Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е", 1 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования понятий о звуках [й’э] и [э], букве «Ee»; умения различать звуки [й‘э] и [э], читать слова с буквой Е в составе предложений и текстов.
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить со звуками [й‘э] и [э], буквой «Е»;
- познакомить с графическим обозначением буквы;
- учить распознавать звуки [й‘э] и [э], давать характеристику звуков, делать слого-звуковой анализ.
Развивающие:
- развивать устную речь посредством фронтальной и парной работ;
- развивать навыки сотрудничества посредством парной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, 1 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Школа России), рабочая тетрадь, компьютер, проектор,
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Дата: 16.11.21 Школа: МАОУ МЛ №148 Класс: 1 «м» Урок: 3 Время: 10:20 - 10:55 Кабинет: 212 | Студент: Дудник Юлия Группа: 46 Учитель: Плотникова Наталья Андреевна Методист: Синтяева Галина Анатольевна |
Тема урока «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования понятий о звуках [й’э] и [э], букве «Ee»; умения различать звуки [й‘э] и [э], читать слова с буквой Е в составе предложений и текстов.
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить со звуками [й‘э] и [э], буквой «Е»;
- познакомить с графическим обозначением буквы;
- учить распознавать звуки [й‘э] и [э], давать характеристику звуков, делать слого-звуковой анализ.
Развивающие:
- развивать устную речь посредством фронтальной и парной работ;
- развивать навыки сотрудничества посредством парной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, 1 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Школа России), рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация.
Челябинск, 2021 г.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку . Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Чтобы наш урок прошел на отлично, давайте подарим друг другу хорошее настроение. А для этого улыбнитесь сначала мне, а теперь своему соседу по парте. Присаживайтесь! | Показывают свою готовность. Приветствуют учителя. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Учебная презентация: | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа. Наглядный: презентация. | 1. Повторение изученного материала. - Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки. Сегодня очень интересный урок: вы познакомитесь с одной необычной (волшебной) буквой. Эта буква вам будет усердно служить, если вы раскроете ее секреты. - На какие две группы делятся звуки русского языка? - Как распознать гласные и согласные звуки? - Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? - Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? - От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? - Значит, какие бывают согласные? - Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? | Выделяют необходимую информацию - Гласные и согласные. - Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки «петь»; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом. - Гласные – красным. - Синим или зеленым. - От того, какая гласная стоит после согласного. -Твердые или мягкие, звонкие или глухие. -А, о, у, ы, - указывают на твердость предыдущего согласного звука. | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план; К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация: | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: подводящий диалог. | - Ребята, посмотрите внимательно на слайд, что изображено на картинках? - Какая картинка лишняя, как вы думаете? Почему? Формулировка темы и целей урока - Ребята, предположите тему урока? - Давайте поставим цели на урок с помощью слов :
| - Азбука, арбуз, аист, енот. - Картинка с енотом. Слово начинается с другой буквы. Формулируют тему и цели урока - Буква Е и ее роли. - Узнать, какие звуки обозначает буква Е, научиться различать эти звуки, давать им характеристику, составлять звуковые схемы; читать слова с буквой Е. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация: | |
«Открытие» нового знания | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: подводящий диалог. | - Мы продолжаем изучать звуки и буквы. Сегодня мы познакомимся с особенной буквой. Чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку. - На лесной опушке, Около избушки, Выросли подружки – Шишки на макушке, Острые иголки Зелены и колки. - Сейчас посмотрите на рисунок. Назовите еще раз, что изображено? - Как еще можно назвать ели? - С каким праздником ассоциируется ель? - Составим слого-звуковую схему слова ели. - Сколько слогов в слове ели? Почему? - Произнесем еще раз слово с ударением: «Ели». - Назовите первый слог. Сколько звуков мы слышим? Какой это слог? - Произнесем каждый звук. - Какой первый? - Какой этот звук гласный или согласный? - Почему? Что создает преграду? - Твердый или мягкий? - Какой второй звук? - Какой он? Почему? | - Ели. - Елка. - Новый год, Рождество. - Два. Сколько в слове гласных столько и слогов. - Первый: [йэ]. Слог слияние. - Два. [й-й]-[э]ли, [й] - [й] - Согласный. - Потому что есть преграда. Язык поднимается к верхнему нёбу, и не пускает воздух. Всегда мягкий. - [э]. - Гласный. При произнесении звука воздух не встречает препятствие, и мы слышим голос. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация: | |
