Ι. Актуализация знаний.
| Приветствие. (Дети здороваются с гостями) -Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодня урок принесёт нам радость общения. Садитесь.
А.Н.Толстой писал «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня матери над колыбелью». Так писатель говорил о своём отношении к русскому языку. -А как вы относитесь к своему языку? -Изучение предмета «Русский язык» является для вас легким или трудным? Почему? (Интересные задания, много правил) -Зачем мы изучаем русский язык? (Мы русские люди, это наш родной язык, необходимо быть грамотными, чтобы самим разговаривать друг с другом, понимать других людей) -Русский язык трудный. А вы любите преодолевать трудности? -Кто уверен, что на сегодняшнем уроке преодолеет трудности? – Откройте тетрадь. Запишите дату и слова «Классная работа» Чистописание. вья лье тьё ньи мья яблоня чайник игривые шалунья мальчик -Запишите и повторите буквосочетания первой строчки, в словах второй строчки выделите орфограммы, обозначьте их номера на полях. Подчеркните в словах букву, на месте которой слышится звук [й] -Какие слова на второй строке могли бы быть лишними? ( Игривые – признак предмета, остальные – предметы, в слове «мальчик» нет звука [й], в остальных есть). -В каких словах есть мягкий знак? Какую роль он в них выполняет? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифици-ровать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
| 1 3 3 Наблюдение над словами с ь и без ь из упр. 200. Лучше, если наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов записаны на доске. – Прочитайте пары слов: полю – полью, Коля – колья, солю – солью. – Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.) – Сформулируйте проблемный вопрос. Какова тема урока? (Правописание слов с разделительным мягким знаком) Какова цель урока? (Научиться писать слова с разделительным мягким знаком)
Зачем нужен ь и в каких случаях он пишется? – Посмотрите им план урока. План (примерный). 1.Наблюдение над написанием слов с мягким знаком и без мягкого знака. 2.Работа с правилом «Правописание слов с разделительным мягким знаком». 3. Составление алгоритма по применению правила. 4.Письмо слов с разделительным мягким знаком. Учитель читает план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Открытие новых знаний. | 3 4 1 1. Звуко-буквенный анализ слов. – Произведите звуко-буквенный анализ первой пары слов: полю [пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв. Сравнить записи на слайде, проверить. – Сравните написание и произношение. Выполните эту же работу с другими словами. – Сделайте вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает? (Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й'].) – А за какими буквами «прячется» этот звук? (За буквами гласных я, ю, е, ё.) 2. Наблюдение над написанием ь в словах. – Понаблюдайте, в каких случаях он пишется. Ваши версии? Если затрудняются, можно переформулировать задание: между какими буквами пишется ь? Подчёркивают буквы перед ь и после него, затем делают вывод: пишется после букв согласных перед буквами гласных ю, я. – Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным? (Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й'].) – Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется? 3. Работа с правилом. Чтение правила в рамке после упр. 200. Правило в справочнике. Сравните свои выводы и правило. – Что нового из него вы узнали? (Разделительный ь пишется перед буквой и.) – Приведите пример с этой буквой (ульи). – Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? (О звуке [й'].) – Произнесите без этого звука. Что получится? (Теряется смысл: ули.) Приведите свои примеры. – Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем? – В каких буквах «спрятан» звук [й']? Как их подчёркиваем? 4.Физминутка на внимание. Упражнение-потягивание. Потягивание вверх – проговариваем слова, в которых ь показатель мягкости, потягивание в стороны – слова, в которых ь разделительный. Деревья, вьюга, пять, братья, обезьяна, люстра, соловьи, варенье, льет, пальто. -На какие слова вы не потягивались? Почему?
|
|
ΙV. Развитие умений – применение знания. | 1 3 4 3 1 2 1. Работа по учебнику. Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе. Алгоритм - Произнеси слово.
- Слышится ли в слове звук [й] после согласного перед гласным?
- Если слышится звук [й] после согласного, пиши букву ь после буквы согасного перед е, ё, ю, я, и.
– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли? (Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.) – Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать.) – Прочитайте алгоритм, который дан в рамке учебника перед упр. 201. 2.Работа в группах– развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место. Правила работы в группах: - Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом.
- Говорить тихим голосом.
- Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию.
- Отвечать за успехи каждого.
- Умей слушать других.
-Из слов, записанных на листочках, необходимо выбрать лишь те, о которых говорится в задании. 1группа – подчеркнуть слова, в которых мягкий знак обозначает мягкость согласного 1группа - слова, в которых мягкий знак разделительный 3 группа - слова, в которых мягкость согласного обозначена только гласными. Кольцо, жильё, Коля, ручьи, пеньки, деревья, олени, друзья, зверьки, полет, веселье, дождь, семя, метель, бульдог, вьюга, солю, шитьё, пальто, полю, воробьи. Проверка: 1группа | 2 группа | 3группа | кольцо | жильё | Коля | пеньки | ручьи | пеньки | зверьки | деревья | олени | дождь | друзья | зверьки | метель | веселье | полёт | бульдог | вьюга | веселье | пальто | шитьё | семя |
| воробьи | метель |
|
| солю |
|
| полю |
3.Зрительная гимнастика. (Слайд)
4. Тест 1. Разделительный мягкий знак пишется: А) в середине слова между согласными; Б) в конце слова; В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я. 2.Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости: А) пальчики; Б) вьюга; В) глазунья. 3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: А) солов…и; Б) руч…ка; В) ден…ки. 4. Укажи слово с правильным переносом: А) вь-юга; Б) крыль-я; В) маль-чик. 5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка: А) друзья; Б) стуля; В) очки. Самооценка теста
5. Работа в парах – кроссворд. (Слайд, маркерная доска)
- Снежная буря.
- Домики для пчёл.
- Мать, отец, дети вместе.
- Животное, умеющее ловко лазать по деревьям.
- Ягоды, сваренные в сахаре.
– Обозначьте орфограмму. Как она называется? – Как подчёркивается? Что подчеркнём двумя чертами? Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что нужно было сделать? – Удалось выполнить задание? – Вы сделали всё правильно или были недочёты? – Вы составили всё сами или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу. (Формировали умение работать с информацией.) |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|