Урок русского языка в 1 классе."Общее значение однокоренных слов".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Дмитриева Елена Михайловна

Русский язык .Урок в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 1 классе.18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе по теме "Общее значение однокоренных слов"

Тип урока: изучение нового материала

Цели деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о признаках родственных слов, умения различать родственные слова, обеспечить развитие УУД

личностных: мотивация учения;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

регулятивных: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно), контроль, оценка, волевая саморегуляция, воспитание культуры учебного труда, уважения к своим товарищам.

Оборудование: УМК, компьютерная презентация, проектор, экран, карточки для групповой работы, карточки для составления схемы на доске.

                                                  Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Орфографическая разминка.

1. «Диагностика» на слух: рыба, сова, кот.

2. Скандирование словарных слов:

 ребята

 дорога

 Москва

 учитель

  язык

- Какое слово лишнее?

- На какие группы можно разделить слова?

- Какое слово нельзя перенести?

 Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски) - Что мы с вами записали? (слова) - Что имеют слова? (значение) Прикрепляется листы с записью: слова, значение.

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 -Послушайте, что произошло однажды в лесу:

- Вы кто такие?

- Я волк, это – волчица, это наши волчата. А ты кто?

- А я ваша дядя  –вол .  -Ребята, как вы думаете, прав ли вол, считающий себя родственником  волков? Почему?

- А кто такие родственники? (люди которые похожи между собой внешне и являются родными)  

- Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.

- А нет ли родственников среди слов нашего языка?

 - Как это можно установить? Давайте проведём исследование.

Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Родственных словах )

 IV. Изучение нового материала.

1.Исследование.

- Назовите героев-родственников нашего урока :

-Запишите эти слова: Волк, волчица, волчата.

- Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ) (-Можно выделить общую часть)

- Чем ещё похожи слова с похожим значением?

(Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ).

На доске получается схема:

       СЛОВА

       значение      

  похожее        разное

  общая часть

 - Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?

 – А где можно узнать точно название? (В учебнике)

 Проверим свою гипотезу.

2 Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79

 - Какие же значения имеют родственные слова?  

 Физкультминутка.

-Учитель читает пары родственных слов. Ребята должны выбрать правильные.

- Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.

 3. Упражнение 3.

- Найдите общую часть в словах. Работа в парах.

 4. Самостоятельная работа.

Работа над упражнением 5 с.81 в Р.т.

- Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

 

V. Закрепление изученного.

 1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников»

2.Найдите лишнее слово.

 кот

 котёнок

 котята

 котофей

 котел

 кошка

 котище

 VI. Итоги урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие слова называются родственными?

 VII. Рефлексия учащихся.

Используется рефлексивный экран

- Я понял, что…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Мне захотелось…

- У меня получилось…

- На следующем уроке мы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов.

Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов. Программа "Школа 21 век"....

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

Презентация урока русского языка 2 класс. Тема "Корень. Однокоренные слова"

Презентация к открытому уроку по русскому языку во 2 классе на тему "Корень. Однокоренные слова", 2 четверть....

Урок русского языка 2 класс "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Тема: . Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение о...

Урок русского языка 2 класс "Школа России" Однокоренные слова

Конспект урока построен в соответсвии с ФГОС. В основе урока деятельностный подход. на уроке ученики работаю в парах, в группах, индивидуально....