Урок русского языка 2 класс (УМК «Школа России»)
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка 2 класс (УМК «Школа России»)

 

Тема урока

«Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч»

Педагогическая цель

Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, развитию
речи; создать условия для развития умения применять на практике правило

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Образовательные
ресурсы (оборудование)

Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина,
В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2012.

Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений:
в 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.

Мультимедийный проектор; презентация; компьютер.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_2.docx56.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема урока

«Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч»

Педагогическая цель

Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, развитию
речи; создать условия для развития умения применять на практике правило

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Образовательные
ресурсы (оборудование)

Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина,
В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2012.

Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений:
в 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.

Мультимедийный проектор; презентация; компьютер.

Технологическая карта урока:

Этап урока

Цель

Методы и приемы работы

Форма организации  учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Словесный метод; Фронтальная.

1. Приветствие

2. Проверка готовности учащихся к уроку

3. Организация внимания школьников.

-Здравствуйте, ребята.

-Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку? На столах у вас должны лежать учебники, рабочие тетради, дневник и пенал. На уроке будьте внимательны, постарайтесь быть активными.

- Следите за правильной посадкой во время урока. Ручки должны правильно лежать на парте, ножки ровненько стоять на полу. Спина упирается в спинку стула.

Приветствует учащихся;

Проверяет готовность учащихся к уроку;

Организует внимание школьников; эмоционально настраивает  на урок.

Приветствуют учителя;

Проверяют готовность к уроку;

Эмоционально настраиваются на работу.

II. Минутка чистописания

Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма

Фронтальная, индивидуальная.

Практический.

1. Запись букв и сочетаний букв

- Посмотрите на доску, назовите сочетания букв, которые записаны на доске?

- Вв, В//В

- Запишите буквы и сочетания букв.

- Допишите до конца рабочей строки буквосочетания.

-Посмотрите и скажите написание какой буквы мы отработали?
- Буквы В; нижнее соединение заглавной и строчной букв В; между двумя заглавными буквами В две наклонные.

Ставит перед учащимися проблемную ситуацию;

Объясняет графические элементы букв, записанных на доске. Контролирует написание букв.

Анализируют элементы букв;

Вырабатывают каллиграфический почерк.
Выполняют письмо по образцу, изображённому на доске.

2. Работа с пословицей.

- Прочитайте пословицу.

- Пословица: «Всяк кулик свое болото хвалит».

- Объясните смысл этой пословицы.

- Каждый хвалит то, что ему близко и дорого.

- Запишите пословицу в тетрадь.

- Найдите главные члены предложения.

- Куликхвалит

Актуализирует субъективный опыт учащихся;

Знакомит с новой пословицей;

Проверяет знания ранее изученных тем.

Строят рассуждения при ответе на вопрос учителя;

Знакомятся с новой пословицей;

Закрепляют ранее пройденный материал.

III. Словарная работа.

Цель: повторение изученных словарных слов; изучение нового словарного слова, его написание и лексическое значение.

Фронтальный.

Словесный.

Практический

1. Повторение изученных слов.

- Ребята, к нам в гости пришел Кот в сапогах. От него убежали все мышки. Давайте правильно вставим в словарные слова буквы и поможем вернуть мышек Коту в сапогах.

- Сейчас по одному выходим к доске и вставляем пропущенную букву: П..суда, ст..кан, сах..р, сах..рница, л..мон.

- Запишите слова в тетрадь, подчеркивая орфограммы.

- Вот мы и помогли коту, вернув всех мышек.

- А где мы можем проверить слова с непроверяемой гласной?

- В орфографическом словаре

Организует деятельность учащихся по применению знаний в новой ситуации, по отработке изученных словарных слов;

 Проверяет правильность написания слов.

Закрепляют знания о ранее изученных словарных словах;

Распознают и воспроизводят изученные словарные слова.

