Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Киселева Елена Юрьевна

Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов. Программа "Школа 21 век".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_kl.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока руссrого языка в 4А классе.

Составила: Киселева Е.Ю. - учитель начальных классов МОУ СОШ №2, п. Ванино.

Тема: «Лексическое значение словарных слов».

Цели урока:

- формировать у учащихся навыки написания словарных слов;

- обогащать словарный запас учащихся;

-развивать речь, интерес к познанию родного языка и внимание к слову;

- формировать навыки владения речевой нормой;

- закреплять алгоритмы  синтаксического, фонетического, морфологического, морфемного  разборов.

Оборудование: индивидуальные технологические карты урока; толковый словарь Ожегова, аудиозапись с песней «Голубой вагон»

В.Шаинского, карточки с заданиями,  иллюстрации на слайдах, оборудование для ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент.

Постановка темы и целей урока.

Учитель. Поговорим?

Дети. О чем?

У. О разном и о прочем.

     О том, что хорошо, и хорошо не очень.

     Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

     Поговорим, нам будет интересно.

А о чем пойдет сегодня речь, вы узнаете, прочитав тему урока.

(Тема записана на доске). Слайд№1.

Сегодня мы  с вами будем вспоминать правописание и лексическое значение изученных словарных слов, познакомимся с новым словарным словом. Вспомним виды разборов, которые вы уже изучили.

Старайтесь работать быстро, давайте полные ответы.

     Расшифруйте послание дикобраза. Стрелки вам подскажут, как его прочитать. Это будет девизом нашего урока.

Слайд №2. У каждого ученика инд. карточка.

У. Что у вас получилось? Откроем девиз урока на доске.

Пусть будут твои ум и глаза острыми, как мои иглы.

У. Как вы понимаете это выражение?

3.  Повторение пройденного материала.

      У. Ребята, давайте вспомним, что обозначает слово «лексика». (слайд)

      Что она изучает?

    (Лексикология – раздел науки о языке, который изучает словарный  состав   языка).

У. Послушайте следующее задание.

Замените описательные обороты одним словом и впишите слова в пустые клетки кроссворда.

У каждого ученика технологическая карта.

А) Обозначение, название места, где кто-либо живет, а также надпись на конверте, посылке. (адрес)

Б) Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям. (вагон)

В) помещение на вокзале, где можно приобрести проездной билет. (касса) Г) Упакованные вещи, которые берет с собой в дорогу пассажир. (багаж)

У. Что объединяет все эти слова?

Д. Это словарные слова, которые объединены темой «Путешествие» или «Поездка».

У.  Ребята, дайте лексическое значение слову «багаж».

Д. Упакованные для отправки поездом, самолётом вещи, груз пассажиров.

У. Слово багаж имеет и другое значение: сведения, знания в какой-либо области, которыми человек обладает. Речь идет об умственном багаже.

Подберите имена прилагательные к слову «вагон».

Д. Удобный, чистый, пустой, багажный, пассажирский, купейный, плацкартный, мягкий, соседний, первый…

У. Подберите глаголы, которые можно сочетать с этим словом.

Д. Прицепить, отцепить, разгрузить, отогнать вагон.

      Войти в вагон, выйти из вагона, стоять около вагона…

Составьте предложение со словом вагон.

Запишем предложение и выполним его синтаксический разбор.

Д. Ученик у доски выполняет задание.

У. Найдите в предложение глагол. Выполним его морфологический разбор.

Д. Ученик выполняет у доски.

                                                   -  2 -

У. В каком слове заблудилась буква?

                     Ехал дядя без жилета,

                     Заплатил он штраф за это.

Д. В слове «жилет» заблудилась буква б, и это слово «билет».

У. Давайте вспомним значение слова «билет». Я просила вас дома поискать в толковом словаре лексическое значение этого слова. Кто проделал эту работу?

Д. Выслушиваются ответы детей.

Слайд.

Первое значение: «документ, удостоверяющий право пользования чем-либо за плату»;

Второе значение: «документ, удостоверяющий принадлежность к какой-нибудь организации»;

Третье значение: «листок с указанием вопросов, на которые должен ответить экзаменующийся».

У. Произнесите слово «билет». Можно ли сразу писать это слово?

Д. Первый слог безударный. В нем сомнительная гласная, которую нужно запомнить.

У. Подберите проверочное слово.

Д. В этом слове непроверяемая безударная гласная, которую нужно запомнить, а если забыл – посмотреть в словаре.

У. Сделаем фонетический разбор слова «билет»

Ученик у доски.

Билет –  б  и л э т

Б  - б – согл., мягк., парн., зв.;

И  - и  - гласн., безуд.;

Л  - л – согл., мягк., непар., звонк.;

Е  - э  - глас., ударн.;

Т  -  т – согл., тверд.,парн., глух.

