Технологическая карта урока по русскому языку УМК Перспектива 4 класс "Главные члены предложения. Подлежащее".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Рязанова Виктория Викторовна

Технологическая карта и презентация урока по русскому языку по теме: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование понятия о «подлежащем» как главном члене предложения; умение выделять главные члены в предложении.

Дидактические:
1)Познакомить с определением понятия «подлежащее»;
2) Учить находить и выделять главные члены в предложении;

Развивающие:
1) Развивать орфографическую зоркость при выполнении практических заданий;
2) Развивать логическое мышление учащихся при составлении предложений.

Воспитательные:
1) Воспитывать аккуратность при работе в тетради;
2) Воспитывать интерес к изучаемой теме через выполнение групповых, игровых заданий;
3) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 22.10.2021

Студентка: Рязанова Виктория Викторовна

Школа: № 95

Группа: 42

Класс: 4-3

Учитель: Белоярова Татьяна Валерьевна

Урок: 2

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Время:8:50

Кабинет: 219

Тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование понятия о «подлежащем» как главном члене предложения; умение выделять главные члены в предложении.

Дидактические:
1)Познакомить с определением понятия «подлежащее»;
2) Учить находить и выделять главные члены в предложении;
Развивающие:
1) Развивать орфографическую зоркость при выполнении практических заданий;
2) Развивать логическое мышление учащихся при составлении предложений.
Воспитательные:
1) Воспитывать аккуратность при работе в тетради;
2) Воспитывать интерес к изучаемой теме через выполнение групповых, игровых заданий;
3) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I.Самоопределение к деятельности (1-2мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Словесный: рассказ учителя.

1.Создание эмоционального поля.

2.Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять

Учитесь тайны открывать

Ответы полные давать

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»

1.Приветствуют учителя.

2.Проверяют готовность к уроку.

3.Эмоционально настраиваются на урок.

Л:личностное самоопределение.

Презентация

Слайд 1

II.Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог.

Практический: запись словосочетаний.

И

Ф

1.Записывает число на доске

- Откройте тетрадь и запишите сегодняшнее число.

2.Формулирует задание по пройденному материалу.

- Запишите сочетания слов и вставьте пропущенные буквы: новый автОмобиль, пришёл кОмандир, свежая газета, приехал дИректор.

- На какие две группы мы можем разделить эти сочетания слов?

- Почему вы главные члены предложения не отнесли к словосочетаниям?

- Что такое предложение?

- Выберите, что является здесь предложением:

Я лес дом.

В лесу мы собрали большую корзину грибов.

- Выделите в этом предложение главные члены предложения.

- Остальные слова тоже являются какими-то членами предложения?

1.Открывают тетрадь, записывает число.

2.Записывают словосочетания и вставляют пропущенные буквы.

- словосочетания и главные члены предложения.

- потому что грамматическая основа является простым предложением.

- одно или несколько слов, связанных по смыслу и имеют законченную мысль

- второе предложение, так как все слова связаны между собой по смыслу.

- мы – подлежащее, выраженное местоимением, подчеркивается одной чертой. Собрали – сказуемое, выраженное глаголом, подчеркивается двумя чертами.

- да

Предметные:

Знать, что такое словосочетание;

П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Презентация

Слайд 2

III.Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий диалог.

Ф

1.Формулирует с учащимися тему и цели урока.

- Вы, наверное, уже догадались какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на урок?

- Какой план для достижения результата мы составим на урок?

1.Определяют тему и цели урока.

- Главные члены предложения.

- познакомиться с главными членами предложения; дать определение подлежащему; учиться находить подлежащее и определять, чем может быть выражено.

-1) выполним практическую работу и дадим определение подлежащего;

2) выполним упражнения для закрепления умения определять подлежащее и способы его выражения;

3) выполним самостоятельную работу;

4) подведем итоги урока.

П: самостоятельное формулирование цели и темы урока.

Презентация

Слайд 3,4

IV.Открытие нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Частично-поисковый метод.

Словесный: учебный диалог.

Морфологический: разбор упражнения.

Ф

Ф

И

1.Предлагает прочитать материал на странице 58 в учебнике.

2. Предлагает задание для определения главных членов предложения.

- Найдите задание 86 на странице 58. Что нужно сделать?

3.Формулирует вместе с учащимися правило о подлежащем.

- Что называет подлежащее?

-Чем может быть выражено подлежащее в предложении?

- Давайте вернемся к упражнению 86 и посмотрим, чем выражено подлежащее в первом предложении? Во втором?

- Составим алгоритм определения подлежащего.

- Составим свое предложение, где подлежащее будет выражено местоимением в именительном падеже.

4.Формулирует задание, в котором необходимо найти ошибки по выделению главных членов предложения.

1.Читают материал на странице в учебнике.

2.Выполняют задание.

- нужно найти главные члены в каждом предложении.

3.Читают материал в учебнике.

- предмет речи, того о ком говорится в предложении, или то, о чем говорится в предложении.

- именем существительным или местоимением в именительном падеже.

- воробушки – имя существительное, в именительном падеже.

- ежик – имя существительное в именительном падеже.

- 1) определить, о ком или о чем говорится в предложении;

2) задать вопрос к этому слову;

3) определить часть речи;

4) определить падеж;

5) подчеркнуть одной чертой.

4.Составляют предложение и читают его.

5.Находят ошибки и верно выделяют главные члены предложения.

Предметные: знать, чем выражено подлежащее; уметь выделять главные члены предложения;
Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Презентация

Слайд 5-12

V.Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: учебный диалог.

