характеристику согласного звука. Какой он? -С чего начинается любое путешествие? -Верно, давайте соберем вещи в путешествие. Я буду называть то, что нам понадобится, если слово, которое я назову, начинается на гласный – встаньте, на согласный – сядьте. Слова: рюкзак, еда, фонарь, удочка, палатка, аптечка, тарелка, одежда, веревка, спички. 2. Проводит артикуляционную разминку. -Здорово! Вот мы и собрались в путешествие. Если вы не допустили ни одной ошибки, при определении первого звука, раскрасьте монетку. -У настоящих путешественников есть свои кричалки. Познакомимся с нашей: Са-са-са – полосатая оса. Су-су-су – не поймать в саду осу. Сы-сы-сы – есть ли у осы усы? -Проговорим все вместе хором. Теперь проговорим быстрее. И самый последний раз – самый быстрый. - Ребята, какой звук встречается в этой чистоговорке чаще всего? 3. Организует проблемную ситуацию. - Отлично, ну а мы с вами отправляемся в путешествие! Кого же мы встретили первым? -Опишите слона, какого он цвета. -Давайте все вместе проговорим: Синий слон. -Скажите, что общего у этих слов? -Скажите, какие звуки повторяются в начале слов? Проговорим их еще раз. -Дайте характеристику этим звукам. | -Букву мы пишем, а звук произносим. - гласные и согласные. - 1. Произносится свободно, без преград. 2. Состоит только из голоса. 3. Образует слог. - 1. Произносится с преградой. 2. Самостоятельно не образует слог. 3. Не бывает ударным. - Зубы, губы, язык. - Согласный, твердый/мягкий, гласный/звонкий. -Со сбора вещей. - Звук [с]. -Слона. -Синего. -Они начинаются на букву С. - [с], [с’] | Предметные: повторить уже имеющиеся знания. Метапредметные: П: структурирование знаний П: звуковой анализ П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу П:умение воспринимать информацию, осознанно воспроизводить в процессе деятельности | «Лист достижений» Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: учебный диалог Фронтальная Наглядный: составление плана с опорой на слайд | 1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока. -Какое затруднение у вас возникло? -Так с какими же звуками мы будем сегодня знакомиться? -Какие цели поставим на урок? 2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке - А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо спланировать нашу работу. Но пока я к вам шла, весь план перепутался. Давайте его восстановим.
3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию. - Раскрасьте монетку те, кто верно составил план работы. |
- Мы не можем дать характеристику этим звукам. - Звуки [с], [с’] Узнаем характеристику звуков [с], [с’]. Научимся давать характеристику новым звукам и писать букву С.
Оценивают свою деятельность. | Метапредметные: Р: целеполагание П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Учебная презентация «Лист достижения» |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Аналитико - синтетический: звуковой анализ слова, характеристика звука. Словесный: учебный диалог Моделирование: Звуко-буквенный анализ Языковой анализ: звуковой анализ слова, характеристика звука. Словесный: учебный диалог Языковой анализ: выделение первого звука в слове Наглядный: демонстрация, ассоциация | 1.Организует работу с языковым материалом по теме. -Сейчас мы проиграем в игру. Вам необходимо найти все слова, которые начинаются на букву С. Отвечаем по поднятой руке. -Теперь назовите слова, в который буква С стоит в середине слова. -Слова, в которых буква С стоит в конце слова. -Молодцы, а мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите, чье лакомство мы нашли? -Все верно, а что это за лакомство. -Проговорим слово сыр все вместе.
