Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Антонимы
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока                                                                                                                                                              Русский язык 2 класс УМК «Школа России»                                                                                                                                            Учебник: В.П.Канакиной, М. «Просвещение», 2011г.                                                                                                                                 Тема. «Антонимы»                                                                                                                                                                                          

Цели деятельности учителя

Создать условия для  выявления слов – антонимов, знакомства с этимологией слова антоним, подбирать антонимы к определённому слову, понимать роль антонимов в речи

Тип урока

комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

Знания: научатся находить в предложении антонимы.

Умения: научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; аргументировано  отвечать, доказывать своё мнение.

Навыки: работать со словарём антонимов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: оценка информации.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные результаты: проявляют сотрудничество в разных ситуациях

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, парная;

Методы обучения

Игровой, проблемный, эвристический, метод контроля результатов обучения, объяснительно – иллюстративный,

Образовательные ресурсы

Мультимедиа система, презентация, фрагмент м/ф «Одуванчик – толстые щеки», карточки – помощники, аудиофайл

                                                                                                                     

                                                                                                                Организационная структура урока

Этап  урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

1.Организационный

Психологический настрой 

Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.  

«Приветствие – Желание»

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • большого (указательными);
  • успеха (средними);
  • во всём (безымянными);
  • всегда (мизинцами);
  • и везде! (прикосновение всей ладонью)

Вот с таким замечательным настроением мы будем работать на уроке русского языка.

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей

Проводят действия в соответствии со словами стихотворения

Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Наблюдение учителя

2.Повторение пройденного

- С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? 

Обобщение:- Какие слова называются синонимами? (слова, которые разные по произношению, а по смыслу очень близкие)

- Для чего нужны синонимы?                                                                              (Для того чтобы речь наша была точной, правильной, красивой).

Давайте проверим д /з  упр.70   -    1 ученик у доски, взаимопроверка

Подбор синонимов: родник, узор, папа, смешной, крошечный

Отвечают на вопросы

Проверят д/з, оценивают на полях

Подбирают синонимы

Осознанно строят речевые высказывания

Наблюдение учителя

3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Постановка проблемного вопроса

Определение темы

Сегодня я предлагаю вам посмотреть фрагмент из м/ф «Одуванчик – толстые щеки» и выяснить, что случилась с одним из героев?

 ( 47 сек)

- Что же случилось? Почему Одуванчик так разволновался?

- Сравните пары слов:   на доске       толстый – тонкий

                                                               спокойный – тревожный

                                                               веселится – огорчается.

- Что объединяет эти пары слов? (противоположные по значению)

- На прошлом уроке мы изучали слова, близкие по значению – синонимы. Сегодня мы выяснили, что есть слова, противоположные по значению. Может быть кто – нибудь знает, как называются эти слова?

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы)

Смотрят фрагмент м/ф

Отвечают на вопросы

определяют тему урока

Наблюдение учителя

4.Постановка целей и задач урока

- Что  вы хотите узнать об антонимах?            (схема на доске)                     

- Что такое антонимы?

- Для чего нужны антонимы?

- Чему  будете учиться на уроке?                                          

- Находить антонимы, подбирать антонимы,  правильно употреблять их в речи.

(перехожу на презентацию)

Отвечают на вопросы

Осознанно строят речевые высказывания

Принимать и сохранять учебную задачу

Наблюдение учителя

5.Работа по  достижению цели урока

Сравнение животных по описанию (подбор антонимов)

Работа в паре

Предлагаю поработать в паре

У вас на парте лежит карточка. Сравните тигра и котенка, записав слова в карточке                         (слайд  1)                       

 

                    ТИГР

КОТЁНОК 

-По размеру:

               большой

   маленький

-По силе:

              сильный

  слабый

-По характеру:

               злой

добрый 

-В зависимости от того, где живёт:

             дикий

домашний

-  Что мы можем сказать об этих словах? (они противоположные по значению)  (слайд 2)

Обобщение: - Чему вы учились, выполняя  это задание?                 (подбирать слова – антонимы)

-  Для чего в речи используют антонимы? (Для того чтобы речь наша была точной, правильной, красивой).

Упражнение в подборе антонимов  и употребление их в речи

(презентация, слайд  3) – составление текстов

- Чему вы учились, выполняя  это задание?  

Вывод: Антонимы меняют смысл предложений, текстов.

Антонимы подчёркивают различие, усиливают его.    (слайд  4)

Работают в паре, учатся  подбирать антонимы

Дети выполняют работу

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий

Формировать общее мнение в совместной деятельности.

Наблюдение учителя

6.Сохранение и укрепление здоровья уч-ся

Зрительная гимнастика

Схема зрительно-двигательных траекторий

Выполняют  зрительную гимнастику

Формировать умение сохранять свое здоровье

инструкцияучителя

5.Работа по достижению цели урока

Работа с учебником

2. Работа над определением антонимов  с. 54

3. Страничка для любознательных                                                                    О происхождении слов синоним и антоним с. 55

4. Наблюдение над словами-антонимами в тексте      упр. 71

- Чему вы учились, выполняя  это задание?  

Списывают предложение

Читают определение, о происхождении, работают со словарем

Формировать общее мнение в совместной деятельности

Наблюдение учителя

6.Сохранение и укрепление здоровья уч-ся

Двигательная разминка

аудиофайл для гимнастики

Выполняют  двигательную гимнастику

Наблюдение учителя

Самостоятельная работа    

Проверка в паре

Постановка проблемного вопроса

Подберите антонимы: белый -черный , одобрять – осуждать, вечер -утро, помогать – мешать, одинаковый - разный

- Всегда ли вам  просто подбирать антонимы?

- Что же делать в случае затруднения?  (спросить у взрослых, посмотреть в словаре) 

                                                                                                                                      5. Знакомство со «Словарём антонимов»  в учебнике с. 55   (с. 142)

- Рассмотрите, полистайте. Сможете воспользоваться его подсказками?

6. - Упражнение в подборе антонимов  и употребление их в речи

-  упр. 72 – по вариантам

1 вариант – 1-3 слово, 2 вариант 4 -7слово

Обобщение: - Чему вы учились, выполняя  это задание?

                       - Для чего в речи используют антонимы?

Знакомятся со словарем антонимов

Выполняют упражнение,

проверяют работу друг у друга и оценивают.

Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме.

Наблюдение учителя

7.Домашнее задание

Объясняет домашнее задание стр.55 упр. 74  

 

записывают в дневник д/з.

Объясняет дом. задан

8.Рефлексия

- Продолжите предложения

На уроке я узнал(а) … .

Могу рассказать другим … .

Было трудно …

Было интересно … .

Смогли мы выполнить практическую задачу урока: находить, подбирать  антонимы?

Высказывают свое мнение

9.Итог урока

Сейчас я проверю, чему вы научились.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …(близко)

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь ...(пол)

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты… (нашел)

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты …(храбрец)

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай…(конец).

Спасибо за урок.

- А что же Одуванчик, дождался ли он помощи?

Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки».

- Какой важный закон жизни узнал Одуванчик?                                                       А вы когда-нибудь смеялись над собой?                                                                   А как вы себя чувствуете, если кто-то над вами смеется?                                Какое правило общения  надо помнить?

Подбирают слова - антонимы

Наблюдение учителя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс

Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...

Урок русского языка по программе Школа России. Тема урока: Изменение глаголов по временам .

Цель урока: - Актуализировать знание о временных формах глагола.Задачи:- повторить временные формы глагола;- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употре...