Урок по русскому языку "Правописание слов с разделительным мягким знаком"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Безрукова Светлана Анатольевна

 

Цель урока : развитие умений обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык                         Урок 114.

Тема:  Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Цель: развитие умений обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.

Символы:  Н   П  М

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Приветствие.  (Дети здороваются с гостями)

-Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодня урок принесёт нам радость общения. Садитесь.

А.Н.Толстой писал «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня матери над колыбелью».

Так писатель говорил о своём отношении к русскому языку.

-А как вы относитесь к своему языку?

-Изучение предмета «Русский язык» является для вас легким или трудным? Почему? (Интересные задания, много правил)

-Зачем мы изучаем русский язык? (Мы русские люди, это наш родной язык, необходимо быть грамотными, чтобы самим разговаривать друг с другом, понимать других людей)

-Русский язык трудный. А вы любите преодолевать трудности?

-Кто уверен, что на сегодняшнем уроке преодолеет трудности?

– Откройте тетрадь. Запишите дату и слова «Классная работа»

Чистописание.

вья   лье   тьё    ньи   мья

яблоня  чайник   игривые   шалунья  мальчик

-Запишите и повторите буквосочетания первой строчки, в словах второй строчки выделите орфограммы, обозначьте их номера на полях. Подчеркните в словах букву, на месте которой слышится звук [й]

-Какие слова на второй строке могли бы быть лишними? ( Игривые – признак предмета, остальные – предметы, в слове «мальчик» нет звука [й], в остальных есть).

-В каких словах есть мягкий знак? Какую роль он в них выполняет?

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифици-ровать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

1  3  3

Наблюдение над словами с ь и без ь из  упр. 200.

Лучше, если наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов записаны на доске.

– Прочитайте пары слов: полю – полью, Коля – колья, солю – солью.

– Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.)

– Сформулируйте проблемный вопрос. Какова тема  урока? (Правописание слов с разделительным мягким знаком)

Какова цель урока? (Научиться писать слова с разделительным мягким знаком)

Зачем нужен ь и в каких случаях он пишется?

– Посмотрите им план урока.

План (примерный).

1.Наблюдение над написанием слов с мягким знаком и без мягкого знака.

2.Работа с правилом «Правописание слов с разделительным мягким знаком».

3. Составление алгоритма по применению правила.

4.Письмо слов с  разделительным мягким знаком.

Учитель читает план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Открытие новых знаний.

3  4  1

1. Звуко-буквенный анализ слов.

– Произведите звуко-буквенный анализ первой пары слов: полю

[пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв.     Сравнить записи на слайде, проверить.

– Сравните написание и произношение. Выполните эту же работу с другими словами.

Сделайте вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает?

(Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й'].)

– А за какими буквами «прячется» этот звук? (За буквами гласных я, ю, е, ё.)

2. Наблюдение над написанием ь в словах.

– Понаблюдайте, в каких случаях он пишется. Ваши версии?

Если затрудняются, можно переформулировать задание: между какими буквами пишется ь?

Подчёркивают буквы перед ь и после него, затем делают вывод: пишется после букв согласных перед буквами гласных ю, я.

– Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным? (Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й'].)

Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?

3. Работа с правилом.

Чтение правила в рамке после упр. 200. Правило в справочнике.

Сравните свои выводы и правило.

– Что нового из него вы узнали? (Разделительный ь пишется перед буквой и.)

– Приведите пример с этой буквой (ульи).

– Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? (О звуке [й'].)

– Произнесите без этого звука. Что получится? (Теряется смысл: ули.)

Приведите свои примеры.

– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?

– В каких буквах «спрятан» звук [й']? Как их подчёркиваем?

4.Физминутка  на внимание. Упражнение-потягивание.

Потягивание вверх – проговариваем слова, в которых ь показатель мягкости, потягивание в стороны – слова, в которых ь разделительный.

Деревья, вьюга, пять, братья, обезьяна, люстра, соловьи, варенье, льет, пальто.

-На какие слова вы не потягивались? Почему?

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1  3  4  3  1  2   

1. Работа по учебнику.

Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.