5 б., 5 зв., 2 глас., 3 согл.

У. Подберите однокоренные слова к слову «билет», запишите их и разберите по составу.

Д. Ученик выполняет задание у доски (Билет, билетик, билетная, безбилетный).

У. При помощи каких частей слова образовались новые слова?

Какой из билетов нам нужно приобрести для поездки на поезде?

                                              - 3-

Д. Проездной билет.

У. Где его можно приобрести?

Д. На вокзале в билетной кассе.

У. Отправляемся в путь.

4. Физминутка (под песню В. Шаинского «Голубой вагон»).

5. Знакомство с новым словарным словом.

Определите: из какого произведения эти строки и кто их автор.

                                 Побежал он на перрон,

                                  Влез в отцепленный вагон.

Д. Эти строки из произведения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный».

У. Как называют человека, который приобрёл билет, сел в вагон поезда на своё место?

Д. Пассажир.

У. А как называют пассажира, который едет без билета?

Д. Безбилетный пассажир.

У. Как вы понимаете выражение «ехать зайцем»? Почему так говорят? (Показать книгу»Почему мы так говорим?»)

Д. Заяц всего боится, и пассажир, который не купил билета, тоже боится контролёров.

У. Сегодня вы научитесь правильно писать новое словарное слово

«пассажир». Я просила вас выяснить лексическое значение этого слова.

Д.  Пассажир – это человек, который совершает поездку на поезде, самолёте, теплоходе или ином виде транспорта.

У. Произнесите это слово. Можно ли сразу писать это слово?

Подберите проверочное слово.

Д. В этом слове две непроверяемые безударные гласные и удвоенная согласная «с». Это слово нужно запомнить, а если забыл – посмотреть в словаре.

У. Запишите это слово. Подберите к нему однокоренные слова, разберите их по составу.(самостоятельно, взаимопроверка). При

                                               -4-

помощи какой части слова  образовались новые слова? (пассажирка, пассажирский), (суффиксов)

           

6. Закрепление пройденного материала.

У. Во время поездок можно многое увидеть в пути, запомнить. Сейчас мы поиграем в игру «Фотоглаз», которая поможет узнать, у кого же из вас лучше всех зрительная память.

Я вам показываю группу слов всего за 15секунд, а вы их должны запомнить и правильно записать.

(Слайд)

багаж                    дорога                   касса                     происшествие

билет                    пассажир              путешествие        экспресс

вагон                    перрон                   пейзаж

вокзал                  расстояние           километр

У. Кто сколько слов запомнил?

Проверьте, правильно ли вы их записали?

Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.

(пассажир, перрон, касса, экспресс)

Почему?

В каких словах звуков больше, чем букв? (расстояние, происшествие)

Почему?

7. Физминутка. Отдых для глаз.

У. Перед вами лежит карточка с пропущенными орфограммами.   Подпишите карточку.  

Поработайте в парах. Впишите пропущенные буквы. Выполните задания.

Карточка.

Д…журный по в…кзалу, сп…шить на в…..зал, сдать вещи в б….гаж, покупать б….лет в б…летной кас…е, ехать в мя….ком в….гон…   п…сс…жирского поезда, ст…ять  ок….ло в…гона.

Слайд (проверка).

                                           - 5-

8. Творческая работа.

Слайд.

У. Посмотрите на картинку внимательно. Что здесь нарисовано?

Попробуйте составить небольшой рассказ. Озаглавьте его.

А можете попробовать свои силы в сочинении четверостиший.

(вагон –перрон, багаж-пейзаж, путешествие-происшествие, бежит –аппетит)

(выслушиваются 3 – 4  варианта рассказа и рифмовок)

9. Итог урока.

У. Ребята! Сегодня на уроке вы показали свои знания и умения. Что вам больше всего понравилось выполнять на уроке? Что удалось лучше  при выполнении заданий? Что обозначает понятие «лексическое значение слова»? (то, что обозначает отдельное самостоятельное слово)

Какие виды разборов мы повторяли? С каким новым словарным словом познакомились? Произнесем его правильно. После домашней работы запишите это слово три раза, постарайтесь запомнить его правописание.

Спасибо вам за ваш острый  ум и глаз.

10. Домашнее задание.

Выберите себе задание из двух предложенных: а) составить связный текст из 5-6 предложений со словами: багаж, билет, вокзал, касса, вагон, перрон, пассажир;

б) составить 3 предложения с изученными словами: билет, вокзал, пассажир.

Использованная литература при подготовке к уроку:

Книга для учителя «Я иду на урок. Развитие речи»,  под редакцией М.В. Соловейчик, М., «Первое сентября», 2004;

«Русский язык. Справочное материалы», авт. М.Т. Баранов,            Т.А Костяева, А.В. Прудникова, М., изд. «Просвещение»,1987;

«Словарь русского языка», под ред. А.П. Евгеньева, М., изд. «Русский язык», 1985;

«Словарь русского языка», авт. С.И. Ожегов, М., изд. «Русский язык», 1988.