- Итак, слышим два звука, а на письме обозначаем какой буквой? - Произнесите еще раз первый слог. - Вот она первая особенность буквы Е: в начале слова буква Е обозначает два звука - [йэ]. - Произнесите второй слог [ли]. Какой первый звук? - Почему мягкий? - Какой буквой обозначаем на письме? - Какой второй? - Составим схему второго слога. - Итак, где стоит буква Е в этом слове? - Какое первое правило? - Когда еще буква Е обозначает 2 звука? Для этого прочитаем слова: роет, воет. - В слове роет, сколько слогов? Почему? -Давайте прочитаем с ударением. На какой слог падает? -Давайте еще раз произнесем слог и послушаем. Сколько звуков обозначает буква Е? Какие? -А в слове воет сколько слогов? Почему? -Давайте прочитаем с ударением. На какой слог падает? -Еще раз произнесем. Сколько звуков обозначает буква е? -Почему? Это же не начало слова. -После какой буквы стоит буква е? -Какой вывод мы сделаем? - Откройте букварь на с. 73 и посмотрите на красный квадрат в правом верхнем углу. Перед Вами буква Е. На дворе — такая жалость! — Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан) - Почему написано 2 буквы? Чем они отличаются? - Когда нужна заглавная? - А строчная? Проведение динамической паузы | - Е
-[л] Согласный, мягкий. Потому что И служит для обозначения мягкости согласных. - Обозначаем буквой: л. - [и] -Буква Е обозначает два звука в начале слова. -2 слога. Сколько в слове гласных и столько и слогов. -На 1 слог. -2 звука. Слияние [йэ]. -2 слога. Сколько в слове гласных и столько и слогов. -На 1 слог. -2 звука. Слияние [йэ]. -После гласной. -Буква е обозначает два звука после гласного. - Одна заглавная, другая строчная. - В начале предложения и в именах собственных. - Во всем остальных случаях. | ||||||
Первичное закрепление | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа. | Знакомство со звуками [й‘э] и [э] - Ребята, а теперь давайте поиграем. Когда вы услышите, что буква е обозначает 2 звука, то хлопаете в ладоши, а если один звук, то руки перед собой. -Поиграем в игру "Ты - мне, я - тебе". Будем читать слоги, договаривать до целых слов. Винегрет, ель, пельмени, есть, егерь, еловый, зевнул, неделя, день, ехал. - Откройте букварь на странице 73. - Что нарисовано под буквой Е? - Прочитаем вместе и внимательно прослушаем слоги с буквой е. Давайте прочитаем хором все вместе: (се, ре, ле, ве, не, ке, те) - Какая гласная буква есть в каждом слоге? - Давайте послушаем, какой звук обозначает буква Е в этих слогах, так же как в начале слова или другой? -Какие согласные звуки в этих словах твёрдые или мягкие? -Где стоит буква Е? -Значит, какой вывод можно сделать? -Давай прочитаем правило в учебнике (хором). -Когда буква Е обозначает 2 звука? 1 звук? -На что указывает буква е после согласного? Какой звук обозначает? - Придумайте слова, где слог СЕ будет стоять на первом месте. - Придумайте слова, где слог РЕ будет первым. - Придумайте слова, со слогом ВЕ. - Придумайте слова, где слог НЕ будет ударным? - Придумайте слова со слогом КЕ. - Придумайте слова, которые начинаются на слог ТЕ. - Придумайте слова, в которых слог ЛЕ будет ударным. - Какая буква везде повторяется? Какой звук она обозначает? Проведение динамической паузы | Отвечают на вопрос - Винегрет(1), ель(2), пельмени(1), воет(2), есть(2), егерь(2), еловый(2), зевнул(1), неделя(1) роет(2), день(1), ехал(2). - Ели - Другой, звук э. - Мягкие. После согласных. -Если после согласного стоит буква е, тогда согласный читается мягко. -Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного. Один звук после мягкого согласного. -На мягкость предшествующего согласного звука. Гласный звук э. СЕ (селедка, семечко, семья); РЕ (ребро, ребята, редька, решение); ВЕ (весенний, верхушка, вести, ветеран, вешалка, приведение); НЕ (небо, невод, гнев, нерв); КЕ (океан, кефир, кепка, кеды); ТЕ (тележка, телефон, телевизор, терем); ЛЕ (олень, колено, лезвие, лекарство, лес). - Буква Е, звук [э] и мягкость согласного предшествующего звука. | Предметные: знать ,как работать с пластилином Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: выполнение упражнения | -А теперь найдите и прочитайте слова в столбиках на стр. 73. -Давайте прочитаем по слогам. С ударением. Как говорим. -Прочитайте где буква е в начале слова. -Прочитайте где буква е после гласного. -Где нет буквы е? Сейчас прочитайте родственные слова, т.