-С какого звука начинается это слово? -Назовите первый звук, какой он? -Какую преграду встречает звук? -Закройте ушки и произнесите звук, глухой он или звонкий? -Мягкий или твердый? -Возьмите набор для составления схем. Давайте отметим первый звук. Каким цветом? -Второй звук. Какой он? Каким цветом? -Третий звук. Какой он? Каким цветом? -Повторите характеристику звука [с], в паре со своим соседом. 2. Организует работу по составлению характеристики звука. -Ребята, а кто нам может помочь и рассказать, куда нам отправить дальше? -Верно. Сегодня нашим гидом будет Сима. Она знает о животных зоопарка много интересных фактов и готова с нами поделиться. -Сколько слогов в слове Сима? Прохлопайте. -Какая буква находится под ударением? -В каком слоге находится изучаемый нами звук? -Назовите 1 слог. -Назовите первый звук, какой он? -Закройте ушки и произнесите первый звук, глухой он или звонкий? -Мягкий или твердый? - Как вы думаете, звук [с’] в схеме будет обозначен также как и звук [с] или по-другому? Каким цветом? -Проговорите характеристику звука. -Какие звуки обозначает буква С? -Какой вывод мы можем сделать? -Немного поиграем. Я буду читать слова. Когда вы услышите мягкий звук [с’], вы хлопаете, твердый звук [с] – топаете. -Раскрасьте монетку те, кто запомнил характеристику звука и умеет их отличать. 3. Организует знакомство с буквой. - Соотнесём нашу работу с планом достижения цели. Какой следующий этап? -Какой буквой обозначаются звуки [с], [с’] на письме? - Проверим, правильно ли вы ответили, откройте азбуку на странице 79. - На что похожа буква С? -А кто знает местоположение буквы С в алфавите? Покажите. - Откройте прописи на странице 22. Посмотрите в верхний правый угол и скажите, из скольких элементов состоит строчная буква с? -Можете ли вы назвать этот элемент? -Прежде чем приступить к письму вспомни правила посадки и как правильно держать ручку. Теперь разомнем наши пальчики. | - собака, снежинка. -Лист, лиса. - Ананас, нос. -Лакомство Мышки. -Сыр.
-1 слог. - Со звука [с]. - [с], согл., т.к. струя воздуха встречает преграду. -Зубы. -Глухой. -Твердый, т.к. произносится твердо. -Синим. -Гласный, красным. - Согласный, синим. -Гид. -2 слога. Си-ма. -Буква И. -В 1 слоге. -Си. -[с], Согл., струя воздуха встречает преграду. - Глухой. -Мягкий. -Зеленым. -Зеленым. -Согл., глух., мягкий - Звуки [с], [с’] -Данные звуки, всегда согл., глухие, но различаются по мягкости- твердости. Семья, сосна, скамейка, стул, семечки, сорока, сидеть, гусь, носорог. 2.Узнаем и запомним алгоритм написания буквы С. -Буквой С. - На месяц. - Из одного. -Полуовал. | Метапредметные: П: структурирование знания П: звуковой анализ, моделирование К: сотрудничество П: произвольное и осознанное построение речевого высказывания П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли П: анализ, синтез | Учебная презентация Набор составления схем. Учебная презентация «Лист достижений» Лента букв/учебная презентация Пропись, стр.22 |
Практический: пальчиковая разминка Наглядный: демонстрация написания букв Практический: письмо в воздухе Фронтальная Наглядный: демонстрация алгоритма написания буквы Индивидуальная | Паучок ходил по ветке, 4.Демонстрирует написание буквы. -Сядьте правильно и посмотрите написание буквы С. -Возьмите ручки в руки. Я посмотрю, как вы их держите. -Пропишем букву в воздухе, повторяя за написанием на видео. 5.Организует самостоятельную работу по написанию буквы. -Пропишите строчную букву С в прописях по теневым линиям. - Теперь пропишем букву С самостоятельно вместе со мной под диктовку. 1. Начинаю писать чуть ниже верхней линии РС, 2. Веду вверх влево и плавно закругляю, касаясь верхней линии РС, 3. Опускаю линию вниз, чуть округлив ее, 4. Не доводя до нижней линии РС, закругляю вправо, касаясь РС, 5. Заканчиваю писать чуть выше нижней линии РС. -Подчеркните ту букву, которая написана правильно и аккуратно: соблюден размер: ширина и высота буквы, наклон. Аккуратность, т.е. плавное движение руки, написано без помарок. 6.Организует самооценивание -Закрасьте монетку, если 3 ваши буквы написаны в соответствии с критериями. -Поднимите руку, у кого 3 буквы написаны правильно и аккуратно. Молодцы! -У кого не совсем получилось, не расстраивайтесь, мы только учимся. -Сделаем вывод: из скольких и каких элементов состоит буква С?
