Урок русского языка 2 класс "Школа России" Однокоренные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока построен в соответсвии с ФГОС. В основе урока деятельностный подход. на уроке ученики работаю в парах, в группах, индивидуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnokorennye_slova.docx | 22.13 КБ |
odnokorennye_slova.pptx | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Однокоренные слова. 2 класс
Цель урока: узнать, что такое однокоренные слова, корень слова
Задачи: развивать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова, совершенствовать представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, развивать орфографическую зоркость, речь, память, воспитывать внимание, аккуратность при письме. Совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством; воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно.
Тип урока: Комбинированный.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные
- формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;
Метапредметные:
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- учить соблюдению правил работы в группах, парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации: парная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся. Сядут сначала девочки, а потом мальчики.
Сегодняшний урок у нас «Урок - исследование».
2. Работа со словарем.
-А что значит исследовать? (Научно изучить)
А кто такой исследователь? (Тот, кто занимается научным исследованием.)
Сегодня на уроке мы будем исследовать, а что именно узнаем в ходе урока.
Итак, исследование проходит в какой-то лаборатории. А для нас лаборатория это наш класс. Все исследования записываются в научных дневниках. Для нас дневник это рабочие тетради.
Откройте тетради. Запишем дату исследования, место исследования классная работа.
3. Минутка чистописания
Посмотрите на буквенное поле, догадайтесь, какую букву будем писать, она повторяется в каждой строке.
ЦУКЕНГШ
ФЫВАПКР
ЯЧСМКИТ
Мы будем писать букву К
Найдите закономерность КкКккКккк пропишите строку до конца
4 Словарная работа.
Разгадайте кроссворд (Словарные слова)
5. Введение в тему урока
Слово, которое получится по вертикали и будет темой урока.
Сегодня на уроке мы будем исследовать корень. Давайте поговорим об этом слове.
Что такое корень?
Слово многозначное.
1.Корень есть растений
2.Корень зуба
3. Корень волоса
4 Корень слова
Сегодня исследуем корень у слов.
Я вам рассажу небольшую историю
Шли люди по дороге. Навстречу им маленькое словечко, печальное, грустное. Словечко им и говорит. Люди возьмите меня пожалуйста посадите в землю, полейте, покормите . Люди так и сделали. Это слово росло, росло и выросло большое дерево. А словечко было какое? Ход. От одного корня у нас получилось много слов.
- Прочтите эти слова.
-А что будет, если мы уберем из этих слов корень? Слово потеряет смысл, значение
-Так что же такое корень слова?
-Это главная значимая часть слова
- Как называются слова с одинаковым корнем? СХЕМА
Слова с одинаковым корнем называются однокоренными
-Запишите в тетрадь корень ход и еще три слова. Корень выделите.
Физминутка
Исследуем сказку
Сказка о воде.
Ученики читают самостоятельно.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Кто оказался чужаком среди родственников Воды?
Почему гости не сразу приметили чужака? (Одинаковый корень)
Достаточно ли иметь общую часть слова (нет)
Что еще должно быть общим? (Лексическое значение)
Вывод: Однокоренные слова имеют общее лексическое значение СХЕМА
Подчеркните всех гостей Воды. Выделите в словах корень
- Какие слова вызвали затруднение Водолаз, Водопад, Водомерка, Водоросли
Эти слова называются сложными, они имеют два корня.
Работа по карточкам в паре. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
«Третий лишний»
Желток, железо, желтый
Носильщик, нос, носатый
Часовщик, часть, час.
Печурка, печать, печник.
Циркуль, циркач, цирковая
Ребята давайте исследуем и ответим на вопрос
Какие орфограммы могут быть в корне?
Безударная гласная в корне слова. Столы - стол, звезда- звезды
Где находится орфограмма?
На какое правило?
Подберите проверочное слово.
Парный согласный в корне слова. Гриб – грибы, зуб – зубы
Пользуясь этими знаниями, выполните задание.
Работа в группах.
1. Выделите корень в однокоренных словах.
2. Вставить пропущенные буквы в корне
3.В скобках запишите проверочное.
1 группа (Дождь) – д .ждинка, д . ждевой. д . ждевик, д . ждливый
-Сделайте вывод о правописании корня в однокоренных словах?
Корни однокоренных слов пишутся одинаково
2. группа Свист – св .стеть, св . стун, св . сток
Корни однокоренных слов пишутся одинаково
3 группа Гриб – гр. бной, гр .бник, гр . бок
Корни однокоренных слов пишутся одинаково
4 группа Тетра .ь, тетрадный, тетра . ка
Корни однокоренных слов пишутся одинаково
-Сделайте вывод о правописании корня в однокоренных словах?
Корни однокоренных слов пишутся одинаково
Физминутка для глаз
Работа над предложением
Какое замечательное время года за окном. Легкий порыв ветерка сорвал с деревьев листья со словами и закружил в воздухе.
Составьте из слов предложение.
Найдите в словах орфограммы
Гр.бники ищ.т в л.су гр.бные м.ста.
Запишите предложение
Найдите однокоренные слова. Докажите.
Найдите грамматическую основу.
Дайте характеристику предложению по алгоритму
Назовите словосочетания
Укажите части речи
Итак, мы провели исследование и узнали.
Сделайте вывод
- Корень - это главная значимая часть слова
-Слова с одинаковым корнем называются однокоренными
- Однокоренные слова имеют общее лексическое значение
- Корни однокоренных слов пишутся одинаково
Разноуровневые самостоятельные работы
1 уровень
Напишите однокоренные слова. Выделите корень.
Береза- ___________________________________________________________
Гриб-_____________________________________________________________
2 уровень
Сколько групп однокоренных слов вы видите? Слова одной группы подчеркните карандашом, другой ручкой.
Выделите корень
Ежевика, ежовый, ежевичный, еж, ежиха, ежевичник, ежонок.
3 уровень
На одной строке напишите синонимы к данному слову, на другой однокоренные слова.
Делать
Синонимы_________________________________________________________Однокоренные слова_____________________________________________
Рефлексия (сигнальные карточки)
Покажите, насколько сегодня вы:
1) насколько вам было комфортно на уроке
2) разобрались с темой урока;
3) умеете применять свои знания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследовать -научно изучать.
Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями
Ц У К Е Н Г Ш Ф Ы В А П К Р Я Ч С М К И Т
. в о с т о к п о г о д а р а б о т а б е р ё з а п ш е н и ц а к о н ь к и
Берёза
Какие орфограммы могут быть в корне? Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными?
ход поход выход походка вход ходить ходунки
Сложные слова Водопад Водолаз Водомерка Водоросли
«Третий лишний» Желток, железо, желтый Носильщик, нос, носатый Часовщик, часть, час Печурка, печать, печник Циркуль, циркач, цирковая
с т . лы - зв . зда - Безударная гласная в корне слова звёзды
Парная согласная в корне слова стол . – гри . - столбы
Корни в однокоренных словах пишутся одинаково Однокоренные слова имеют одинаковый корень и общее лексическое значение Корень - это главная значимая часть слова
Молодцы!
РЫБЕШКА РЫБИЩА РЫБКА РЫБАЛКА РЫБАК РЫБАЧИТЬ РЫБОЛОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""
Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...
урок русского языка 2класс "Однокоренные слова, корень слова."
презентация к уроку....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/
Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...
урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....