Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.
Раздел: Преподавание в начальной школе.
В данной статье представлен урок русского языка во 2 классе. Учащиеся обобщают свои знания о корне слова через наблюдение над однокоренными словами. Включение детей в игровые ситуации, работа в группе, использование приёмов здоровьесберегающих технологий - всё это способствует активизации мыслительной и речевой деятельности, проявлению положительных эмоций, помогает повысить интерес к русскому языку. На уроке используется авторская презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47 КБ |
prilozhenie1.ppt | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме:
«Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс.
Лаврова Светлана Владимировна
учитель, ГОУ средняя общеобразовательная школа № 577, Санкт-Петербург
Цели и задачи:
Обобщить знания о корне слова;
Совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов;
Способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости;
Воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через использование физкультминуток, упражнений на релаксацию, гимнастику для глаз и дыхательную гимнастику.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактический материал, карточки-тексты с определениями корня и заданиями, цветные круги (гимнастика для глаз), листы А4 для работы в группах.
Ход урока:
- Организационный момент.
Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.
- Вот звонок сигнал нам дал,
Для работы час настал.
Тихо падает снежок,
Начинается урок.
- Тема, задачи
Итак, тема нашего урока: Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова. Слайд 2.
Как вы думаете, какие знания будем обобщать и какие умения тренировать?
Познакомимся с вопросами для обсуждения, которые будут служить нам планом работы в первой части урока.
Слайд 3.
Вспоминаем, обсуждаем:
Что такое корень слова
Роль корня в слове
Как выделить корень в слове.
- Работа по теме.
Что такое корень? (первый вопрос для обсуждения)
Слово корень - многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова. Слайд 4.
На разных досках развешаны карточки-определения корня из словаря. Прочитайте.
Итак, корень- это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.
Что общего в значениях слова корень? (важная часть чего-либо)
А ещё в словаре говорится, что корень- это основная значимая часть слова.
Как по-другому можно сказать о корне слова? Вывод: это главная часть слова. Слайд 5. Упражнение для активизации всех систем организма: растирание пальцев рук и ушных раковин.
Роль корня в слове.
Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт. Вернуться на слайд 3.
. Слайд 6.
Послушайте стихи.
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым - был он только словом. (Е.Измайлов)
Жил был корень сад. Однажды человек решил его посадить…
Это слово, слово- корень, разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло- стало много новых слов.
Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.
Прочитайте слова, запишите, выделите корень.
Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.
Поняли, что означает это слово?
Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части.
Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?
Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов. Вернуться на слайд 3. Физкультминутка. Упражнение для повышения устойчивости внимания: ленивые восьмёрки. (стоя у парты). Нарисовать цифру 8 в горизонтальной плоскости по 3 раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
Как выделить корень в слове?
Обсуждаем третий пункт плана.
Слайд 7.
Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, кто на ней изображен?
Люди, которые происходят из одной семьи, часто похожи друг на друга. Их называют родственниками. В русском языке наблюдается такое же явление.
Как по-другому называются однокоренные слова? (родственные)
Что значит родственные? (Имеют общую часть и сходны по значению)
Достаточно ли одного слова, чтобы выделить корень?
Определите ваши действия, чтобы правильно выделить корень.
Вывод: Подобрать родственные слова, выделить общую часть - корень.
Собираем родственников.
Слайд 8.
Мы попали в лес и повстречали сову. Что интересного знаете об этой птице?
Подберите родственные слова к слову сова.
Запишите следующие слова: сова, совиный, совушка, совята.
Какой корень в этих словах? Обозначьте его. Поставьте ударения в словах и понаблюдайте.
Что можно сказать о гласных звуках в корнях этих слов? (В слове совушка гласный ударный)
Какой вывод можем сделать?
Вывод: Корни в родственных словах пишутся одинаково.
Этот секрет корней будем использовать на следующих уроках.
Релаксация для глаз. По четырём углам доски расположены круги разного цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Ученики по команде учителя смотрят на круги, сосредотачивая взгляд на каждом.
- Тренировочные упражнения
Мы вспомнили и обсудили все вопросы первой части нашего урока.
. Слайд 9.
Следующая часть называется «Играем, наблюдаем», в которой вы будете выполнять тренировочные упражнения, работая в группах.
Вспомним правила работы в группе: работать дружно, быть внимательным и вежливым, выслушивать мнение каждого, находить общее решение, помогать друг другу.
Тексты заданий расположены на слайдах презентации.
Каждая группа выполняет задания на отдельных листах А4,вывешивает свою работу на доску. Обсуждение работ происходит у доски, проверка со слайдом.
Игра «Зоркий глаз».
Прочитайте скороговорку, найдите и выпишите родственные слова, обозначьте корень. Слайд 9.
Повар кашу варил-варил, подваривал да недоваривал.
Игра «Третий лишний».
В каждой группе слов найти лишнее, обосновать свой ответ. Очень важно вдумываться в смысл слов.
Слайд 10.
Гром, громкий, громадный.
Вода, водитель, подводный.
Дыхательная гимнастика: вдох носом, выдох ртом, медленный глубокий вдох, короткий резкий выдох, выдох толчками.
Игра «Помоги мальчику разделить слова на группы».
Записать слова в два столбика, выделить корни.
Слайд 11.
Заморозил, холодильник, холодный, мороз, морозный, холодок.
Какие корни в этих словах? Все слова связаны с низкой температурой воздуха.
Мороз и холод считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?
Работа со стихотворением.
По классу развешаны тексты-карточки со стихотворением для групп.
Найдите карточку для своей группы.
Слайд 12.
Прочитайте стихотворение С. Погореловского «Снежная страна».
Поплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.
Найдите все «снежные» слова. Запишите и выделите корень.
Сколько слов записали? Что интересного заметили, выделяя корни? (Чередование снег/снеж)
- Итог, рефлексия.
Найдите правильное определение корня. Слайд 13.
Главная часть предложения (так думает Карлсон), общая часть родственных слов (Золушка), общая часть всех слов (Буратино).
Поверка со слайдом.
Молодцы! Справились с заданием на отлично.
Продолжите фразу: «Сегодня на уроке мы научились…»
Какое настроение было сегодня на уроке?
- Домашнее задание.
Предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе, где требуется доказать своё мнение. (Дидактический материал, упражнение 102)
Релаксация (звучит музыка).
Встаньте, поднимите голову вверх, представьте, что на вас светит яркое солнышко и посылает вам свет и тепло, вокруг искрится снежок… Улыбнитесь друг другу.
Урок окончен.
Приложение 1. Презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ – ПРИЗНАКАМИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ»
Урок разработан для урока русского языка во 2 классе "школа 2100". Использование ЦОР помогает провести урок более ярко и интереснее....
Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь.
Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь. УМК "2100", 2 класс....
Урок русского языка во 2 классе "Знакомство с понятиями "Родственные слова", "корень слова"
Разработка урока русского языка во втором классе...
Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными" 3 класс Школа 2100
Материал содержит конспект урока и раздаточный материал для учащихся...
Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс
Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...
Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова
Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"
Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...