Морфологический: выполнение задания.

Ф

1.Предлагает задание на отработку правила.

- На столах у каждой группы лежит карточка: алгоритм определения подлежащего, ваша задача заполнить пропуски в ней.

- Найдите упражнение 87. Каждая группа берёт по одному предложению, и находить подлежащее по алгоритму, который мы составили. Потом капитан команды выходит к доске и рассказывает, как вы это делали.

- Следующее упражнение 88. Что нужно сделать?

Мы выполним первых два предложения.

1.Заполняют пропуски.

2.Работают в группах.

- вставить на место пропусков подходящее по смыслу подлежащее.

- в первом предложении подлежащее дятел – существительное в именительном падеже. Во втором заяц – подлежащее в именительном падеже.

Предметные: уметь выделять главные члены в предложении;

П: выполнение действий по алгоритму.

Презентация

Слайд 13,14

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа.

И

П

1.Предлагает задания для отработки нового знания.
2.Контролирует выполнение задания.
3.Организует проверку задания.

1 Вариант:

1) Выделите главные члены предлодения.

А) На столе стоит большой букет в красивой вазе.

Б) Сквозь лесную чащу стремительно несся испуганный заяц.

2) Чем может быть выражено подлежащее в предложении?

А) прилагательным

Б) именем существительным или местоимением

В) глаголом.

3) В предложении «Опадают желтые листья» выделите подлежащее и определите чем оно выражено.

2 вариант:

1)Выделите главные члены предложения.

 А) Шарик с лаем выскочил из-под стола.

Б) На окне с важным видом сидел крупный серый кот.

2) На какой вопрос отвечает подлежащее?
А) кто? что?

Б) какой?

В) когда?

3) В предложении «Девочка читает книгу» выделите подлежащее и определите чем оно выражено.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу.

1.Выполняют задание.

2.Обмениваются тетрадями и проверяют тест.

Предметные: уметь выделять главные члены в предложении; уметь определять чем выражено подлежащее.

П: выполнение действий по алгоритму;

Л: контроль, оценка.

Презентация

Слайд 15

VII.Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного

Словесный: учебный диалог

Ф

1.Повторение изученной темы.

2.Предлагает поиграть в игру «Подбери словечко».

- Я буду читать вам глаголы, у вас в группах есть листок, где написан этот глагол,  ваша задача, обсудить в группе, какое подлежащее подходит по смыслу и записать его, затем будем зачитывать варианты:

поёт (птица, соловей, артист, ветер, мотор и т. п.);

улыбается (мама, сестра, учитель, солнышко, природа и т. п.);

грустит (бабушка, подруга, небо, бе-

рёзка и т. п.);

хмурится (отец, сосед, небо...);

летит (самолёт, орёл, автомобиль...).

1.Обобщают полученные знания по новой теме.

Предметные: уметь составлять предложения;

П: анализ, синтез, обобщение, аналогия.

Презентация

Слайд 16-18

VIII.Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: учебный диалог

Ф

1. Подводит итоги урока.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Что такое подлежащее?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

- У меня есть кубик Блума, который поможет нам определить что нового вы узнали на уроке, и что получилось у вас. Я дам кому-нибудь из вас кубик, вы его подбросите, и какой вопрос вам выпадет, на тот вы и ответите.

1.Отвечают на вопросы.

- главные и второстепенные члены предложения.

- это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что?

- именем существительным или местоимением в именительном падеже.

2. Оценивают свою работу на уроке.

Л: самооценка.

Презентация

Слайд 19-20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

Новый авт… мобиль Пришёл к… мандир Свежая г…зета Приехал д…ректор

Слайд 3

Новый авт О мобиль Пришёл к О мандир Свежая г А зета Приехал д И ректор

Слайд 4

Я лес дом. В лесу мы собрали большую корзину грибов. Что является предложением?

Слайд 5

Тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее. Цель урока: познакомиться с главными членами предложения; дать определение подлежащему; учиться находить подлежащее и определять, чем может быть выражено.

Слайд 6

1) выполним практическую работу и дадим определение подлежащего; 2) выполним упражнения для закрепления умения определять подлежащее и способы его выражения; 3) выполним самостоятельную работу; 4) подведем итоги урока. План урока:

Слайд 9

Алгоритм определения подлежащего. 1) определить, о ком или о чем говорится в предложении; 2) задать вопрос к этому слову; 3) определить часть речи; 4) определить падеж; 5) подчеркнуть одной чертой.

Слайд 14

Самостоятельная работа.

Слайд 15

1 вариант: 1) На столе стоит большой букет в красивой вазе. 2) Б 3) Листья – существительное, в Именительном падеже. 2 вариант: Шарик с лаем выскочил из-под стола. А Девочка – существительное, в Именительном падеже.

Слайд 16

Игра «Подбери словечко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе: "Текст, предложение, диалог".

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе:"Текст, предложение, диалог" с использованием ЭО PROClass....

Технологическая карта учебного занятия. Русский язык 3 класс. Однородные члены предложения

Представлена технологическая карта учебного занятия по требованиям аттестационной комиссии....

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК «Перспектива», 4 класс, тема: «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.»

Цель урока: формирование у учащихся представления о соединительных гласных в сложных словах, умение писать сложные слова с соединительными гласными.Задачи урока:Дидактические:1)    Позн...

Технологическая карта урока по русскому языку "Независимые и зависимые члены предложения" (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, 4 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: совершенствование умения определять зависимые и независимые члены словосочетания.Задачи урокаДидактические:1) закрепление знаний, полученных о независимых и зависи...