2. Знакомство с новым словом - отгадывание загадки

- Отгадайте загадку:

Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется 
тарелкой.
-
Это тарелка

- Правильно, это тарелка.

Ставит перед учащимися проблемную ситуацию; знакомит с новым словарным словом.

Знакомятся с новым словарным словом;

Устанавливают причинно-следственные связи.

3. Произношение слова

- Произнесите это слово орфоэпически – тарелка, а теперь орфографически – та – рел – ка.

- Посмотрите на все слова. Что их объединяет?

- Чаепитие

- Запомните, посуда пишется с буквой «о», а «стакан», «тарелка» с буквой «а».

Организует исследование изучаемого словарного слова;

Корректирует ответы учащихся.

Произносят слово орфоэпически и орфографически;

Исследуют новое словарное слово.

4. Запись. Знакомство с лексическим значением

- Запишите слова «тарелка» в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

- «тарелка»

 - Что такое тарелка?

- Это посуда

- Тарелка – это столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном.

Организует усвоение изучаемого словарного слова (лексическое значение);

Корректирует ответы учащихся.

Первичное закрепление знаний нового словарного слова (лексическое значение);

Дополняют, корректируют, исправляют ответы одноклассников.

5.  Составление предложения

- Составьте предложение со словом «тарелка»

- Мы ели суп из глубокой тарелки.

- Запишите предложение в тетрадь

Организует деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях.

Самостоятельно выполняют задание;

Применяют новые знания в новых ситуациях.

IV. Сообщение темы урока.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Фронтальная.

Словесный,
проблемный.

1. Формулирование целей урока;

2. Постановка перед учащимися учебной проблемы;

3. Актуализация субъективного опыта учащихся

- Ребята, послушайте слова: почта, точка, помощник, птенчик.

- Что их объединяет?

- Буквосочетания: чт, чк, щн, нч – пишутся без мягкого знака

- Молодцы, ребята, а теперь откройте учебник и прочитайте тему нашего урока. Мы сегодня будем говорить о буквосочетанияхчк, чн, чт, щн, нч.

Ставит перед учащимися проблемную ситуацию;

подводит учащихся к формулированию целей урока

Формулируют цели урока вместе с учителем; понимают социальную и практическую ценность изучаемого материала

Физкультминутка

Цель:  устранить утомляемость детей,  предотвратить  рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Словесный – Ф.

Практический – Ф.

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Снимает

утомляемость,

предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала (существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов); содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению);

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,

проблемный, практический.

1. Работа с пословицами (упр. 1)

– Прочитайте пословицы. Когда так говорят?

«Плохой друг в деле не помощник»

- Настоящий друг может стать тебе помощником в любом деле. А плохой друг принесет тебе вред. И навредит твоему делу.

- Правильно, помогать должен хороший друг, тогда все получится.

- «На своей улочке и курочка храбра»

- На своей улице, в своей станице ты все знаешь и ничего не боишься, а если попадешь в другой город, то тебе будет не уютно.

– Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.

- Щ, Ч

- Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн. Что надо знать об их написании?

- Они пишутся без ь (мягкого знака)

Сообщает основную идею изучаемого материала;

Обеспечивает методы исследования изучаемых знаний, способов и средств;

Организует исследование

учащимися способов, которые привели к определенному выводу;

Корректирует ответы учащихся.

Усваивают методику изучения нового материала;

Анализируют смысл пословиц;

Устанавливают причинно – следственные связи;

Высказывают свое мнение;

Дополняют ответы одноклассников.

2. Просмотр ЦОР

- Внимательно прослушайте электронное приложение.

- По одному прочитайте слова: удочка, речной, мечта, хищник, одуванчик, ласточка, скучный, почта, помощник, птенчик.

С помощью электронного приложения организует первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Самостоятельно добывают знания и овладевают способами действий

3. Решение учебной задачи - чтение правила (стр. 5)

- На странице 5 прочитайте правило: Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик.

