Обучение грамоте, 1 класс, УМК "Школа России", тема "Буква В, звук [в]".
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [в], [в'] и буквами В, в и написании букв.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить учащихся с произношением звуков [в], [в'];
- Научить соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует.
Развивающие:
- Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
- Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
- Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА
Дата: 16.11.2021г. Школа: 104 Класс: 1 «Т» Урок: 4 Время: 10:45 – 11:25 Кабинет: 207 | Студент: Климова Анжелика Андреевна Группа: № 41 Учитель: Миронова Елена Николевна. Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна |
Тема урока: «Звуки [в], [в'], буква В, в».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [в], [в'] и буквами В, в и написании букв.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить учащихся с произношением звуков [в], [в'];
- Научить соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует.
Развивающие:
- Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
- Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
- Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный метод Психологический настрой Фронтальная форма | 1. Приветствует учащихся, настраивает на работу. -Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. -Меня зовут Анжелика Андреевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. -Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики. -Умницы! -Молодцы! | Анализируют учителя, выполняют действия. Садятся девочки. Садятся мальчики. | Л: мотивация учебной деятельности Р:самоопределение к деятельности; | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация 5 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод; беседа Фронтальная форма. Практический метод: работа в группах, каллиграфическое упражнение |
Перед началом урока вспомним о том, как нужно правильно сидеть, сядьте также как сидит девочка на картинке. Проведем артикуляционную разминку.
Скороговорка: Воробей велел варану вымыть за собою ванну. - Сначала повторим частями. - Есть те ребята, кто может прочитать скороговорку полностью. | Выполняют артикуляционную гимнастику. Работают со скороговоркой . | Л: проявлять мотивы к учебной деятельности Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: структурирование знаний Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: подведение под понятие | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод. Беседа. |
– Отгадайте загадку В серой шубке перовой И в морозы он герой Скачет, на лету резвится, — Не орел, — а все же птица! - разделите слово воробей на слоги. - сколько их? - назовите каждый слог. - назовите первый звук первого слога. -Можете ли вы дать характеристику этому звуку. -Тогда какое затруднение у вас возникло? -Тогда как вы думаете о какой букве сегодня будет идти речь? -Сформулируйте тему и цель нашего урока. Соотнесите:
На парте у каждого из вас лежит «Лесенка успеха». На ней вы будете отмечать своих успехи на протяжении всего урока. 1 Аккуратное и правильное письмо. 2.Правильное чтение. | Отгадывают загадку. - воробей. -[в] Сталкиваются с затруднением. -Мы не можем дать характеристику этому звуку Тема: «Звуки [в], [в'], буква В, в». Цель: познакомиться и научиться букву В, в. Вспомнить признаки согласных букв. Узнать новые сведения о звуках [в], [в'], Научиться читать и писать слова с новой буквой. | Метапредметные: Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Л: сформированность мотивации к учению и познанию Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов | Презентация |
«Открытие» детьми нового знания 18 мин | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
-дают характеристику звука, -составляют звуковые схемы, - анализируют форму буквы, - тренируются в письме новой буквы. - Отгадайте загадку. Не одно бреВно, не дВа. Мы из брёВен на траВе Вам сложили букВу ... -Откройте учебник на странице 93. -Что изображено на «волшебном рисунке»? – веревка - Что такое веревка, ребята? - Для чего она нужна? - Разделите слово на слоги. - Произнесите по слогам. - Произнесите первый слог, сколько там звуков? - Назовите первый звук, как он произносится? -Воздух встречает препятствие? - Сделайте вывод. – он согласный. - Какие есть характеристики у согласных звуков. - Дайте характеристику первому звуку в слове. - Каким звуковичком обозначим этот звук? - Давайте обратим внимание на слово ворона. Как произносится первый звук в слове ворона? Как вы обозначите его в схеме? - Дайте характеристику первому звуку. - Как произносится первый звук в слове веревка? - Какой можно сделать вывод? (звуки [в‘] и [в] парные по твёрдости-мягкости) - Составьте слоги из букв, данных в рамке, и прочитайте слоги, записанные рядом. - Что вы заметили? - Составьте слова с этими слогами. -Рассмотрите рисунок слева, что на нем изображено? - В названиях каких предметов на рисунке есть звуки [в] и [в‘]? - Какой буквой обозначается звук [в‘]? Найдите подсказку на рисунке. Какую форму имеет веревка? - Звук обозначается буквой в. Работа в прописях. -Откройте прописи на странице … . Сядьте правильно, правильно расположите и возьмите правильно ручку. -Кто покажет, как правильно нужно держать ручку? - Рассмотрите печатную букву В с письменной. Что общего вы видите? -Напишите строчную печатную букву в по образцу, ориентируясь по стрелкам. -Из каких элементов состоит буква в? -Посмотрите, как пишутся эти элементы. Пропишите сначала по теневым линиям элементы. Затем напишите самостоятельно два раза элементы буквы. -Посмотрите, как пишется строчная буква в. - Начинаем писать строчную букву в с петли от середины рабочей строки, ведем наклонную прямую вверх с закруглением, ведем линию вниз. Не доводя до нижней линии рабочей строки, округляем петлю и пишем овал, касаясь верхней линии рабочей строки.
