Род имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку в 3 классе, по теме "Род имен существительных". Познакомить уч-ся с понятием что такое "род". Учиться определять род у имен существительных, классифицировать слова по родам, выделять окончания. В процессе урока ребятам нужно понять зачем нужно изучать род у имен существительных. На уроке использую фронтальную, групповую работу, а также работу в парах. Презентацию-игру для закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка для 3 класса | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Старокурмашевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Р.Т.
Конспект урока русского языка на тему
«Род имён существительных».
(3 класс)
Подготовила:
учитель начальных классов
Газизова Диляфруз Мирхатовна
2019-2020 учебный год
Тема: Род имён существительных | |
Тип урока: урок «открытия» нового знания | Форма урока: фронтальная, парная, групповая Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, словесный метод, частично - поисковый метод, самопроверка, проблемный. |
Цель урока: осознать понятие «род имен существительных» на основе учебного исследования, определять род имен существительных по алгоритму. | Задачи: Образовательная: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного. Развивающая: развивать умения определять род имени существительного, оценивать свои достижения при выполнении заданий урока; развивать мыслительные операции. Воспитательная: создать условия для формирования интереса и уважения к русскому языку; прививать навыки дружеского общения. Здоровьесберегающая: создать на уроке атмосферу, способствующую сохранению психического здоровья. |
Предполагаемый результат | |
Предметный результат: - знание о постоянных признаках существительного; - умение применять знания в жизненных ситуациях; - умение определять род существительных . | УУД: Личностные: признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Регулятивные: определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному алгоритму, используя необходимые средства; умение организовать своё рабочее место и работу; умение провести рефлексию своих действий на уроке. Познавательные: формировать умение ставить и принимать познавательную задачу урока, делать выводы на основе обобщения; определять последовательность действий для решения предметной задачи; формирование умения извлекать информацию из текста и схемы; делать логические выводы. Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, в группе, планировать совместную деятельность, доносить свою позицию и понимать других, вести диалог, извлекать информацию, данную в неявном виде, формулировать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения. |
Педагогические технологии: технология системно - деятельностного метода обучения, технология оценивания учебных успехов, технология проблемного обучения, здоровье сберегающая технология | Оборудование: учебник русского языка Л.Ф.Климановой,Т.В.Бабушкиной, раздаточный материал , презентация ,проектор. |
Тема. Определение рода имен существительных
Цели.
-Обучающая: создание условий для овладения учащимися способом определения принадлежности имени существительного; выявление существенных признаков для определения рода имен существительных;
-Развивающая: развитие умения работать по алгоритму;
развитие познавательного интереса средствами предметного содержания;
-Воспитательная: воспитание навыков культурного общения в группе, паре.
Средства обучения: учебник, карточки, проектор, компьютер, видеозапись.
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята.
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
- Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, вы хотите быть успешным? ( Да)
- Чтобы быть успешным, отгадай формулу успеха. Вставь нужные слова в формулу. (слайд)
(Старание, аккуратность, внимание, лень, сообразительность, рассеянность)
-Всегда постарайся воспользоваться этой формулой (Слайд)
-А почему нам не нужны слова лень, рассеянность? (Объяснение учащихся)
-И так ребята, путь к успеху у вас открыт.
- А мы начнём с проявления старания и аккуратности. Вы в своих тетрадях запишите сегодняшнее число, классная работа.
-Прежде чем начать писать, повторите правила посадки при письме:
Взяли ручку, сядем прямо,
Развернём углом тетрадь.
Красиво и чисто в тетради пиши,
Наклон наблюдай, никуда не спеши!
Какое чистописание вам дано. (Сайдаш)
-Объясните мне пожалуйста, значение этой пословицы.
- Актуализация знаний.
Внимание! На (слайде) загадка. Отгадав загадку мы определим , чему будет посвящён наш сегодняшний урок: (слайд)
-Читай пожалуйста Тансылу. (Стоя)
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)
Начать составление опорную схему (на доске).
Повесить плакат ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- Действительно, мы продолжаем изучать большой раздел «Имя существительное» и знакомиться с тайнами этой интереснейшей части речи.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и составим опорную схему.
- Что обозначают имена существительные?
ПРЕДМЕТ (повесить на доске)
-На какие вопросы отвечают?
Кто? Что? (повесить на доске)
Какие слова отвечают на вопросы Кто? Что?
Одушевлённые Неодушевлённые(повесить на доске)
-Ещё какими бывают имена существительные?
Собственное Нарицательное (повесить на доске)
-По грамматическому признаку они бывают:
Единственном числе, (ед.ч.), Множественном числе (мн.ч.) (повесить на доске).
- Спасибо, молодцы!
Работа в группах.
-Я предлагаю вам поработать в группах и представить результаты своей работы. Согласны (Да) Что нужно помнить, работая в группе?
