Урок русского языка 2 класс (УМК «Школа России»)
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка 2 класс (УМК «Школа России»)
| |
Тема урока | «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч» |
Педагогическая цель | Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, развитию |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые | Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, |
Личностные | Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, |
Универсальные | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной Познавательные:общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Образовательные | Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: Мультимедийный проектор; презентация; компьютер. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_2.docx | 56.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 2 класс (УМК «Школа России») | |
Тема урока | «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч» |
Педагогическая цель | Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, развитию |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые | Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, |
Личностные | Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, |
Универсальные | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной Познавательные:общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Образовательные | Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: Мультимедийный проектор; презентация; компьютер. |
Технологическая карта урока:
Этап урока Цель | Методы и приемы работы Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | Словесный метод; Фронтальная. 1. Приветствие 2. Проверка готовности учащихся к уроку 3. Организация внимания школьников. | -Здравствуйте, ребята. -Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку? На столах у вас должны лежать учебники, рабочие тетради, дневник и пенал. На уроке будьте внимательны, постарайтесь быть активными. - Следите за правильной посадкой во время урока. Ручки должны правильно лежать на парте, ножки ровненько стоять на полу. Спина упирается в спинку стула. | Приветствует учащихся; Проверяет готовность учащихся к уроку; Организует внимание школьников; эмоционально настраивает на урок. | Приветствуют учителя; Проверяют готовность к уроку; Эмоционально настраиваются на работу. |
II. Минутка чистописания Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма | Фронтальная, индивидуальная. Практический. 1. Запись букв и сочетаний букв | - Посмотрите на доску, назовите сочетания букв, которые записаны на доске? - Вв, В//В - Запишите буквы и сочетания букв. - Допишите до конца рабочей строки буквосочетания. -Посмотрите и скажите написание какой буквы мы отработали? | Ставит перед учащимися проблемную ситуацию; Объясняет графические элементы букв, записанных на доске. Контролирует написание букв. | Анализируют элементы букв; Вырабатывают каллиграфический почерк. |
2. Работа с пословицей. | - Прочитайте пословицу. - Пословица: «Всяк кулик свое болото хвалит». - Объясните смысл этой пословицы. - Каждый хвалит то, что ему близко и дорого. - Запишите пословицу в тетрадь. - Найдите главные члены предложения. - Куликхвалит | Актуализирует субъективный опыт учащихся; Знакомит с новой пословицей; Проверяет знания ранее изученных тем. | Строят рассуждения при ответе на вопрос учителя; Знакомятся с новой пословицей; Закрепляют ранее пройденный материал. | |
III. Словарная работа. Цель: повторение изученных словарных слов; изучение нового словарного слова, его написание и лексическое значение. | Фронтальный. Словесный. Практический 1. Повторение изученных слов. | - Ребята, к нам в гости пришел Кот в сапогах. От него убежали все мышки. Давайте правильно вставим в словарные слова буквы и поможем вернуть мышек Коту в сапогах. - Сейчас по одному выходим к доске и вставляем пропущенную букву: П..су′да, ст..ка′н, с′ах..р, са′х..рница, л..мо′н. - Запишите слова в тетрадь, подчеркивая орфограммы. - Вот мы и помогли коту, вернув всех мышек. - А где мы можем проверить слова с непроверяемой гласной? - В орфографическом словаре | Организует деятельность учащихся по применению знаний в новой ситуации, по отработке изученных словарных слов; Проверяет правильность написания слов. | Закрепляют знания о ранее изученных словарных словах; Распознают и воспроизводят изученные словарные слова. |
2. Знакомство с новым словом - отгадывание загадки | - Отгадайте загадку: Из неё обедать буду, - Правильно, это тарелка. | Ставит перед учащимися проблемную ситуацию; знакомит с новым словарным словом. | Знакомятся с новым словарным словом; Устанавливают причинно-следственные связи. | |
3. Произношение слова | - Произнесите это слово орфоэпически – тарелка, а теперь орфографически – та – рел – ка. - Посмотрите на все слова. Что их объединяет? - Чаепитие - Запомните, посуда пишется с буквой «о», а «стакан», «тарелка» с буквой «а». | Организует исследование изучаемого словарного слова; Корректирует ответы учащихся. | Произносят слово орфоэпически и орфографически; Исследуют новое словарное слово. | |
4. Запись. Знакомство с лексическим значением | - Запишите слова «тарелка» в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение. - «таре′лка» - Что такое тарелка? - Это посуда - Тарелка – это столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном. | Организует усвоение изучаемого словарного слова (лексическое значение); Корректирует ответы учащихся. | Первичное закрепление знаний нового словарного слова (лексическое значение); Дополняют, корректируют, исправляют ответы одноклассников. | |
5. Составление предложения | - Составьте предложение со словом «тарелка» - Мы ели суп из глубокой тарелки. - Запишите предложение в тетрадь | Организует деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях. | Самостоятельно выполняют задание; Применяют новые знания в новых ситуациях. | |
IV. Сообщение темы урока. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | Фронтальная. Словесный, 1. Формулирование целей урока; 2. Постановка перед учащимися учебной проблемы; 3. Актуализация субъективного опыта учащихся | - Ребята, послушайте слова: почта, точка, помощник, птенчик. - Что их объединяет? - Буквосочетания: чт, чк, щн, нч – пишутся без мягкого знака - Молодцы, ребята, а теперь откройте учебник и прочитайте тему нашего урока. Мы сегодня будем говорить о буквосочетанияхчк, чн, чт, щн, нч. | Ставит перед учащимися проблемную ситуацию; подводит учащихся к формулированию целей урока | Формулируют цели урока вместе с учителем; понимают социальную и практическую ценность изучаемого материала |
Физкультминутка Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. Словесный – Ф. Практический – Ф. | Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишка. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. | Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке. | Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем. | |