е слова, у которых есть общая часть. -Молодцы ребята. А сейчас найдите слова называющие действия. Чтение текста с.73. - Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? - Прочитайте сначала про себя. Хором. В парах сначала 1 вариант второму, потом второй вариант первому. -Прочитай 1 предложение. Сколько мы слышим звуков в слове ели? Почему? -Прочитай 2 предложение. Сколько мы слышим звуком в слове роет? Почему? - Каким еще порядок слов может быть в предложении? Игра «Кто больше запомнит слов из текста» «Е» похожа на расчёску, -В каких словах нам попалась буква е? -Давайте еще раз прочитаем правило в конце страницы. - Ребята, давайте посмотрим на картинку на стр. 73., прочитайте текст рядом с ним. - Прочтите первое предложение? - Как вы поняли, что это предложение? - Из скольких слов состоит это предложение? - Как написаны слова? - Найдите в первом предложение слова с буквой Е. Какой звук она обозначает? - А во втором предложении есть слово с буквой Е? Какой звук она обозначает. И тут два звука, и там два звука, почему так? | - Ели, еловые, сосны, сосновые, роет, воет, лает, кусает. - Ели, еловые. - Роет, воет, лает, кусает. - Сосны. - Ели- еловые; сосны –сосновые. - Роет- воет; лает- кусает. -2, потому что е в начале слова. -2, т.к после гласного. -Лиса около ели. -Сделать, может, всем, все - Около ели лиса. Она роет нору. - С большой буквы начинается первое слова, в конце стоит точка. - Из трех. - Раздельно. | Предметные: знать последовательность лепки посуды. Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа | - Сейчас я предлагаю вам отрыть страницу 72 учебника. И внимательно посмотреть, из какой сказки эти герои? Что нарисовано на иллюстрации. - Кто помнит, о чем эта сказка? - А кто автор этот сказки? - Почему народ? - А какими сказки еще бывают? - Чему учит эта сказка? - Кто помнит, чем эта сказка закончилась? - Какой вывод мы можем сделать из этой сказки? Давайте вместе выберем пословицу, которая подходит больше всех. - А теперь, ребята, прочтите слова с буквой Е, которая обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного. - А теперь прочитайте слова, где Е обозначает два звука. - Прочитайте слова, где Е находится после гласного. | - По щучьему велению. Предполагаемые ответы детей. - Народ. - Потому что она русская народная и ее передавали из уст в уста. - Авторскими. Их уже написали авторы. Предполагаемые ответы детей. | Предметные: знать тему и цель урока; знать определения понятий. Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | Учебная презентация | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | 1. Деятельностная рефлексия.. -Ребята, с какой темой мы сегодня работали на уроке? А почему ее называют хитрой? Когда буква Е обозначат звук [‘э]? когда [йэ]? - Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили? -Что нового вы узнали? Что запомнили? -Все хорошо потрудились, спасибо за урок, до свидания! Эмоциональная рефлексия - Поднимите зеленый карандаш, если вы сегодня хорошо поработали на уроке. - Поднимите красный карандаш, если вы сегодня поработали не очень хорошо. - Наш урок окончен. | Проводят самоанализ деятельности. -Буква е и ее роли. -Потому что она может обозначать 2 роли 1 роль- 2 звука[йэ] и 2 роль- обозначает 1 звук[‘э]. -Когда стоит после согласного. -Когда стоит в начале слова и после гласного. -Да, научились давать характеристику звукам [йэ], [э], научились читать слова с буквой Е. | Предметные: уметь проводить рефлексию своей деятельности. Метапредметные: Р: самооценивание. Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучение письму " Письмо строчной письменной буквы "д"" ( 1 класс) ,УМК "Школа России"
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы « д», её соединений с другими буквами в словах.Задачи урока:Дидактич...
Технологическая карта урока обучения письму «Письмо заглавной письменной буквы «Т», 1 класс, «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «т», её соединений с другими буква...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [п],[п`]. Буква П п" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [п], [п`] и букве П.Задачи урокаДидактические:1 Познакомить обучающихся со звуками [п],[п`] и буквой П.2 Вспомнить и закрепить з...
Технологическая карта урока обучению грамоте «Звуки [в], [в’]. Буква В в» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в, ], с печатными буквами Вв; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урока:Дидактические: 1) учить характеризовать з...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н, н» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся о звуках [н], [н’] и букве Н, н.Планируемые результатыПредметные:1. Различать понятия «звук» и «буква».2. Различать со...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: формирование представления о согласном звуке [ш], букве Ш, ш и навыка письма буквы Ш, ш; совершенствование умения читать и писать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактически...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Гласный звук [у]. Буква У, у» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: формирование представления о гласном звуке [У] и навыка письма буквы У, у; совершенствование умения читать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактические: 1.Формировать умение выде...