Теперь пропишите строчную букву в. - Подчеркните простым карандашом ту букву, которая является самой аккуратно написанной | - букву В. Работают с учебником. - веревка. - веревка – изделие из крученых или витых в несколько рядов длинных прядей разного свивающегося материала. Высказывают мнение. - ве-ре-вка - Ве, два звука, мягкий согласный, гласный безударный. - мягко. - встречает. - звук согласный. - глухой, звонкий, твердый, мягкий. - согласный, мягкий, звонкий. - зеленым кружком. - твердо, синим кружком. - мягко. - звуки [в‘] и [в] парные по твёрдости-мягкости - ва, ву, во, ви. - перед буквой и произносится мягкий звук [в‘], а перед остальными буквами – твердый звук [в] – ваза, здравствуйте, воздух, высота, телевизор. - ворона, дерево, веер. – ворона, ведро, веер, ствол, ветки.
- буквой В. Работают в прописях. Вспоминают правила посадки при письме. Высказывают мнения. - из петли и овала. Работают в прописях. Наблюдают за действиями учителя. Тренируются в письме буквы. | Презентация Раздаточный материал | ||
Первичное закрепление 4 мин | Усвоение нового способа действий |
Динамическая пауза - Вернитесь к учебнику, страница 93. -Составьте слоги в рамке. Прочитаем их все вместе. -Скажите, пожалуйста, почему буква В, написана синим цветом, а остальные красным. -Прочитайте слоги, написанные рядом. Какой из этих слогов отличается? И почему? Мальчики с теврдным слогласным, девочки с мягких согласным. -Скажите, пожалуйста, как могут соединяться буквы между собой? -Научимся писать с вами соединения в слогах с буквой в. - Расположите перед собой прописи. -Первый слог «ва». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете? -Верно, посмотрите, как пишется этот слог. - Пишу букву в, обвожу по написанному, вывожу сверху соединительную линию и пишу букву а. Сначала обведите его по теневой линии. Напишите его самостоятельно два раза. -Следующий слог «ви». Какое соединение тут? -Посмотрите, как пишется слог. - Пишу букву в, обвожу по написанному, вывожу сверху соединительную линию и пишу букву и. Обведите его по теневой линии. Напишите его самостоятельно два раза. -Последний слог «во». Какое соединение в этом слоге? -Посмотрите, как пишется слог. - Пишу букву в, обвожу по написанному, вывожу снизу соединительную линию и пишу букву И. Обведите его по теневой линии. Напишите его самостоятельно два раза. -Итак еще раз повторим какие виды соединений слогов бывают? -Оцените написание слогов по следующим критериям: 1. Правильность написания – соблюдена ширина, высота, наклон. 2. Аккуратность – плавное начертание буквы. |
-ва, во, ву. -Согласные изображают синим цветом, а гласные – красным. - Вы, ви. Слог Ви отличается, потому что звук [в‘] мягкий. -Верхним, нижним, средним соединением. - верхнее. Пишут слог «ва». -Верхнее. -Нижнее. -Верхнее, нижнее, среднее. Самооценивание. | Презентация Пропись | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Посмотрите в учебнике на звуковую схему слова вилка. -Что у нас отмечено синим кругом? А красным? Зеленым кругом обозначено? Слово Вилка. -Скажите из скольких слогов состоит это слово? -Назовите эти слоги. -Первый слог – вил. Из каких звуков он состоит? -Второй слог – ка. Из каких звуков состоит он? -Сейчас вы поработаете в парах. Вспомним правила работы в парах. Составьте в паре звуковую схему слова «волк». -Из скольких слогов состоит это слово? -Назовите эти слоги.