Динамическая пауза - А сейчас давайте встанем и немного отдохнем. Повторяйте движения на экране. | -Пальцы рук "бегут" по предплечью. -Стряхивающее движение. -Хлопок ладонями. -Ладони прижаты, пальцы растопырены. - из одного – полуовал. | Р: саморегуляция П: анализ написания буквы Р: выполнение действия по заданному правилу Р: оценка | Динамическая таблица – написание буквы «Лист достижений» | ||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Конструирование: составление слогов Парная Словесный: учебный диалог Частично-поисковый: выборочное чтение Фронтальная Наглядный: демонстрация написания слогов | 1.Организует составление и чтение слогов - Откройте азбуку, на стр. 79 слева найдите рамку. Потренируемся в составлении слогов. -Сейчас в паре попробуйте составить слоги. -Что общего у всех этих слогов? Из чего состоят? -Попробуйте разделить все слоги на 2 группы. Какие? -А сейчас мы разделимся на две команды. Девочки будут читать те слоги, где звук С мягкий, а мальчики – твердый. -Что указывает на твердость звука? - Почему звук в слоге СИ мягкий? Что указывают на мягкость? - Как еще можно составить слоги? 3. Организует самооценивание -Если вы все слоги составили верно, и ответили на мои вопросы – закрасьте монетку желтым. 4. Организует написание слогов, работу в просписи. - Какие виды соединения вы знаете? - Откройте прописи на стр. 22. Прочитайте слоги. -Сначала пропишите самостоятельно по теневым линиям. Не забывайте держать ручку правильно и сидеть ровно. - Я буду писать слоги на доске, комментируя. Вы пишите в прописи. СУ: пишу букву С, останавливаюсь чуть выше нижней линии РС, и веду вверх, соединяя с буквой У, верхним соединением. СО: пишу букву С, останавливаюсь чуть выше нижней линии РС, отклоняюсь чуть-чуть в право и снизу соединяю с буквой О, нижним соединением. СЫ: пишу букву С, останавливаюсь чуть выше нижней линии РС, веду вверх, соединяя с буквой Ы, верхним соединением. -Пропишите по половине строки каждого слога у себя в прописи. -Подчеркните те слоги, которые написаны правильно и аккуратно: соблюден размер: ширина и высота буквы, наклон. Соединение букв. Аккуратность, т.е. плавное движение руки, написано без помарок. 5. Организует самооценивание -Закрасьте монетку, если 3 слога написаны в соответствии с критериями. -Поднимите руку, у кого 3 слога написаны правильно и аккуратно. Молодцы! -У кого не совсем получилось, не расстраивайтесь, мы только учимся. | Составляют и читают слоги. -Состав: звук согл., глух. - Твердые и мягкие. Девочки: се, сё, си Мальчики: са, со, су, сы - После звука идут звуки а, о, у, ы, которые придают звуку твердость. -Звук и, т.к. он всегда указывает на мягкость. -Наоборот: ас, ос, эс, ус, ис, ыс. -Верхнее, среднее, нижнее. | Метапредметные: П: структурирование знаний; П: смысловое чтение Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. П: работать по предложенному плану; Р: саморегуляция Р: оценка | Азбука, стр.79 Прописи стр. 22 «Лист достижения» |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная Словесный: учебный диалог Практический: упражнение Парная Фронтальная Наглядный: демонстрация написания Копировальный: письмо по теневым линиям | 1.Организует самостоятельную работу в прописи. -Что мы можем составить из слогов? -Верно, мы будем учиться читать слова, с изученными слогами. -На этом наше путешествие не заканчивается. Сима просит помощи, слоги из названий некоторых животных спрятались, помогите их найти. У вас на столах лежат карточки со словами, в которых допущены пропуски, ваша задача записать нужный слог. Работать будете в паре. А поможет вам в этом паспорт животных, представленный на экране. -Давайте проверим, названия, каких животных вам удалось восстановить. -Обратите внимание на соединения в этих словах. -Сима знает много интересных фактов о животных, и вот что говорится о соме: Сом - крупная рыба. Чтобы приманить к себе добычу, он шевелит усиками, держа пасть открытой. Остальные рыбешки думают, что это червяки и попадаются на обман. Всю жизнь сом проводит в одной яме. Охотиться предпочитает только ночью. Живет они долго, до 40 лет. -Посмотрите, я пропишу слово «сам». Какие соединения в этом слове? -Пропишите по теневым линиям, а затем самостоятельно 1 раз. 2.Организует самооценивание -Оцените свою работу. Соблюден ли наклон букв, соединения? Написано без помарок? Если работа соответствует всем критериям – закрасьте монетку. | -Слова. Оценивают свою деятельность. - крыСА, барСУк, СОм, СИница, СЫч, Анализируют информацию. | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; Р: саморегуляция П: поиск и выделение необходимой информации Р: оценка | Раздаточный материал – карточки с пропуском слогов. Учебная презентация «Лист достижений» |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Практический: жужжащее чтение Индивидуальная Практический: Чтение предложений | 1. Организует чтение предложений. -А что мы можем составить из слов?
