Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Строчная и заглавная буквы Ц, ц» (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «Строчная и заглавная буквы Ц,ц»

 

Тип урока: закрепление

Цель урока: закрепление умения писать строчную и заглавную букву [це]; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение сравнивать звуки;
  2. выполнять слого-звуковой анализ слов;
  3. развивать умение правильно писать букву Цц;
  4. выполнять гигиенические правила письма;
  5. осуществлять анализ написанного.

Развивающие:

  1. развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ/ПИСЬМО

Дата: 14.12.2021

Школа: №152

Класс: 1 «а»

Урок: 3

Время: 09.45-10.25   Кабинет: 215  

Студент: Баранова Александра

Группа: 45

Учитель: Селянина Н.В.   _________________________

Методист: Кошкарова Л.С________________________

Тема урока «Строчная и заглавная буквы Ц,ц»

Тип урока: закрепление

Цель урока: закрепление умения писать строчную и заглавную букву [це]; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение сравнивать звуки;
  2. выполнять слого-звуковой анализ слов;
  3. развивать умение правильно писать букву Цц;
  4. выполнять гигиенические правила письма;
  5. осуществлять анализ написанного.

Развивающие:

  1. развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: создание эмоционального настроя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте прописи, ручки, азбуки. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

Меня зовут – Александра Владимировна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Изучать тему урока с нами будет Незнайка, потому что он забыл некоторые буквы. И мы должны помочь. Для того, чтобы мы ничего не упустили, у нас есть план, по которому Незнайка будет подниматься выше. А за каждый правильный ответ, вы будете получать жетон. Итак, приступим.

Показывают готовность к уроку.

Предметные: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные:  освоение личностного смысла учения, желания учиться.

План урока.

 Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный метод: постановка вопросов      

Практический метод: выполнение упражнений

Проводит графический диктант:

Незнайка поднимается на первый пункт плана  – «Схема слова». Это значит, что мы должны показать, как хорошо знаем характеристику звука. Ваша задача, после того, как я назову какой-либо звук, показать, при помощи «светофора» какой он. Для этого возьмите три карандаша-зеленый, синий, красный. Приступаем.

[о], [д‘], [т], [в‘], [с], [з‘], [и], [а],[б‘], [г], [у], [п‘], [л], [с‘], [ц].

Какой звук из перечисленных вы изучили на прошлом уроке?

Давайте вместе дадим ему характеристику. У вас на партах лежат карточки, в парах составьте схему с характеристикой звука [ц]. По завершению сделайте домик.

Проверьте работу со схемой на слайде.

Выполняют задания:

-     ,      ,       ,       ,      ,      ,      ,

      ,     ,      ,     ,      .  

- звук [ц].

-

Предметные: уметь составлять схемы слов, знать характеристику звука [ц].

Метапредметные:

Р: коррекция

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: звуковой анализ, моделирование

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Раздаточный материал для составления характеристики звука [ц].

Постановка учебной задачи
(7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов:

Вы справились с работой, а значит Незнайка поднимается на ступень – «Тема урока». Как вы считаете, что нам необходимо выполнить на данной станции?

Верно. Нам необходимо узнать тему урока. Для этого проведем фонетическую зарядку. Перед вами текст, послушайте внимательно.

Ца-ца-ца – дождик льется без конца.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Цу-цу-цу – идем мы к продавцу.

Прочитаем хором. Прочитает первый ряд. Прочитает второй ряд. Прочитает третий ряд.

Формулирует тему и цель урока

Какая буква чаще всего встречается в стихотворении?

Как вы считаете, какую тему мы продолжим изучать?

Какую цель урока сформулируем?

 

Выполняют задание:

-узнать тему урока.

-читают хором, затем каждый ряд хором.

Формулируют тему, цель урока:

-буква [це].

-«Строчная и заглавная буква Ц,ц»

Цель: закрепление умения писать строчную и заглавную букву [це] и читать слова с буквой.

Предметные: уметь читать стихотворения.

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные :  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Проектор. Слайд с разминкой. Слайд с темой урока и целью.

Закрепление изученного материала
(4-5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменных и устных упражнений

Организует работу над выразительным чтением:

Тему урока сформулировали, а значит Незнайка поднимается на ступень – «Прочитай». Как вы считаете, что нас ожидает на данной ступени плана?

Правильно. Откройте страницу 54 учебника. Перед вами стихотворение Леонида Дьяконова. Леонид Дьяконов – советский детский поэт. Он написал для детей более 50 книг. В число которых входили и рассказы, и стихотворения. С одним стихотворением мы познакомимся сегодня. Прочитайте название стихотворения.

Стихотворение называется «Буква ц». Предположите, о чем будет говорится в стихотворении?

Сейчас узнаем, о чем же стихотворение. Я буду читать, а ваша задача внимательно слушать. Так как в конце вы должны будете дать ответ на вопрос «Кто явился в цех на работу?».

Читает стихотворение.

Итак, дайте ответ на вопрос «Кто явился в цех на работу?».

Перед тем, как я задам следующий вопрос, прочтем текст повторно. Читать его уже будете вы. Кто начнет?

Организует работу по анализу стихотворения:

По чему ходит цапля? Докажите текстом.

