Урок русского языка в 1 классе."Общее значение однокоренных слов".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе по теме "Общее значение однокоренных слов"
Тип урока: изучение нового материала
Цели деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о признаках родственных слов, умения различать родственные слова, обеспечить развитие УУД
личностных: мотивация учения;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
регулятивных: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно), контроль, оценка, волевая саморегуляция, воспитание культуры учебного труда, уважения к своим товарищам.
Оборудование: УМК, компьютерная презентация, проектор, экран, карточки для групповой работы, карточки для составления схемы на доске.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Орфографическая разминка.
1. «Диагностика» на слух: рыба, сова, кот.
2. Скандирование словарных слов:
ребята
дорога
Москва
учитель
язык
- Какое слово лишнее?
- На какие группы можно разделить слова?
- Какое слово нельзя перенести?
Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски) - Что мы с вами записали? (слова) - Что имеют слова? (значение) Прикрепляется листы с записью: слова, значение.
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
-Послушайте, что произошло однажды в лесу:
- Вы кто такие?
- Я волк, это – волчица, это наши волчата. А ты кто?
- А я ваша дядя –вол . -Ребята, как вы думаете, прав ли вол, считающий себя родственником волков? Почему?
- А кто такие родственники? (люди которые похожи между собой внешне и являются родными)
- Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.
- А нет ли родственников среди слов нашего языка?
- Как это можно установить? Давайте проведём исследование.
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Родственных словах )
IV. Изучение нового материала.
1.Исследование.
- Назовите героев-родственников нашего урока :
-Запишите эти слова: Волк, волчица, волчата.
- Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ) (-Можно выделить общую часть)
- Чем ещё похожи слова с похожим значением?
(Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ).
На доске получается схема:
СЛОВА
значение
похожее разное
общая часть
- Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?
– А где можно узнать точно название? (В учебнике)
Проверим свою гипотезу.
2 Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79
- Какие же значения имеют родственные слова?
Физкультминутка.
-Учитель читает пары родственных слов. Ребята должны выбрать правильные.
- Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.
3. Упражнение 3.
- Найдите общую часть в словах. Работа в парах.
4. Самостоятельная работа.
Работа над упражнением 5 с.81 в Р.т.
- Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.
V. Закрепление изученного.
1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников»
2.Найдите лишнее слово.
кот
котёнок
котята
котофей
котел
кошка
котище
VI. Итоги урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие слова называются родственными?
VII. Рефлексия учащихся.
Используется рефлексивный экран
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме "Общее значение однокоренных слов"
Урок русского языка в 1 классе по новым ФГОС НОО...
Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов.
Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов. Программа "Школа 21 век"....
Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»
Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...
Презентация урока русского языка 2 класс. Тема "Корень. Однокоренные слова"
Презентация к открытому уроку по русскому языку во 2 классе на тему "Корень. Однокоренные слова", 2 четверть....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 2 класс "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"
Тема: . Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение о...
Урок русского языка 2 класс "Школа России" Однокоренные слова
Конспект урока построен в соответсвии с ФГОС. В основе урока деятельностный подход. на уроке ученики работаю в парах, в группах, индивидуально....