Адаптированная рабочая программа «РУССКИЙ ЯЗЫК»
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Рабочая адаптированная программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку и авторской программы «Русский язык 1-4 классы», С.В. Иванов (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2014) под редакцией Н.Ф. Виноградовой с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, в соответствии с учебным планом МОУСОШУИП №3 г. Лабытнанги.
Программа учитывает особенности ученицы с ЗПР, направлена на разностороннее развитие личности учащейся, способствует их умственному развитию. Программа содержат материал, помогающий учащейся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_russkiy_yazyk_umk_21_vek.docx | 72.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
- Пояснительная записка
Рабочая адаптированная программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку и авторской программы «Русский язык 1-4 классы», С.В. Иванов (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2014) под редакцией Н.Ф. Виноградовой с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, в соответствии с учебным планом МОУСОШУИП №3 г. Лабытнанги.
Программа учитывает особенности ученицы с ЗПР, направлена на разностороннее развитие личности учащейся, способствует их умственному развитию. Программа содержат материал, помогающий учащейся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащейся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащейся сосновными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование
коммуникативной компетенции учащейся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
-развитие речи, мышления, воображения ученицы, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремлениятсовершенствовать свою речь.
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке
-формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
-развитие устной и письменной речи учащейся;
-развитие языковой эрудиции, её интереса к языку и речевому творчеству.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников. Знакомя учащуюся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у неё научное представление о системе и структуре родного языка, развивает логическое и абстрактное мышление, представляет родной (русский) язык как часть окружающего мира.
- Общая характеристика учебного предмета
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского
языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В 1 полугодии 1 класса предмет «Русский язык» входит в курс «Обучение грамоте», обеспечивается учебником «Букварь», ч.1 (авт. Л.Е.Журова, О.А. Евдокимова), рабочимитетрадями «Прописи №1, 2, 3) (авт. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова).
Важнейшей линией курса является формирование у первоклассников действий звукового анализа (умение назвать звуки слова в правильной последовательности, датькачественную характеристику каждому звуку). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма – всё это задачи становления графического навыка приобязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Ещё одна содержательная линия – развитие речи. Первоклассница в процессе практической деятельности осваивает умения участвовать в учебном диалоге, работать с текстом.
Все языковые отношения усваиваются с помощью самостоятельного построения моделей. Это позволяет формировать навык самоконтроля и умение оценивать свои действия.
Одним из важнейших методов обучения на уроках на этом этапе являются специально разработанные дидактические игры, в которых учебная задача полностью совпадает с игровой. Такая организация курса способствует плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.
Во 2 полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Русский язык» (авт.С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова), рабочими тетрадями «Русский язык № 1,2» (авт. С.В. Иванов).
Особенности содержательных линий
В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый изкоторых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданийи речевых упражнений не позволяет ученице сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако, на скрытом уровне, работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», но не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов. Работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».
Такое структурирование курса позволяет:
решить практические задачи по формированию навыка грамотного,
сделать ученицу субъектом обучения:
избавить ученицу от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученицы не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристик и языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способудействия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, работать с учебной книгой.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция ученицы, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученица овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий ученица научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученица приобретёт умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности вречи.
- Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Объем учебного времени в 1 классе составляет 76 часов (2 часа в неделю). Курс обучения грамоте в 1 классе составляет 32 часа I полугодие (2 часа в неделю), русский язык – 34 ч II полугодие (2 часа в неделю).
- Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащейся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащейся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученица получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учится ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для решения коммуникативной задачи.
- Результаты изучения учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты обучения.
В результате изучения курса русского языка обучающаяся на ступени начального общего образования научится осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у неё начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учащейся основой всего процесса обучения,средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметные результаты обучения.
В процессе изучения русского языка обучающаяся научится использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Ситуаций общения: стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции ;умение задавать вопросы.
Предметные результаты обучения.