Когда откроется цирк?

С чем сравнивает букву ц автор?

Выполняют упражнения:

-чтение текста.

-«Буква Ц».

- о словах, в которых есть буква [це].

-кузнецы.

Читают стихотворение.

- по болоту.

-в субботу.

-словно камушек в кольце.

Предметные: уметь анализировать стихотворения.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Азбука.

Презентация.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: индивидуальная      Словесный метод: объяснение задания       Практический метод: письменное упражнение

Организует выполнение самостоятельной работы:

Текст прочитали, значит Незнайка поднимается на ступень – «Самостоятельная работа». Как вы считаете, какое задание ждет вас на этой станции?

Верно, сейчас приступим к выполнению самостоятельной работы. Для этого откройте пропись на странице 23. Как должно продолжиться предложение «Цапля ходит по…»

Откуда эта строчка?

Проводит пальчиковую гимнастику.

Итак, сейчас ваша задача самостоятельно написать законченное предложение в прописи. Для этого следуем плану:

1. Прочитайте предложение.

2. Сколько слов в предложении?

3. Как напишем первое слово? Почему?

4. Пишем и проговариваем.

Приступайте к работе.

А теперь обменяйтесь прописью с соседом по парте и подчеркните самое красивое слово, которое хорошо написано.

Хорошо. Все справились с работой.

Выполняют самостоятельную работу.

-выполним самостоятельную работу.

-по болоту.

-из стихотворения «Буква Ц».

Выполняют гимнастику.

Выполняют задание.

-читают предложение.

-4.

-с заглавной,т.к. начало предложения.

-проговаривают и записывают предложение.

Предметные: уметь писать предложения.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П:  ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные :  учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Пропись.

Включение в систему знаний, повторение

 (8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Практический: работа с прописью.

Словесный метод: объяснение задания

Формы:фронтальная, индивидуальная.

Проводит гимнастику для глаз.

Организует выполнение упражнений на закрепление:

Молодцы! Предложение написали и Незнайка поднимается на ступень – «Выполни задания». А это значит, сейчас мы будем выполнять разные задания. И первое задание у нас в прописях. Необходимо распределить слова в две строчки. Как называются строчки?

Что написано в столбце?

Как можем назвать эти слова?

Кого отнесем к птицам?

Кого отнесем к животным?

Напишите слова из столбика к строчке «Птицы», «животные». Помните о том, что ноги должны стоять на полу, между партой и грудью помещается кулачок, пропись под наклоном.

Молодцы! Хорошо пишите.

Следующее задание – чтение слогов. Посмотрите на таблицу на странице 55 азбуки.

Прочитаем первую строчку – хором.

Вторую строчку прочитает 1 ряд.

Третью строчку прочитает 2 ряд.

Третью строчку прочитает 3 ряд.

Слоги прочли. Значит можем прочитать стихотворение.

Прочитайте название стихотворения на странице 55.

Предположите, о чем будет говорится в стихотворении?

Сейчас узнаем, о чем же стихотворение. Я буду читать, а ваша задача внимательно слушать. Так как в конце вы должны будете дать ответ на вопрос «Кого лепил мальчик?».

Кого лепил мальчик?

Кто прочитает стихотворение?

Анализируют стихотворение:

Кто хвалил мальчика?

Как хвалил мальчика отец? Докажите текстом.

Кто получился в итоге?

Молодцы! Справились с заданиями на данной ступени плана. И Незнайка поднимается на ступень – «Рефлексия!»

Выполняют задания:

-«Птицы», «животные».

-синица, заяц, цапля, волк.

-названия птиц и животных.

-синица, цапля.

-заяц, волк.

-пишут пословицу.

-читают.

-«Тонкая работа».

-отвечают.

-внимательно слушают.

-кота.

-ученик читает стихотворение.

-отец.

-«Прекрасно!Молодчина!Какая красота!Как правильно!Как тонко!»

-поросенок.

Предметные: уметь писать предложения, анализировать стихотворения.

Метапредметные: 

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Азбука.

Пропись.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока?

Посмотрите на план работы, поднимите руку, кто считает, что мы достигли цели?

А теперь посмотрим, сколько жетонов получили активисты. Хорошо работали и активно все выполняли учащиеся…, остальные выполняли всё хорошо.

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

Отвечают на вопросы:

Отвечают.

-поднимают руку.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Личностные :  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [к], [к\']. Буквы К, к» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [к], [к,] и букве К, к, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формировать ум...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму "Звуки [с], [с\']. Буквы С,с" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Звуки  [с], [с’]. Буквы С,с" Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока:  формирование знаний учащихся о согласных звуках [...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письмо "Звуки [т], [т’]. Буква Т,т", 1 класс (УМК "Перспектива")

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’] и букве Т ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме строчно...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письма (интегрированный) (1 класс). Тема: «Знакомство со звуками [л], [л’] и буквой Л, л». УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся о гласных звуках [л], [л’] и способах их графического обозначения с помощью буквы Л, л; навыко...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв" (УМК "Перспектива" Азбука, 1 класс,1часть)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний о гласных звуках [а],[о],[у],[и],[ы],[э] и буквах, их обозначающихЗадачи урока: Дидактические:1. обобщить и систе...