Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Занудина Любовь Николаевна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_uroka_russkogo_yazyka.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных»

Цель: Создать условия для формирования умения  правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях  имён существительных.

 Планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.
  • Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
  • Формирование нравственных качеств: доброты, милосердия.  

      Предметные:

  • Уметь  распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы -О  -Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.

Метапредметные:

Регулятивные

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  •  Уметь работать по коллективно составленному плану.
  •  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные

  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре . Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

   Познавательные

  • Уметь ориентироваться в  системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение,  классификация)

Оборудование: карточки с заданием для работы в паре, проект учащихся, компьютер, мультимедийный  проектор, экран.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построения проекта.

Работа в паре.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

8. Включение в систему знаний.

9. Рефлексия деятельности на уроке

- Кто готов начать наш урок со слов «Я хочу сегодня учиться с радостью, с удовольствием, потому что …

-Пожелаем друг другу удачи

-Если мы сегодня будем узнавать на уроке новое, то какой это урок будет?

-Как вы действуете на уроке открытия нового знания?

-Посмотрите на солнышко. Что напоминает оно вам?

-Повторим этапы  урока открытия нового знания. (На доске.)

-Итак, начинаем. Назовите первый  шаг открытия нового знания.

1.Словарная работа.

-  Пройдёт немного времени и перед вами встанет вопрос  выбора профессии. На прошлом уроке мы говорили о профессии агронома. А сегодня запишите слово -  журналист. Подберите однокоренное слово, выделите корень. Что вы знаете  об этой профессии?

- Выпишите из словаря слова, относящиеся к работе журналиста.

Журналист – работник журнала. Слово журнал заимствовано из французского языка,  (жур-день и переводится как  ежедневная газета или «дневник».

Синонимы- репортер, газетчик, папарацци, пресса.

Интервью- беседа, ответы на вопросы журналиста.

 2. Синтаксический разбор предложения.

-Под диктовку: В газете журналисты размещают интервью с интересными людьми.

- Я предлагаю вам стать журналистами  и взять интервью у наших гостей.

- Продумайте вопросы. (Правила вежливости, обращение)

3. «Чистоговорка»

- Посмотрите на экран. На нём записано предложение.

Ёжик в речке вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

- Что это?  

- Где мы встречались с ними?

- Зачем вообще нужны чистоговорки?

- Попробуйте  её правильно произнести.

-Произношение каких согласных отрабатывает эта скороговорка?

- Назовите шипящие согласные?

- Скороговорка связана с темой нашего урока.

- Как вы думаете, что я вам сейчас предложу выполнить?

ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

 Запишите два словосочетания.

Болеть  душ...й, болеть сердц...м.

- Перед вами два словосочетания. Поясните их лексическое значение.

- Они имеют одно значение? Как называются слова, имеющие одно значение?

- В какой части речи пропущена орфограмма? В какой части слова? 

Напишите наверху часть речи. Выделите часть слова.

- За какими согласными следует неизвестная гласная? Подчеркните ее.

- А какая это может быть гласная?

-Поднимите руку те, у кого есть затруднение.

-Поднимите руки те, кто выполнили задание.

Можете вы обосновать свой результат?  Зафиксируйте свое затруднение.

- В какой части слова  возникло затруднение?

- Почему вы не смогли выполнить это задание?

-Кто может сформулировать тему урока?

- Исходя из причин затруднения, поставьте перед собой цель.

- Я могу вам дать готовые знания. Или вы сами будете их добывать?

ФИЗМИНУТКА  

Если услышите слово с шипящим звуком и ц – прыжок, если в слове нет шипящего звука –приседание.

Чиж, флаг, малыш, кольцо, барабан, ёж, енот, заяц, слон, свеча, фары, лапша, камыш, озеро, стриж, плащ, пух, ландыш.

- У вас на столах листы исследования

- Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е . На карточке изображена таблица.

- Выделите окончание, поставьте ударение, определите падеж. Какой вывод можете сделать о правописании  букв О и Е после шипящих и Ц.

-Какой частью речи являются данные слова?

- В какой части слова выделены буквы О и Е?

-Определили  ударение в словах?

-После каких согласных стоят эти буквы?

-В каком падеже стоят имена существительные?

        

- Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных.

Озвучивание правила одним учеником

- Давайте теперь прочитаем  правило в учебнике. Точно  ли вы  его сформулировали ? С.119

 (Опорная схема)

- Вернитесь к словосочетаниям, вставьте пропущенные буквы. Докажите.

-Какую цель вы ставили в начале урока?

-Достигли вы цели?

-Какой следующий шаг ученик делает на уроке открытия нового знания?

Стр.119, №223.