                                 Технологическая карта

Класс_______ Школа _________                

Фамилия, имя уч-ся________________________________________

Тема урока: «Лексическое значение словарных слов».

Дата________________________________________________________
____________________________________________________________

              Работа на уроке

             Обрати          

           внимание

1.

А

а

а

а

Основной значимой единицей языка является слово.

Совокупность всех слов языка составляет его лексику.

Лексическое значение –

то, что обозначает отдельное самостоятельное слово.

2.Вагон (какой?)

__________________________________________________

3.Запись предложения. Синтаксический разбор.

____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________

4.Морфологический разбор глагола____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Схема разбора:

Часть речи. Общее значение.

Морфологич. признаки:

постоянные: вид и спряжение.

Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, число, род (если есть)

5.Ехал дядя без жилета,

    Получил он штраф за это.

6.                             Билет

1. «Документ, удостоверяющий право пользования чем-нибудь за плату»;

2. «Документ, удостоверяющий принадлежность к какой-нибудь организации»;

3. «Листок с указанием вопросов, на которые должен ответить экзаменующийся».

7.Фонетический разбор слова «билет».

           Схема

1.Определю ударение в слове.

2. Определю количество слогов.

3. Назову буквы.

4. Назову звуки.

8.Подберите однокоренные слова, запишите их и разберите по составу.

Билет,

1.К какой части речи относится слово.

____________________________________________________________________________________________________

2.Выдели окончание и основу.

3.Определи из чего состоит основа(только корень или есть приставки и суффиксы).

4.Выдели корень, приставку(если есть), суффикс (если есть).

5.Докажи, что данные приставки и суффиксы есть  в других словах.

6.Обозначь условными знаками части слова.

9. Пассажир,

Заимствованно из франц. языка.

Человек, который

Составь словосочетание  (сущ. + прил.)


__________________________________________________

10. Фотоглаз.  Вспомни и запиши слова.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

совершает поездку на поезде, самолете, теплоходе или другом транспорте.

11. Творческая работа.

      По выбору

____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________
___________________________________________

Рифмовки.

Вагон –перрон,

багаж – пейзаж,

путешествие – происшествие,

бежит – аппетит.

Составь и запиши

два- три предложения на тему «Поездка», используя словарные слова.

11. Домашнее задание.

___________________________________________

Выбери себе задание

из двух вариантов, выполни его дома.

____________________________________________
___________________________________________
____________________________________________

Составить три предложения со словами: билет, вокзал, пассажир.


___________________________________________

______________________________________________________________

2.Составить связный текст из 5-6 предложений со словами: багаж, билет, пассажир, вокзал, вагон, перрон, касса.

 

                                       Карточка для работы в паре.

  Фамилия, имя_______________________________________

  Фамилия, имя_______________________________________

   Вставь пропущенные буквы, определи склонение и падеж  выделенных существительных.

           Д…журный по в…кзалу (    скл.,      п.); сп…шим  на в….кзал (скл.,    п.); сдали  вещи в б….га… (    скл.,    п.); я купил б…лет              (    скл.,     п.) в б…летной касс… (    скл.,     п.); ехать в мя….ком в…гон…(   скл.,     п.); в  п…сс…жирском поезд… (   скл.,    п.); ст…ять ок…ло в…гона (   скл.,   п.).

                                       Карточка для работы в паре.

  Фамилия, имя_______________________________________

  Фамилия, имя_______________________________________

   Вставь пропущенные буквы, определи склонение и падеж  выделенных существительных.

           Д…журный по в…кзалу (    скл.,      п.); сп…шим  на в….кзал    (скл.,    п.); сдали  вещи в б….га… (    скл.,    п.); я купил б…лет              (  скл.,     п.) в б…летной касс… (    скл.,     п.); ехать в мя….ком в…гон…(   скл.,     п.); в  п…сс…жирском поезд… (   скл.,    п.); ст…ять ок…ло в…гона (   скл.,   п.).

Выступление на школьном конкурсе «Самый классный класс».

 - Пароль?

- Хабаровский край, п. Ванино, школа №2, 4А класс. Отзыв?!

- Встретимся на конкурсе.

Все поют:

  Пора, пора, порадуемся на своём веку

      И песне, и улыбке, и школьному звонку!

                       Пока, пока, показываем сценки вам с надеждой,

Что скажите вы нам: «Мерси боку!»

– Ну что, все на месте?

Все: Все!

Хорошо. Со зрителями, конечно, уже поздоровались!

Все: Ой!

Так я и знал!  Все вместе! Три-четыре!

Все: Здравствуйте!