Ученица получит начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета .
- Содержание учебного предмета
Раздел «Фонетика и графика»
Ученица научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Раздел «Орфоэпия»
Ученица получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского и литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного вучебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Ученица научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
Раздел «Лексика»
Ученица научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Раздел «Синтаксис»
Ученица научится:
• различать предложение, слово;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
«Орфография и пунктуация»
Ученица научится:
• применять правила правописания;
• безошибочно списывать текст объёмом 15—30 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 25—30 слов в соответствии с изученными тправилами правописания;
Ученица получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
«Развитие речи»
Ученица научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение;
• самостоятельно озаглавливать текст;
Содержание программы 1 класс (66 ч).
Фонетика.
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Интонационное выделение звуков в слове. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак-рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция. Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Ударение, способы его выделения.
Графика и орфография.
Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов, предложений (3-5 слов со звуками в сильной позиции). Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Сравнительный анализ буквенных записей с разными позициями согласных звуков.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначения гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Пунктуация.
Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия предметов и признаки; родственные слова; синонимы; антонимы; омонимы (ознакомление без введения терминологии).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Развитие речи.
Осознание цели и ситуации устного общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера. Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1 классе.
К концу обучения в 1 классе учащаяся должна:
Называть, приводить примеры:
- звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
- слов, называющих предметы.
Различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение.
Кратко характеризовать:
- качественные признаки звуков;
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных.
Решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх-пяти звуковых слов;
- правильно писать «ча – ща», «чу – щу» и «жи – ши» под ударением;
- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
-правильно писать словарные слова, определенные программой;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения :
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 10-15 слов.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков русского языка.
Тематическое планирование на первое полугодие ( 32 часа)
в 1 классе (обучение грамоте)
1 четверть 18 часов
Общая тема (раздел) (блок) (изучаются по всему курсу) | № урока | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Фонетика и орфоэпия. (Как устроен наш язык) Графика и орфография. (Правописание) | 1 | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. | 1 | Знакомство с правилами посадки при письме, с понятием «рабочая строка» и «междустрочное пространство». Выработка ориентации на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения. Проведение линий в заданном направлении. Проведение линий от определенной точки в заданном направлении. |
Слово и предложение. Пунктуация. (Развитие речи). | 2 | Введение понятия «слово». | 1 | Введение понятия «слово», обозначение каждого слова полоской. Усвоение различий между предметом и обозначающим его словом. Классификация предметов: грибы съедобные и несъедобные (мухомор, подосиновик, лисичка, бледная поганка, боровик, маслёнок). |
3 | Введение понятия слова. Деление предложения на слова. | 1 | Деление предложения на слова. Выделение слов из предложений. Классификация предметов по заданному признаку (подбор пар слов по первому звуку: пальто-панама, шапка-шорты, варежки-валенки, босоножки-ботинки; зимние и летние вещи; головные уборы, предметы, которые носят парами). | |
4 | Сравнение звуков. Деление предложения на слова. | 1 | Сравнение звуков по твердости-мягкости. | |
5 | Знакомство со схемой звукового состава слова. Деление предложения на слова. | 1 | Звуковой анализ слова «ау». Знакомство со схемой звукового состава слова. Нахождение места звуков [у], [а] в словах (под ударением). Сравнение слов по звуковой структуре Игра «Назови слово» со звуком [р], [р']. Проведение полуовалов. | |