- Скажите, какие буквосочетания пишутся без ь?

- Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

- Чем являются эти буквосочетания?

- Это орфограммы

Организует усвоение учащимися новых знаний и способов действий (существенных признаков, понятий, законов, правил).

Первичное закрепление изученного материала;

Чтение правила – установление причинно – следственных связей.

4. Повторение знаний о звуках.

- На странице 4, упражнение 2:

- Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

- Песочница(место, где играют дети); мечта(заветное желание); удочка(снаряд для ловли рыбы); помощник(человек, который помогает кому-то); ласточка(птица); почта(служба, занимающаяся доставкой писем); цветочница(небольшой газон с цветами); хищник(животное); мачта(высокий столб на судне для парусов); спички(палочка с зажигательной головкой); печка(устройство для отопления); молочной(состоящий из молока); мощный(сильный).

- Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч] и [щ].

- Потому что всегда мягкие.

Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы);

Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала.

Усваивают методику изучения нового материала;

Осознают основное содержание изученного материала;

Определяют лексическое значение слов.

5. Выполнение упражнения 3. Повторение сочетания нч

- Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов.

- Одуванчик(растение, выделяет млечный сок); пончик(сладкий пирожок); кончик(конец чего-то); блинчик(тонкие круглые изделия); стаканчик(посуда для питья); птенчик(детеныш птицы).

- Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч]: твердый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч.

- Мягкий. Для того, чтобы правильно писать слова.

- Каким правилом мы пользовались при выполнении этого упражнения?

- Правилом на стр. 5: Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака).

Проверяет правильность и осознанность основного содержания изученного материала;

Организует деятельность учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов.

Усваивают методику изучения нового материала;

Осознают основное содержание изученного материала;

Определяют лексическое значение слов.

6. Работа с предложением (упр.4)

- На странице 5, упражнение 4: Прочитайте.

- Что значит встать на цыпочки?

- Встать, приподняться на носочки.

- Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого?

- Маленький

- Почему поэтесса употребила слово пиликает?

- Рифма

- Спишите. Подчеркните буквосочетание чк.

- Найдите главные члены в первом предложении?

- Определите части речи.

- Мышоноквстал.

- Мышонок(сущ.); встал(глагол).

Организует деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;

Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов действий;

по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

Отрабатывают логику алгоритма изученных правил;

Переводят отдельные знания и способы действий в целостные системы знаний и умений;

Применяют знания в измененных и новых ситуациях;

Закрепляют методику изучения нового материала

7. Выполнение упражнения 5

- Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово.

1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение. (тч)

2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки. (нч)

Проверяет правильность и осознанность основного содержания изученного материала.

Самостоятельно выполняют задание;

Закрепляют методику изучения нового материала

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Фронтальная

Индивидуальная

Практический

Словесный

Работа с ЦОР «Помоги братьям Лосям спуститься на землю!»

- Ребята давайте поможем братьям Лосям спуститься на землю, для этого правильно распределим мешочки по корзинам: Положи в одну корзину слова с мягким знаком (ь), в другую – без мягкого знака (ь).

- По цепочке, по одному слову выполним упражнение.

- Пальто, письмо, хищный, реченька, девочка, сильный, ступеньки, крыльцо, спички, маленький, отличник, березонька, крошечный, звездочка.

Организует деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;

Организует деятельность по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу.

Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты;

воспроизводят алгоритмы и пользуются ими в стандартных и измененных ситуациях.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Словесный

Фронтальная

Рефлексия своего поведения

– Закончите предложения:

- Я сегодня узнал…

-  Мне было трудно…

- Мне было интересно….

- Теперь возьмите листочки  и цветные карандаши, посмотрите на доску, определите свое настроение после урока.

С помощью вопросов,  побуждает учеников к высказыванию своего мнения;

мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке;

самостоятельно подводят итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс

Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....

Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.

Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Антонимы

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012....