-Ученики отвечают стоя.
1. Работать должны оба.
2. Один говорит другой слушает.
3. Своё несогласие высказывай вежливо.
4. Работать тихо, не мешать другим.
-Перед каждой группой лежат слова, они одинаковые. Прочитайте их. Найдите среди них имена существительные, а те слова которые относятся к другим частям речи, положить в другую сторону.
Задание 1 группы. Нужно разделить слова на две группы :
Одушевлённые Неодушевлённые
(смелый, Татарстан, озеро, стул, Москва, бабушка, Волга, сладкий, лиса, окно, грачи, следит, дома );
Задание 2 группы. Нужно разделить слова на две группы :
Собственные Нарицательные
(смелый, Татарстан, озеро, стул, Москва, бабушка, Волга, сладкий, лиса, окно, грачи, следит, дома );
4 задание обеим группам. На доске написаны слова.
(Казань, школа, Россия, мама, Старое Курмашево, малыш, Сабантуй, деревня, Зильфат Басыров, ученик, Шабез).
3 задание
-Нужно разделить слова на две группы
-по грамматическому признаку:
Единственном числе, (ед.ч.), Множественном числе (мн.ч.)
1 ой группе слова ед.ч.
2 ой группе слова мн.ч.
- Ответьте на вопросы : -Что обозначают имена существительные единственного числа?
- Что обозначают имена существительные множественного числа?
(смелый, Татарстан, озеро, стул, Москва, бабушка, Волга, сладкий, лиса, окно, грачи, следит, дома );
Общие выводы: (Повторение с доски)
( имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?, делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, имеют формы единственного и множественного числа.)
Физминутка
А теперь ребята встать,
Ручки медленно поднять,
Ручки сжать,
Ручки разжать,
Руки опустить стоять.
Наклонитесь вперёд, назад,
Направо, налево,
И садитесь все за дело.
А теперь ребята встать…
Ветер дует нам в лицо,
Закачалась деревцо,
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
- Постановка темы урока. Формулирование проблемы.
-Я вам предлагаю разделить имена существительные единственного числа на три группы (Татарстан, озеро, стул, Москва , бабушка, Волга, окно)
- Почему не получается ? ( затрудняются ответить, не умеем )
Постановка учебной задачи.
-Чему мы должны научиться на уроке? (нам надо найти способ определения рода у имен существительных)
- Познавательная деятельность. Открытие нового знания.
Тогда давайте мы с вами послушаем сказку. (слайд) Показ сказки
Ребята хором повторяют правило.
Женский род запомню я (слайд)
И скажу: «Она моя»
И запомню род мужской,
И опять скажу: «Он мой».
Средний род: «Оно моё»
Это правило твоё!
На доске написано : (плакат)
Ж.р. «Она моя» М.р. «Он мой». С. Р.«Оно моё»
Общие выводы (Для определения рода имен существительных будем действовать по алгоритму ): (слайд)
- Называем слово, обозначающее предмет
- Подбираем к нему слова- обозначающие принадлежность нашего предмета (она, моя –Ж.р.), (он, мой –М.р.), (оно, моё-Ср.Р.)
3.Определяем род.
- Первичное закрепление
4 задание
Обе группы вставляют слова по родам.
Ж.р. «Она моя» М.р. «Он мой». С. Р.«Оно моё»
Москва Татарстан озеро
бабушка стул окно
Волга
- Самостоятельная работа. Применение новых знаний.
1. Работа по учебнику.
-Ребята, откроем в учебниках 4 страницу. (Работа по учебнику)
Упр 1. 4 стр. Тансылу читает задание. Выполняем письменно, в тетрадях.
- Задание: определить род имен существительных
а) устно
б) письменно
2.
VIII. Итог урока.
- Тест.( у каждого ученика на парте) (слайд) (Игра в учителя) (Ученики проверяют листочки своих товарищей)
- Рефлексивная оценка
-Чему вы должны были научиться на уроке? (нам надо было найти способ определения рода у имен существительных)
Чтобы определить род имён существительных, буду действовать по алгоритму.
-Что мы делали на уроке?
- Самооценка
-Ребята, давайте самостоятельно оценивать свои знания. Поднимаете зелёный цвет если вы считаете, что усвоили эту тему хорошо, на уроке не допустили ошибок; жёлтым – если допускаете ошибки; красным – если не понимаете как определить род имени существительного. (на доске плакат с оценками)
4. Домашнее задание
1.5 стр., упр. 3. Вставляя пропущенные буквы, писать слова распределив на 3 группы.
2.6 стр., упр 4. Творческая работа. Составить 2-3 предложения по рисунку. Обозначить род имён существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....
Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"
Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...
Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....
Проверочная работа по русскому языку для 4 класса по темам "Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Проверочная работа в двух вариантах подходит к любому УМК....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...