АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету родной язык 1 класс ТНР вариант 5.1 , 5.2.
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Жукова Людмила Владимировна

Программа адаптирована для обучающихся с ТНР с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_h.docx52.51 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету родной язык

   1 класс    

ТНР вариант 5.1 , 5.2.  

Составитель: учитель начальных классов

Жукова Л.В.

2021-2022 учебный год

г. Советский

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для обучающегося 1б класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ                              «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями), (авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий (учебно-методический комплект «Школа России»), Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол                    от 08.04.2015 №1/15), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №6» на 2018-2022 годы, утвержденной приказом директора от 31.08.2018 № 666-о, Адаптированной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом директора от 31.08.2020 №453-о.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

        - создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

        Задачи:

        -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

          -развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого учащегося как субъекта отношений в сфере образования;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм получения образования учащимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп учащихся.

Основными направлениями коррекционной работы: удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.

Основная задача педагога – оказание психолого-педагогической поддержки учащегося с ТНР. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости индивидуальной коррекционной помощи в освоении предмета, курса; обеспечение учащемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР (вариант 5.1, вариант 5.2)

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены                    (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа                        на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

-выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

-организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

 -получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;

 -создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

-координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;

 -получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

-возможность адаптации образовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

-гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

-индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

-постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

-применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

-возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;

-профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии                        и тактики;

 - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

 Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. Дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом целых букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение написания согласных букв; последующих гласных букв; букв, не обозначающих звуков.

 

Блок «Родной язык» представлен в программе следующими содержательными линиями;

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие письменной речи.

 

Раздел «Речевая  деятельность». Его содержание обеспечивает ориентацию первоклассников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения письменной формой языка, культурой письменной речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела s программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

 

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе – 17 часов (1 часа в неделю,             17  учебных недели).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5. Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так                        и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой                       и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения                                   к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного                             в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках                            и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале                              в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями                            её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

Обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату                              и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные)  и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

- устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

 - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости                      от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая                    и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе                    не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении                      и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций                                      в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе                  в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные                        от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров                                  в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов                          и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности                                   и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

1) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

2) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств для успешного решения коммуникативных задач;

3) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

6. Содержание учебного предмета

Раздел

Темы

Добукварный период

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов

в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление                 о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых                 и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами, а, о, и, ы, у, узнавание букв

по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв

Букварный период

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов                  и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем,                    а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем

с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка

в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится

с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма

Развитие речи.

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его

в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости

к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа

на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

урока

Раздел/

количество часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

 1

Добукварный (подготовительный) период

(2 часа)

 

Рисование полуовалов и кругов.

- способны к оценке своей учебной деятельности;

- ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- используют знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

- проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении                      и взаимодействии;

- имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентируются на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- обретают учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различают способ и результат действия;

- строят сообщения в устной и письменной форме;

- ориентируются на разнообразие способов решения задач;

- учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- понимают различие между звуками и буквами;

- устанавливают последовательность звуков в слове и их количество;

- различают гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

- определяют качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

2

Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий.

 3

Букварный (основной) период

(14 часов)

 

 

 

 

 

Буква А а

 

 4

Повторение изученных букв.

 

 5

Буква У у

 

 6

Закрепление написания изученных букв «А,а, О, о, И,и,ы, У, у»

 

 7

Согласные буквы. Правописание имен собственных

 

 8

Буква Е,е

 

 9

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

 

 10

Буква Д,д.

 

 11

Письмо слов и предложений с изученными буквами  Я и Е.

 

 12

Буква ь – показатель мягкости.

 

 13

Буква Шш

 

14

Письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание текстов.

 15

Упражнение в письме букв, сочетании жи, ши.

 

 16

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

 

Календарно - тематическое планирование

по русскому языку      

1б  класс

2020-2021 учебный год                                                              

 

 Учитель Жукова Л.В. .

 

Часов

Название темы/урока

 

План

Дата

 

11

Добукварный период .

1

 1 неделя 

 

Рисование полуовалов и кругов.

2

 2  неделя 

 

Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий.

3

 3 неделя  

 

Буква А а

4

 4 неделя  

 

Повторение изученных букв.

5

5 неделя  

 

Буква У у

6

 6 неделя  

 

Закрепление написания изученных букв «А,а, О, о, И,и,ы, У, у»

7

 7 неделя  

 

Согласные буквы. Правописание имен собственных

8

8 неделя  

 

Буква Е,е

9

 9 неделя  

 

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

10

 10 неделя  

 

Буква Д,д.

11

  11 неделя  

 

Письмо слов и предложений с изученными буквами  Я и Е.

12

 12 неделя  

 

Буква ь – показатель мягкости.

13

 13 неделя  

 

Буква Шш

14

14 неделя  

 

Письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание текстов.

15

 15 неделя  

 

Упражнение в письме букв, сочетании жи, ши.

16

 16 неделя  

 

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Информационно-методические ресурсы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.

№ 1598

УМК «Школа России», Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч.  М.: Просвещение, 2019.

Рабочие программы для 1-х классов на основе программы  Канакиной В.П.,             Горецкого В.Г

Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций с прил.на электрон. носителе. В 2ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.-3 изд.-М.: Просвещение, 2017 год.

Контрольно – измерительные материалы

Итоговая контрольная работа (диктант)

У пруда.

Галя была у пруда. Там утки. У Гали горох. Она кормит уток. Утки сыты. (14 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предметам для 3 класса

Адаптированная рабочая программа по предметам для 3 класса...

Адаптированные рабочие программы по предметам в 4 классе

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная про¬грамма, адаптированн...

Рабочая программа по предмету "Человек", 2 класс, 2 вариант. .

Рабочая программа по предмету «Человек» предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.Программа составлена в соответствии с Федеральным законом &laqu...

Рабочая программа по предмету "Человек", 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по учебному предмету "Человек" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по предмету "Человек", 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Человек" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Математика 1 класс ТНР вариант 5.1

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи  – это образовательная программа, адаптированная для обучения дет...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" 2 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (инте...