Алгоритм

  1. Произнеси слово.
  2. Слышится ли в слове звук [й] после согласного перед гласным?
  3. Если слышится звук [й] после согласного, пиши букву ь после  буквы согасного перед е, ё, ю, я, и.

– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?

(Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.)

– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать.)

– Прочитайте алгоритм, который дан в рамке учебника перед упр. 201.

2.Работа в группах– развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место.

Правила работы в группах:

  1. Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом.
  2. Говорить тихим голосом.
  3. Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию.
  4. Отвечать за успехи каждого.
  5. Умей слушать других.

-Из слов, записанных на листочках, необходимо выбрать лишь те, о которых говорится в задании.

1группа – подчеркнуть слова, в которых мягкий знак обозначает мягкость согласного

1группа - слова, в которых мягкий знак разделительный

3 группа - слова, в которых мягкость согласного обозначена только гласными.

Кольцо, жильё, Коля, ручьи, пеньки, деревья, олени, друзья, зверьки, полет, веселье, дождь, семя, метель, бульдог, вьюга, солю, шитьё, пальто, полю, воробьи.

Проверка:

1группа

2 группа

3группа

кольцо

жильё

Коля

пеньки

ручьи  

пеньки

зверьки

деревья

олени

дождь  

друзья

зверьки

метель

веселье

полёт

бульдог

вьюга  

веселье

пальто

шитьё

семя

воробьи

метель

солю

полю

3.Зрительная гимнастика. (Слайд)

4. Тест

                               1. Разделительный мягкий знак пишется:

                       А) в середине слова между согласными;

                       Б) в конце слова;

                       В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

                      2.Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости: 

                                А) пальчики;

                         Б) вьюга;

                         В) глазунья.

                      3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: 

                        А) солов…и;

                         Б) руч…ка;

                         В) ден…ки.

                      4. Укажи слово с правильным переносом:

                        А) вь-юга;

                        Б) крыль-я;

                        В) маль-чик.

                     5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

                        А) друзья;

                        Б) стуля;

                        В) очки.

                       

Самооценка теста

5. Работа  в парах – кроссворд. (Слайд, маркерная доска) 

  1. Снежная буря.
  2. Домики для пчёл.
  3. Мать, отец, дети вместе.
  4. Животное, умеющее ловко лазать по деревьям.
  5. Ягоды, сваренные в сахаре.

– Обозначьте орфограмму. Как она называется?

– Как подчёркивается? Что подчеркнём двумя чертами?

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что нужно было сделать?

– Удалось  выполнить задание?

– Вы сделали  всё правильно или были недочёты?

– Вы составили всё сами или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе  учились оценивать свою работу.

(Формировали умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

-Какую тему изучали?

- Когда же пишется разделительный мягкий знак?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

Какое задание вам показалось самым сложным?

– В чём испытали затруднения?

Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Самооценка работы на уроке в дневнике.

VΙ. Домашнее задание.

-Кто хочет простое задание?

-Кому необходимо задание посложнее?

-Выберите из предложенных любое или несколько:

1.Придумать и записать 6 слов с разделительным мягким знаком, выделить орфограмму.

2.Выписать из учебника литературного чтения 3 предложения со словами, в которых пишется разделительный мягкий знак, выделить орфограмму.

3.Записать несколько слов, в которых встречается и разделительный мягкий знак, и гласный для обозначения мягкости согласного, выделить орфограммы.

4.Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком.

 © ООО «Баласс», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку на тему "Разделительный мягкий знак"

Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Разделительный мягкий знак" с использованием инструментов ОТСМ ТРИЗ....

Открытый урок по русскому языку по теме "Разделительный мягкий знак"

В конспекте урока прослеживаются некоторые приемы субъективизации учебного материала....

конспект урока по русскому языку 2 класс. Разделительный мягкий знак

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);Выявлять и корректировать причины собственного затр...

Конспект урока по русскому языку по теме разделительный мягкий знак 2 класс школа россии

Урок по по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. По программе "Школа России". Цели и задачи учебного занятия: Цель:  создать условия для успешного формирования у уч...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Урок на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком" 2 класс

Урок на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком" 2 класс...