V. Усвоение Цель: обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала (существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов); содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению); Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. 1. Работа с пословицами (упр. 1) | – Прочитайте пословицы. Когда так говорят? «Плохой друг в деле не помощник» - Настоящий друг может стать тебе помощником в любом деле. А плохой друг принесет тебе вред. И навредит твоему делу. - Правильно, помогать должен хороший друг, тогда все получится. - «На своей улочке и курочка храбра» - На своей улице, в своей станице ты все знаешь и ничего не боишься, а если попадешь в другой город, то тебе будет не уютно. – Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки. - Щ, Ч - Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн. Что надо знать об их написании? - Они пишутся без ь (мягкого знака) | Сообщает основную идею изучаемого материала; Обеспечивает методы исследования изучаемых знаний, способов и средств; Организует исследование учащимися способов, которые привели к определенному выводу; Корректирует ответы учащихся. | Усваивают методику изучения нового материала; Анализируют смысл пословиц; Устанавливают причинно – следственные связи; Высказывают свое мнение; Дополняют ответы одноклассников. |
2. Просмотр ЦОР | - Внимательно прослушайте электронное приложение. - По одному прочитайте слова: удочка, речной, мечта, хищник, одуванчик, ласточка, скучный, почта, помощник, птенчик. | С помощью электронного приложения организует первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Самостоятельно добывают знания и овладевают способами действий | |
3. Решение учебной задачи - чтение правила (стр. 5) | - На странице 5 прочитайте правило: Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик. - Скажите, какие буквосочетания пишутся без ь? - Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - Чем являются эти буквосочетания? - Это орфограммы | Организует усвоение учащимися новых знаний и способов действий (существенных признаков, понятий, законов, правил). | Первичное закрепление изученного материала; Чтение правила – установление причинно – следственных связей. | |
4. Повторение знаний о звуках. | - На странице 4, упражнение 2: - Прочитайте. Что обозначает каждое слово? - Песочница(место, где играют дети); мечта(заветное желание); удочка(снаряд для ловли рыбы); помощник(человек, который помогает кому-то); ласточка(птица); почта(служба, занимающаяся доставкой писем); цветочница(небольшой газон с цветами); хищник(животное); мачта(высокий столб на судне для парусов); спички(палочка с зажигательной головкой); печка(устройство для отопления); молочной(состоящий из молока); мощный(сильный). - Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч′] и [щ′]. - Потому что всегда мягкие. | Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы); Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала. | Усваивают методику изучения нового материала; Осознают основное содержание изученного материала; Определяют лексическое значение слов. | |
5. Выполнение упражнения 3. Повторение сочетания нч | - Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов. - Одуванчик(растение, выделяет млечный сок); пончик(сладкий пирожок); кончик(конец чего-то); блинчик(тонкие круглые изделия); стаканчик(посуда для питья); птенчик(детеныш птицы). - Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч′]: твердый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч. - Мягкий. Для того, чтобы правильно писать слова. - Каким правилом мы пользовались при выполнении этого упражнения? - Правилом на стр. 5: Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака). | Проверяет правильность и осознанность основного содержания изученного материала; Организует деятельность учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов. | Усваивают методику изучения нового материала; Осознают основное содержание изученного материала; Определяют лексическое значение слов. | |
6. Работа с предложением (упр.4) | - На странице 5, упражнение 4: Прочитайте. - Что значит встать на цыпочки? - Встать, приподняться на носочки. - Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого? - Маленький - Почему поэтесса употребила слово пиликает? - Рифма - Спишите. Подчеркните буквосочетание чк. - Найдите главные члены в первом предложении? - Определите части речи. - Мышоноквстал. - Мышонок(сущ.); встал(глагол). | Организует деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях; Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов действий; по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений | Отрабатывают логику алгоритма изученных правил; Переводят отдельные знания и способы действий в целостные системы знаний и умений; Применяют знания в измененных и новых ситуациях; Закрепляют методику изучения нового материала | |
7. Выполнение упражнения 5 | - Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. 1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение. (тч) 2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки. (нч) | Проверяет правильность и осознанность основного содержания изученного материала. | Самостоятельно выполняют задание; Закрепляют методику изучения нового материала | |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Фронтальная Индивидуальная Практический Словесный Работа с ЦОР «Помоги братьям Лосям спуститься на землю!» | - Ребята давайте поможем братьям Лосям спуститься на землю, для этого правильно распределим мешочки по корзинам: Положи в одну корзину слова с мягким знаком (ь), в другую – без мягкого знака (ь). - По цепочке, по одному слову выполним упражнение. - Пальто, письмо, хищный, реченька, девочка, сильный, ступеньки, крыльцо, спички, маленький, отличник, березонька, крошечный, звездочка. | Организует деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях; Организует деятельность по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу. | Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты; воспроизводят алгоритмы и пользуются ими в стандартных и измененных ситуациях. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Словесный Фронтальная Рефлексия своего поведения | – Закончите предложения: - Я сегодня узнал… - Мне было трудно… - Мне было интересно…. - Теперь возьмите листочки и цветные карандаши, посмотрите на доску, определите свое настроение после урока. | С помощью вопросов, побуждает учеников к высказыванию своего мнения; мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке; самостоятельно подводят итоги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс
Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....
Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.
Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс
Предмет: Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...
Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных
Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...
Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Антонимы
Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012....