3 класс. Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском языке).
рабочая программа по чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr-rp_-_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke_3v_klass.docx | 47.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза
Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза
Ивана Даниловича Черняховского»
общеобразовательная область «Русский язык и литературное чтение»
предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке»
3 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Вольтмарова Н.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
город Черняховск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса
составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;
- Примерной образовательной программы учебного предмета «литературное чтение на родном (русском) языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования 1 - 4 классы: / М. И. Кузнецова др. — Москва 2020 (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).
- Учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
- Санитарно –эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесёнными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Цели курса:
- развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
- включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.
Задачи курса:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение». В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников. В программе курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Эти концептуальные положения определяют особенности курса «Литературное чтение на родном (русском) языке», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.
Русская литература обладает высочайшей степенью эмоционального воздействия на внутренний мир младшего школьника, возможностями приобщения к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту своего народа. Обладая гуманистическим потенциалом, русская литература помогает воспитанию школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, овладению культурой межнационального общения.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке», основанный на тех же принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа.
Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом в 3 классе на изучение литературного чтения на родном (русском) языке отводится 34 часа в год, по 1 часу еженедельно в течение 34 учебных недель. Из них 6 часов отводится на внутрипредметный модуль «Литература народов России», который будет способствовать формированию читательской компетенции младшего школьника, а значит более глубокому изучению предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке».
В содержании модуля акцент сделан на формирование читательской культуры младших школьников, углубление их первичных представлений об особенностях произведений народов России, формирование умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. Модуль «Литература народов России» будет способствовать повышению мотивации чтения у младших школьников.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще одной общей чертой двух курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные УУД:
- развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Регулятивные УУД:
- развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
- давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении послушанного /прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
- создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Мир детства
Я и книги (Пишут не пером, а умом)
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»), В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).
Я взрослею (Жизнь дана на добрые дела)
Пословицы о доброте, Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй», Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка», Живи по совести (пословицы о совести), П. В. Засодимский. «Гришина милостыня», Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья (В дружной семье и в холод тепло)
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку», А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент), В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (Детские фантазии)
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»), Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Россия — родина моя
Родная страна во все времена сынами сильна (Люди земли русской)
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент), Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент), О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»).
От праздника к празднику (Всякая душа празднику рада)
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент), С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе (Неразгаданная тайна — в чащах леса…)
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане, В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент), В. Д. Берестов. «У реки», И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад», М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья», И. П. Токмакова. «Туман».
Внутрипредметный образовательный модуль «Литература народов России» (6 часов)
«Лисичка и журавль» (украинская народная сказка). «Богатырь Гувалик и красавица Велевула» (цыганская народная сказка). «Семь братьев» (алтайская сказка). «Как волка уму разуму учили» (белоруская народная сказка). «Три мудрых совета» (казахская народная сказка). «Знание всего дороже» (татарская народная сказка).
Форма промежуточной аттестации по литературному чтению – административная контрольная работа (итоговая)
Тематическое планирование
по литературному чтению (34 ч)
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Мир детства Внутрипредметный образовательный модуль «Литература народов России» | 18 4 | ||
1 | «Литература народов России» «Лисичка и журавль» (украинская народная сказка) | 1 | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст сказки. Составлять картинный план. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Работа по алгоритму. |
2 | В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). | 1 | Осознание последовательности и смысла событий. Вычисление главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Работа по алгоритму. |
3 | В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). | 1 | Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Работа по карточке. |
4 | Я взрослею. Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте. | 1 | Планировать работу на уроке. Знакомиться с произведениями устного народного творчества. Работа по карточке. |
5 | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 | Воспринимать на слух текст, высказывать своё мнение, отношение. Читать вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Определять нравственный смысл. Наблюдать за развитием и последовательностью событий. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст. Работа по шаблону. |
6 | «Литература народов России» «Знание всего дороже» (татарская народная сказка) | 1 | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст сказки. Составлять картинный план. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Работа по алгоритму. |
7 | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». | 1 | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении. Работа по карточке. |
8 | Живи по совести. Пословицы о совести. | 1 | Планировать работу на уроке. Знакомиться с произведениями устного народного творчества. Работа по карточке. |
9 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении. Работа по карточке. |
10 | Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». | 1 | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении. Работа по карточке. |
11 | «Литература народов России» «Семь братьев» (алтайская сказка) | 1 | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст сказки. Составлять картинный план. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Работа по алгоритму. |
12 | О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | 1 | Воспринимать на слух текст, высказывать своё мнение, отношение. Читать вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Определять нравственный смысл. Наблюдать за развитием и последовательностью событий. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст. Работа по шаблону. |
13 | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). | 1 | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст сказки. Составлять картинный план. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Работа по алгоритму. |
14 | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). | 1 | Читать вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст. Составлять картинный план. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Работа по алгоритму. |
15 | В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). | 1 | Воспринимать на слух текст, высказывать своё мнение, отношение. Читать вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Определять нравственный смысл. Наблюдать за развитием и последовательностью событий. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст. Работа по шаблону. |
16 | Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | 1 | Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Работа по шаблону. |
17 | «Литература народов России» «Как волка уму разуму учили» (белоруская народная сказка) | 1 | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст сказки. Составлять картинный план. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Работа по алгоритму. |
18 | Обобщающий урок «Я и книги. Пишут не пером, а умом». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Участвовать в литературной викторине. Работа по индивидуальному маршруту. |
Раздел 2. Россия — родина моя Внутрипредметный образовательный модуль «Литература народов России» | 16 2 | ||
19 | Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли русской. | 1 | Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Работа по индивидуальному маршруту. |
20 | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). | 1 | Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в тексте. Работа по алгоритму. |
21 | Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). | 1 | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Характеризовать героев произведения. Работа по шаблону. |
22 | О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»). | 1 | Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в тексте. Работа по алгоритму. |
23 | «Литература народов России» «Богатырь Гувалик и красавица Велевула» (цыганская народная сказка) | 1 | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст сказки. Составлять картинный план. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Работа по алгоритму. |
24 | А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 1 | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Работа по памятке. |
25 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). | 1 | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Дополнительное инструктирование. |
26 | «Литература народов России» «Три мудрых совета» (казахская народная сказка) | 1 | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке. Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст сказки. Составлять картинный план. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Работа по алгоритму. |
27 | О родной природе. Неразгаданная тайна — в чащах леса… Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. | 1 | Планировать работу на уроке. Знакомиться с произведениями устного народного творчества. Работа по карточке. |
28 | В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). | 1 | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Работа по карточке. |
29 | В. Д. Берестов. «У реки». | 1 | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Работа по карточке. |
30 | И. С. Никитин. «Лес». | 1 | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Характеризовать героев произведения. Работа по шаблону. |
31 | К. Г. Паустовский. «Клад». | 1 | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Характеризовать героев произведения. Работа по шаблону. |
32 | М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». | 1 | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Работа по карточке. |
33 | И. П. Токмакова. «Туман». | 1 | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Работа по карточке. |
34 | Административная контрольная работа (итоговая) | 1 | Планировать работу на уроке. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Работа по индивидуальному маршруту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 2 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса для детей с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса используется учителем для обучающегося с нарушение речи, адаптированной основно...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опо...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...