6 | Звуковой анализ слов «лук», «луг». Деление предложения на слова. | 1 | Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов по звуковой структуре. | |
7 | Письмо заглавной и строчной буквы «А, а». Сравнение звуков. | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «А, а». | |
8 | Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я». Сравнение звуков. | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Я, я». | |
9 | Письмо заглавной и строчной буквы «О, о». сравнение звуков. | 1 | Тренировка в написании букв «О,о». Сопоставление строчных букв «а -о». | |
10 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ё, ё». сравнение звуков. | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ё, ё». Повторение изученных букв. | |
11 | Знакомство со схемой звукового состава слова. | 1 | Звуковой анализ слов «ёжик», «ёлка», «ёлки». | |
12 | Знакомство со схемой звукового состава слова «кот», «кит» | 1 | Сравнение слов «утка», «утята». Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы | |
13 | Знакомство со схемой звукового состава слова «лес» | 1 | Определение положения звука [у] в слове. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы | |
14 | Знакомство со схемой звукового состава слова. | 1 | Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели слов. | |
15 | Знакомство с буквой «Э, э». Знакомство со схемой звукового состава слова. | 1 | Звуковой анализ слов «экран», «эхо». Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Э, э». | |
16 | Звуковой анализ слов «лук» «лес» , Сравнение этих слов по структуре. | 1 | Соотнесение схем с гласными буквами со словами. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Е, е». | |
17 | Звуковой анализ слов «лук», «лес», Сравнение этих слов по структуре. | 1 | Поэлементный анализ строчной буквы «ы». Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв. | |
II четверть -14 часов | ||||
18 | Знакомство с буквой И.и. Письмо заглавной и строчной буквы И.и. | 1 | Звуковой анализ слов «флаги», «гиря».Определение положения звука [и] в слове. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «И, и».Тренировка в написании букв. Сопоставление строчных букв «и -у». | |
19 | Письмо заглавной и строчной буквы М, м , «Н, н. «Р, р», «Л, л» Письмо слогов, слов | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Н, н». Сравнение заглавных и строчных букв «Н, н» и«Ю, ю». Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Р, р». | |
20 | Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й». Введение «ударение». | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Й, й». Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Й, й» и«И, и». Отработка умения определять место ударения в слове. | |
21 | Письмо заглавной и строчной буквы «К, к». «Г, г» «З, з». Дифференциация букв «Г,г» - «К,к». | 1 | Соотнесение слова (название рисунка) со слогоударной схемой слова. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Г, г». Сравнение заглавных и строчных букв «Г, г» и«Р, р». Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «К, к». Запись слов на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «З, з». | |
22 | Письмо заглавной и строчной буквы «С, с». Дифференциация букв «З, з» - «С, с». | 1 | Тренировка в написании заглавной и строчной буквы «С, с». Преобразование печатного шрифта в письменный. Запись слов на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы. Вписывание нужной буквы. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих звуковым моделям. Работа над осознанностью записываемых предложений. | |
23 | Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д». | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Д, д». Тренировка в написании букв. Сравнение строчных букв «д» - «у». | |
24 | Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т» Дифференциация букв «Д, д» - «Т, т». | 1 | Звуковой анализ слов «тигр», «труба». Расшифровка «закодированных» слов: «актёр» -- «тёрка», «корт» -- «крот», «салат» -- «атлас» (лексическое значение слов: «корт», «атлас»), определение лексического значения слов («корт», «атлас»). Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Т, т». Преобразование печатного шрифта в письменный. | |
25 | Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б». Письмо заглавной и строчной буквы «П, п». | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Б, б». Преобразование печатного шрифта в письменный. Дифференциация букв «Б, б» - «Д, д». Вписывание нужных букв. | |