Мы расскажем по порядку,

           Чем же в школе занимались.

           Вы же только успевайте

           Всё в блокноте помечать.

Мы пришли все дошколята.

           Многим не было семи.

           За четыре года мы успели

           Многому научиться и, конечно подрасти.

На уроке русского мы диктант писали.

            Буквы стали путаться,

            Мы от них устали.

По истории я даты

Целый день учила.

А в каком году живу

Напрочь позабыла.

Я хочу стать капитаном,

К берегам заморским плыть.

Потому я иностранный

Каждый день сажусь зубрить!

В баскетбол на физкультуре

Я усердствовал, играл –

Высоко с мячом подпрыгнул,

А в корзину сам попал!

Петь умеет тоже каждый,

Да не хуже соловья.

И в концертах на районе

Выступаем мы всегда!

Это – выставка рисунков.

Посмотрите как легки.

Взмахи кисти при поддержке

Точной мастерской руки.

Станет скоро всем по силам

Сложный хохломской узор.,

Яркость дымковской игрушки,

Гжельский расписной фарфор.

 Я люблю перед всем классом

На уроках отвечать.

Это мне же пригодиться,

Я хочу артисткой стать!

 В театральный же  кружок

Ходим мы четвертый год.

Карабас и Чипполино,

Шут, король или Мальвина,

Всё по силам нам уже,

 А искусство прикладное!

Вот где творчеству простор!

Вышивание на ткани,

Из бисера – любой узор!

 А вязание на спицах!

И крючком, и без него!

И шитьё любой игрушки –

Зайца, мишки – хоть кого!

 Наши праздники запомнишь!

Игры, танцы, маскарад.

Шутки, смех у самовара

И призы для всех ребят!

Все: Вот такие мы ребята,

         Дружные, весёлые,

         Ко всем делам готовые!

- За четыре года  мы подросли на 24 см.

- за четыре года   мы поправились на 12 кг.

- Выучили около 50 правил по русскому языку.

- и около 60 правил по математике.

- научились шить, вышивать, рисовать, клеить.

- научились озорничать на переменах.

- и правильно вести себя на уроках.

- не разучились задавать массу вопросов.

- Выучили наизусть около полусотни стихотворений.

- Потеряли и изломали несчётное количество ручек, линеек, ластиков и карандашей.

- Мы крепко сдружились.

- Полюбили школу и свою первую учительницу.

Все: Вот такие мы ребята,

         Дружные, весёлые,

         Ко всем делам готовые!

Все: Приготовьте свои ушки

         И послушайте частушки.

         Школьные, задорные!

          Петь мы их проворные!

Я в тетрадь слова писала,

Удареньем проверяла.

Ударяла, ударяла,

Так, что парту разломала!

Рисовал я крокодила,

Целый день старался.

Но что это крокодил,

Никто не догадался.

Чтобы было веселее

Плавать нам ходить в бассейн,

Надо срочно поселить там

И лягушек и гусей!

Дружно учим мы английский,

Есть успехи и прогресс:

Вместе «да» теперь повсюду

Отвечаем хором «ЕС»!

Ох, когда же, ох, когда

Жизнь настанет вольная?

Каждый день у нас диктант,

Тест или контрольная!

Мы – певцы и музыканты,

Выступать нам нравиться!

                  Мы – народные таланты,

                  Нами район наш славится!

Папа, мама дорогие,

Что у вас за аллергия?

Как берете вы тетрадки,

Все трясетесь в лихорадке?

 – Что за пропуски в тетради?-

Возмутилась мама.

- Это ж, Слава поясняет –

Место для рекламы!

Я свои задачи знаю:

Всем по дому помогаю,

Сам уроки я учу –

Я примером стать хочу!

 Очень дружно мы живем,

Песни весело поем.

Лучше доброй нашей школы

Во всем мире не найдём!

Все: Вот такие мы ребята,

          Дружные, веселые,

          Ко всем делам готовые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка для работы над словарным словом"Сапоги"

Презентация к уроку русского языка  (1-2 класс) для работы над словарным словом "Сапоги"....

Урок русского языка "Имя существительное. Исследование словарного слова"платок"."

Урок проводится с целью повторения морфологических признаков имени существительного на примере исследования словарного слова, развития системного мышления, творческого воображения, активизации и расши...

Презентация "Профориентационная работа на уроках русского языка на примере изучения словарных слов"

Данная презентация может использоваться как наглядное пособие при изучении словарных слов....

Презентация к уроку русского языка - Тема: "Лексическое значение"

Тема: "Лексическое значение"УМК "Школа России2 класс...

Исследовательская деятельность на уроке русского языка при работе со словарными словами

Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития цен...

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.

"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"...

Исследовательская работа на уроках русского языка при работе со словарными словами.

Исследовательская работа на уроке русского языка на примере слова "воробей"...