-Как вы можете проверить себя? Стр. 119, №223.  

- У кого есть ошибки? Исправьте их и поставьте на полях ( ? )

-Кто выполнил все верно? Молодцы! ( + )

Где пригодится новое знание?

- Какое новое знание вы сами открывали сегодня?

-Вы достигли цели, которую поставили перед собой?

- А  где вы будете тренироваться применять правило? (Д.р.- с.120, №225).

-Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха».

-А еще оценить работу можно с помощью фразеологизмов. Ребята готовили коллективный проект - исследование:

Не покладая рук

Через пень колоду

Нем  как  рыба  

Рука об руку

Засучив рукава

В поте лица

Тяп да ляп

Таблички вывешиваются на доску.

-С помощью какого фразеологизма вы можете оценить свою работу на сегодняшнем уроке.

                           

-Мне нужны знания, хочу научиться грамотно писать, получить профессию.

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами);

Успеха (указательными);

Большого (средними);

Всегда (безымянными);

и во всем (мизинцами);

Привет! (прикосновение всей ладонью)

- Урок открытия нового знания.

- Мы открываем новые знания сами.)

- Шаги  урока.

- Шаг – разминка. Повторить то, что пригодится на уроке.

Беседа, газета,  портрет, свобода, интервью.

Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.

-Легко ли быть учителем?

-Почему Вы выбрали эту профессию?

-Чем Вы занимаетесь в свободное время?

-Чистоговорка.

-На уроке чтения.

-Для развития речи.

-ж, ш, ч, щ и ц.

- Задание на пробное действие.

-Синонимы.

- Волноваться, сильно переживать, беспокоиться

 - Имя существительное, окончание.

- За шипящими и ц.

- о или е.

- Я пока не могу определить какую букву - о или –е писать.

-Я вставила буквы, но не могу обосновать, правильно ли я вставила.

- В  окончании имени существительного.

- Мы не знаем, когда пишется буква- О, а когда-Е

-Правописание букв  О и Е после шипящих и  Ц в окончаниях  имён существительных.

 - Узнать правило, когда пишется буква О, а когда Е  после шипящих и Ц и научиться применять его.

- Сами.

Падеж…..

      Падеж….

  • с ключом          
  • над чертежом    
  • под плащом
  • за  лапшой 
  •  с храбрецом
  • за удачей          
  •  с пейзажем
  •  над рощей        
  • за ландышем
  • перед больницей      

- Имена существительные.

-В окончании.

- После шипящих и Ц.

- В творительном падеже.

-Под ударение пишется –О, без ударения –Е.

- Узнать правило….

- Да, у нас  есть правило.

- Будем учиться применять новое знание.

- Выполнить самостоятельную работу.

-При письме окончаний имен существительных в творительном падеже.

-Правописание букв –о,-е после шипящих в окончаниях творительного падежа.

-На уроке , в ГПД, дома.

Личностные:

- стремление к получению новых знаний.

- познавательный интерес

 Коммуникативные УД:

- работать в парах,

- слушать и понимать речь других.

Личностные УД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

Коммуникативные УД:

- высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение;

- слушать и понимать речь других.

Личностные :

- умение самостоятельно формировать учебную задачу;

Регулятивные

-принятие и сохранение цели

-постановка учебных задач;

Коммуникативные УД:

- планировать способы совместной работы;

-договариваться, находить компромиссное решение в спорных обстоятельствах;

- высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение;

- формулировать и объяснять задание;

- работать в парах,

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- слушать и понимать речь других.

 

Познавательные:

- поиск информации,

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать.

 

Регулятивные:

- умение находить и исправлять ошибки, выяснять причины ошибок,

- удерживание цели урока

-самооценка

 

Личностные:

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;

Коммуникативные:

- планировать способы совместной работы

- работа в парах.

Познавательные УД:

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства.

 

Регулятивные:

- умение находить и исправлять ошибки, выяснять причины ошибок,

- удерживание цели урока

 

 Личностные:

-Умение оценивать свою деятельность.

 

 


Приложение

Выделите окончание, поставьте ударение, определите падеж. Какой вывод можете сделать о правописании  букв О и Е после шипящих и Ц.

       Падеж…..

           Падеж….

с ключом          

над чертежом    

под плащом

за  лапшой

с храбрецом

     за удачей          

           с пейзажем

   над рощей        

        за ландышем

  перед больницей      

_______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.УМК "Планета Знаний" "Мягкий знак после шипящих"

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс УМК "Планета Знаний" Желтовская...

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."

Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся  различать им...

Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного у...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Тема "Шипящие согласные"

Изучение нового материала. Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова; правильно произносить шипящие согласные звуки...

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...