26 | Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в», «Ф, ф». | 1 | Звуковой анализ слов «ветка», «волна». Расшифровка «зашифрованных» слов: «слово», «весна». Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «В, в». Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Преобразование и запись слов в соответствии с заданием. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ф, ф». Дифференциация букв «В, в» - «Ф, ф».Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Преобразование печатного шрифта в письменный. | |
27 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж», «Ш, ш». | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ш, ш». Сравнение букв «Ш, ш» - «И, и». Закрепление написания буквосочетания «ши». Дифференциация букв «Ж, ж» - «Ш, ш». Преобразование печатного шрифта в письменный. | |
28 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч», «Щ, щ». | 1 | Звуковой анализ слов «чайник», «спички». Выяснение особенностей звука [ч'] (звук [ч'] всегда мягкий согласный, у него нет мягкой пары). Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ч, ч». Сравнение букв «Ч» - «У». Закрепление написания буквосочетаний «ча», «чу». Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Щ, щ». Сравнение букв «Щ, щ» - «Ш, ш». Закрепление написания буквосочетаний «ща», «щу». Преобразование печатного шрифта в письменный. | |
29 | Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х».,, «Ц, ц». | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Х, х». Сравнение букв «Х, х» - «Ж, ж». Запись слов на нужной строчке. Преобразование печатного шрифта в письменный. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ц, ц». Сравнение букв «Ц, ц» - «Щ, щ», «ц» - «и». Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. Дифференциация букв «ц» - «ч» - «щ». | |
30 | Знакомство с буквой «ь». Особенности «ь». | 1 | Знакомство с одной из функций мягкого знака: ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Сравнение звуков по твердости-мягкости. Чтение по таблице слов с использованием данных слогов. | |
31 | Слова с разделительным мягким знаком | 1 | Письмо слов, предложений с «ь» - показателем мягкости согласных. Письмо слов с разделительным мягким знаком | |
32 | 1 | Письмо слов, предложений с «ь» - показателем мягкости согласных. Письмо слов с разделительным мягким знаком. Тренировка в написании буквы «ъ».Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. Работа в прописях: Отгадывание и списывание загадок.. Преобразование печатного шрифта в письменный. |
Тематическое планирование на второе полугодие (34 часов)
1 класс. (русский язык)
3 четверть -20 часов
Общая тема(раздел) (блок) (изучаются по всему курсу) | № урока | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Освоение предметных знаний УУД | ||||
Фонетика («Как устроен наш язык») | 33 | Язык как средство общения. | 1 | Знакомство с учебником, условными обозначениями в учебнике, целями изучения русского языка. Знать о языке как средстве общения между людьми. |
Графика и орфография. (Правописание) | 34 | Устная и письменная речь. | 1 | Анализ алгоритма порядка действий при списывании и использовать его при решении практических задач. Контроль заправильностью и аккуратностьюсобственных записей. Знать, что такое речь. Уметь различать устную и письменную речь. |
Слово и предложение. Пунктуация. (Развитие речи). | 35 | Речевой этикет. | 1 | Анализ речевых ситуаций, представленных в рисунке и в тексте. Использование алгоритма порядка действий при списывании. Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. |
36 | Знакомство с взрослыми и сверстниками. | 1 | Знать, как пишутся имена собственные. | |
37 | Возраст. | 1 | Уметь писать прописную букву в именах собственных. Уметь правильно оформлять предложения на письме. | |
38 | Внешность. | 1 | Знакомство со словами, отвечающими на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Выделение из текста слов по заданным основаниям Уметь правильно писать имена собственные. | |
39 | Адрес. | 1 | Обсуждение текста, в котором представлена неполная информация. Устанавливание ситуаций общения, в которых необходимо указывать адрес. Работа с информацией представленной в виде слогоударных схем (выбирать из текста слова, соответствующие схемам). Оценивание правильности выполнения заданий. | |
40 | Родина. | 1 | Использование правил деления слов на слоги и переноса слов. Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую. Уметь объяснять значения слов и обращаться за помощью к взрослым. | |
41 | Исторические места. | 1 | Знать о правилах нахождения ударения в словах. Уметь находить ударение в словах. Ударение. | |
42 | Профессия. | 1 | Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос. Установить взаимосвязь между действиями и словами-названиями действий, ознакомить со словами, обозначающими и отвечающими на вопрос «что делать?» Словарная работа, развитие речи, постановка вопросов к словам, развивать орфографическую зоркость. Уметь находить слова, называющие действия предметов. | |