-Найдите у себя в прописях слово волк. Обведите это слово по теневым линиям затем напишите его самостоятельно 1 раз. -Подчеркните в этих словах гласные буквы – красным карандашом, Согласный твердый звук – синим, согласный мягкий – зеленым. -Проверьте себя. У кого также? -Перед вами лежат карточки. Среди набора букв спрятались слова с буквой В. Найди их и подчеркни карандашом. -Давайте проверим, что у вас получилось. У все ли так? Поднимите руку те, кто справился. |
-Согласный твёрдый звук. -Гласный звук. -Мягкий согласный звук. -Из двух. -Вил-ка. -Из согласного мягкого, гласного ударного и твердого согласного звуков. -Из согласного твердого и гласного звуков. Вспоминают правила работы в парах. Составляют звуковую схему. -1. - Волк. Пишут слова. Подчеркивают звуки. Самопроверка. Эталон: Ваза, корова, ваза, говорит, Вика, внук. | Презентация Пропись | ||
Включение в систему знаний, повторение 3 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная форма. Словесный: беседа, |
Учебник стр.93. -Посмотрите на фотографию на слайде. Знаете ли вы, что на ней изображено? -Сейчас мы прочитаем с вами небольшой текст, как вы думаете, о чем он будем, предположите. Начнем читать текст по цепочке. -Так, о чем все-таки говорится в тексте? -Кто повествует нам текст? -Найдите предложение, в котором буква в встречается 3 раза. - Сколько там мягких звуков [в’] и сколько [в]? - Что украла ворона? Найдите это предложение и прочитайте. - найдите слова в которых буква В стоит в начале слова. - найдите слова, в которых буква В стоит в середине слова. - Молодцы. | -Ворона. -О вороне. - вороне. - автор. Читают предложения. Высказывают предложения. - два твердых звука и один мягкий звук. - и украла вилку. -Вова, Вика, вилка, ворона. - ставит, дерево. | К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий П: обобщение и структурирование знаний в речи | Презентация |
Рефлексия деятельности 1 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания Практический метод |
-О чем мы говорили сегодня с вами на уроке? Вспомните тему урока. -Какую цель мы с вами ставили? Достигли ли мы ее? -Назовите слова в которых есть звук [в], затем звук [в']. -Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На парте перед вами лежит солнышко и тучка. Поднимите солнышко и покажите его мне, если вы считаете, что справились со всеми заданиями и активно работали на уроке. Поднимите тучку, если у вас возникли трудности и вам стоит еще потренироваться в написании буквы В. Отлично, спасибо вам за работу на уроке! До свидания! | Тема: «Звуки [в], [в'], буква В, в». Цель: познакомиться и научиться букву В, в. Оценивают свою работу на уроке. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: построение речевого высказывания учащимися значения результатов своей деятельности | Презентация |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте, УМК "Школа России". Буква О, звук О
На уроке представлены различные формы работ по развитию фонематического слуха первоклассников, умения различать гласные и согласные звуки, рассуждать ,работать в паре с одноклассником....
Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.
Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Класс -1 УМК «Школа России» Тема урока: «Гласный звук (а), буквы А, а.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок обучения грамоте УМК «Школа России» 1 класс «Буква Г,звуки [г][г\'] »
Ознакомление обучающихся со звуками [г][г] и буквами Г,г,овладение навыками чтения предложений,текстов;развитие речи,логического мышления,памяти....
Урок обучения грамоте УМК «Школа России» 1 класс «Буква Д,д звуки [д][д\'] »
УУД: регулятивные- удерживать цель деятельности до получения результата; общеучебные-извлекать необходимую информацию из текста,логические-характеризуют звуки [д][д] и буквы Д,д; коммуникативные...
Урок литературного чтения в 1 класс, период обучения грамоте (УМК "Школа России") "Звуки [г], [г"].Буквы Г,г."
Цель урока: развитие фонематического слуха в процессе знакомства со звуками [г] и [г¢], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквой.Задачи:Воспитательная: воспиты...
Конспект урока по обучению грамоте «Повторение и закрепление знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», 1 класс, "Школа России"
Цели деятельности учителя: повторение знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», формирование умения делать фонетический анализ; формирование навыка чтения. Планируемые ре...