- Откройте азбуку на стр. 79, найдите стихотворение. Сколько в нем предложений? -Сколько слов в 1 предложении? -Во 2? -В 3? -Обратите внимание, какие знаки препинания стоят в конце предложений. -Сейчас самостоятельно, в полголоса прочитайте стихотворение. В первом предложении слово заменили картинкой, будьте внимательны. - Кто желает прочитать 1 предложение? 2? 3? -Что интересного вы прочитали? -Как вы понимаете последнее предложение: Мы сами с усами? -Данное выражение означает то, что мы сами не хуже, не глупее других. -Прочитайте предложение, которое состоит из 3 слов. -Прочитайте предложение, в котором говорится о том, что мы сами не глупее других. -Прочитайте предложение, в котором речь идет о соме. -Найдите и прочитайте все слова с буквой С. 3. Организует самооценивание - Кто считает, что правильно ответил на все мои вопросы, закрасьте монетку. -Все ли пункты плана мы выполнили? | -Предложения. -Три. - 3. -4. -4. -Точки. -Что у кота и сома усы. -У кота усы. -Мы сами с усами. -И у сома усы. - Усы, сома, сами. Оценивают свою деятельность. -Да. | Метапредметные: П: анализ, синтез П: смысловое чтение К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Р: оценка, фиксация затруднений | Азбука, стр.79 «Лист достижения» |
Рефлексия деятельности (4 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: обобщающая беседа Фронтальная | 1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями. -Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какова тема урока? -Какие цели мы ставили на урок? -Дайте характеристику звукам [с], [с’] -Из каких элементов состоит буква С? 2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. -Как вы считаете, мы достигли целей урока? -Посчитайте, сколько монеток получилось? Кто заработал 8 монеток? Молодцы, можно сказать, что вы усвоили тему на отлично. Кто получил 7-6 монеток? Хорошо. Не все получилось, но вы близки к достижению цели. У кого 5 и менее монеток? Не расстраивайтесь, вам нужно еще немного потренировать и у вас все получится. -Ребята, полезно ли вам было наше путешествие по зоопарку? -Что нового вы узнали? -Спасибо за урок! До свидания! | - Звуки [с], [с’] Узнаем, характеристику звуков [с], [с’]. Научимся давать характеристику новым звукам и писать букву С. [с]: согл., глухой, тв. [с’]: согл., глухой. Мягкий - Из полуовала. Оценивают свою деятельность. | Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: построение речевого высказывания Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности Р: оценка, фиксация затруднений | Учебная презентация «Лист достижения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [г], [г\']. Буквы Г г» 1 класс
Тема: «Звуки [г], [г']. Буквы Г г»Тип урока: урок рефлексия...
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п» (1 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания;Цель урока: создание условий для формирования представлений у учащихся о согласных звуках [п], [п’] и букве Пп; совершенствование навыка слогового...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [п] и [п`], буква П, п» 1 класс
Цель урока: формирование понятия о согласных звуках [п] и [п`] и согласной букве П, п; характеристике этих звуков и умение различать эти звуки.Задачи урокаДидактические:Узнать характеристи...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е", 1 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования пон...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук “[д],[д`] и буква Д, д.» (1 класс)
Цель урока: Знакомство со звуком [д],[д`] и с буквой Д,д.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Овладение умением давать характеристику звукам;2.Формирование навыка чтения слов, предложений...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б» 1 класс, УМК «Школа России»
Тема урока: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуках [б], [б’], букве ...