43 | Характер. | 1 | Знать правила правописания гласных после согласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | |
44 | Кто что любит... | 1 | Сравнение слов по звуковому составу. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Знать правила переноса слов. Уметь переносить слова. | |
45 | Кто что любит... | 1 | Сравнение слов по звуковому составу. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Знать правила переноса слов. Уметь переносить слова. | |
46 | Интересы детей. | 1 | Слово как объект изучения. Слово и предложение. Наблюдение над общим значением однокоренных слов. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками. Уметь сравнивать однокоренные слова. Уметь наблюдать над общей частью родственных слов. | |
47 | Хобби. | 1 | Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Знать об устойчивых сочетаниях слов. | |
48 | Детские фантазии. | 1 | Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос. Уметь различать буквы и звуки. Соотносить количество звуков с числом букв в словах. | |
49 | Любимые книги. | 1 | Поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос Заглавная буква в именах собственных. Уметь различать буквы и звуки. Соотносить количество звуков с числом букв в словах. | |
50-51 | Домашние питомцы. | 2 | Знать о правилах нахождения ударения в словах. Определение слова, от которого образовано заданное слово. Соотношение количества звуков и букв в словах. Отличие языка человека от языка животных. Знать о правилах нахождения ударения в словах. Уметь определять образование слов. | |
52 | Мои друзья. | 1 | Слова, которые можно записать цифрами. Мимика и жесты как дополнительные средства общения Образные выражения. Использование в речи многозначных слов, умение определить значение из контекста. | |
4 четврть – 14 часов | ||||
53-54-55 | Школьная жизнь. | 3 | Грамотность в письменной речи – показатель образованности человека и его культуры. Слово как единство звучания и значения. Ударение. Уметь различать произношение и написание слов, подбирать проверочные слова. | |
56 | День рождения. | 1 | Выбор точных языковых средств в зависимости от ситуации. Знакомство с транскрипцией. Знать о роли мягкого знака в слове. Уметь различать произношение и написание слов. | |
57-58 | Детские развлечения. | 2 | Что делает нашу речь понятной и точной. Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. Перенос. | |
59-60 | Театр. | 2 | Уметь различать произношение и написание слов, подбирать проверочные слова. Уметь правильно записывать слова с сочетанием чк – чн. Использовать многозначность слов в речи. Существенные признаки гласных и согласных звуков, наблюдение над произношением слов и проводить их звуковой анализ, понятие «фонетика». Уметь различать буквы и звуки. Соотносить количество звуков с числом букв в словах. | |
61-62 | Разговорная и научная речь. | 2 | Художественный и научный стиль Многозначность. Наблюдение над разными стилями речи. Образование слов. Разделительный мягкий знак. | |
63 | Зоопарк. | 1 | Передача в письме своего отношения к увиденному. Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. | |
64 | Повторение. Цирк | 1 | Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений Слова, которые пришли в русский язык из других языков. Перенос. | |
65 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | Проверка полученных за год знаний. | |
66 | Повторение изученного. | 1 | Выделение в слове ударного слога, безударного слога |
8. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса, осуществляемого
по курсу «Русский язык».
Литература:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2015.
Безруких М.И., Кузнецова М.И. Прописи № 1 к учебнику «Букварь»: Для учащихсяобщеобразовательных учреждений , - М.: Вентана-Граф, 2015.
Безруких М.И., Кузнецова М.И. Прописи № 2 к учебнику «Букварь»: Для учащихсяобщеобразовательных учреждений , - М.: Вентана-Граф, 2015.
Безруких М.И., Кузнецова М.И. Прописи № 3 к учебнику «Букварь»: Для учащихсяобщеобразовательных учреждений , - М.: Вентана-Граф, 2015.
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Под ред. Л.Е. Журовой и С.В.Иванова.. - М.: Вентана-Граф, 2015.
Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2 для учащихся
общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; - М.:Вентана-Граф, 2015.
Технические средства обучения
Магнитная доска.
Телевизор.
Персональный компьютер.
Принтер.
Сканер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...
Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс
РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...
3 класс. Адаптированная рабочая программа. Русский язык (родной).
Адаптированная рабочая программа...
3 класс. Адаптированная рабочая программа. Русский язык (родной).
Адаптированная рабочая программа...