Урок 44. Ударение. Ударный слог.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе к УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_44._udarenie._udarnyy_slog.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Ударение. Ударный слог. (2 класс) | ||||||||||
Место урока в разделе | Ударение. Ударный слог. | ||||||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | ||||||||||
Цель урока | Формирование умения ставить ударение. | ||||||||||
Задачи урока | Показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; развивать устную речь детей при составлении предложений; воспитывать культуру речи и поведения детей. | ||||||||||
Планируемые результаты изучения темы | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
Знать определение понятия ударение, ударный и безударный слог. Уметь определять ударение в слове, различать ударные и безударные слоги. Определять постановку ударения на примере слов-омографов. Различать букву, которая обозначает ударный слог. | Познавательные УУД П1- правильно формулировать изучаемые понятия; П2- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию. Регулятивные УУД Р1 - умение определять и формулировать тему урока, высказывать своё мнение; Р2- оценивать правильность выполнения действий на уроке; Р3- планировать и регулировать деятельность. Коммуникативные УУД К1- соблюдать правила культуры общения, проявлять интерес к общению; К2- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; К3- анализировать работу | Л1- учиться чувствовать красоту и выразительность речи; Л2- приобщаться к формированию социально-ориентированного взгляда на мир; Л3- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Л4- проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь; Л5- ценностное отношение к здоровому образу жизни; Л6- учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||||||||
Ресурсы | |||||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | |||||||||
Климанова, Бабушкина. Русский язык. 2 класс. Учебник, рабочая тетрадь. | Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах/ Ушаков Н.Н. – М.: Просвещение, 1971. | учебник: Климанова, Бабушкина. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. – М: Просвещение, 2020 г., компьютер, проектор. | |||||||||
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир. | ||||||||||
Организация пространства | Классно – урочная система. | ||||||||||
Этапы урока | |||||||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||||
1 | Организационный момент (2 мин) | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу; | - Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Мы за парты дружно сели и на доску посмотрели. -Ребята, проверьте свое рабочее место. На парте у вас должен лежать учебник, пенал, тетрадь. | Беседа (фронтальная) Подготовка к уроку, создание положительного настроя к учебной деятельности | Готовятся к уроку, приветствуют учителя | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | |||||
2 | Актуализация знаний (5 мин.) | Организовать актуализацию умений составлять слоги в слово, умение точно выражать свою мысль; | 1. Минутка чистописания. И И Ии - Что можете сказать об этом звуке? 2. Словарная работа. -Если наступил на ножку, Хоть случайно, хоть немножко, Сразу говори : «Простите» Или лучше «Извините». Извините (записывается на доске) - Запишите слово Извините в своих словариках, подчеркните орфограммы. -Сколько в слове слогов? -Какой слог ударный? -Составьте предложение с этим словом. -Давайте запишем его в тетрадях, а слово извините поделим на слоги. Из-ви-ни-те, я опоздал на урок! | Беседа/самостоятельная работа (фронтальная/индивидуальная) Подготовка к изучению нового материала. | Прописывают в тетради -Это гласный звук, делает согласный мягким. Записывают в тетрадях - Из-ви-ни-те (4 слога) - Ударный 3 слог - Извините, я опоздал на урок! Записывают предложение в тетрадях. | Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме | |||||
3 | Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин.) | Подвести обучающихся к постановке темы и цели урока. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность | –Спишите предложение. КОЛЯ НАРИСОВАЛ ЗАМОК. - К какому рисунку подходит эта запись? - Составьте в парах предложение, чтобы было понятно о каком предмете идет речь. -Почему сейчас стало понятно, о каком предмете идет речь? -Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? -Какая цель будет у нашего урока? | Беседа(фронтальная) Выявление основной проблемы урока. | Записывают предложение. -Оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения. Составляют предложение, записывают - Построили предложение, где раскрывается значение слова и от постановки ударения. - об ударении. - Научиться ставить правильное ударение | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||||
4 | Открытие новых знаний (10 мин.) | Определить новые знания, смысл изученного. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность. | -Внимание!(ударяю в колокольчик). Что вы услышали? -Почему бколокольчик зазвучал? -А сейчас одинаковый ли звук от удара? (ударяю послабее, сильнее-слабее) -Почему? От чего зависит сила звука? –Ударить можно не только в колокольчик, но и «ударить» можно голосом. - Как вы это понимаете? -Попробуем в слове замок и замок выделить ударный слог. -Что сначала сделаем? -Потом выделим ударный слог? -Сделайте выводы, что же такое ударение и ударный слог? Ребята, ударение прислало нам письмо: «Дорогие ребята! Я хочу, чтобы вы никогда не забывали обо мне, поэтому хочу раскрыть секрет. Меня можно писать косой черточкой сверху вниз. Тогда я становлюсь похожим на тонкую ручку волшебного молотка. Я словно бью по ударному слогу молоточком и прошу: «Произнесите ударный слог сильнее, громче!» А еще меня можно писать наоборот. Вести черточку снизу вверх. Как бы вытягивать ударный слог из слова. Я будто прошу: «Тяните ударный слог в слове, выделяйте его голосом». Вообще-то, ребята, пишите меня, как хотите. Хоть как молоток, хоть как дождик. Только никогда обо мне не забывайте. Я ведь не простая черточка, а почти волшебная. Ваш друг- Знак Ударения.» - Ребята, какими способами мы можем писать знак ударения? - А где ставится знак ударения? | Беседа (фронтальная) Создание проблемной ситуации. | - звон колокольчика - был удар - Нет, звук был то тише, то громче. - Сила звука зависит от силы удара. - Выделить силой голоса. - разделим на слоги - Да, поставим знак ударения. - Ударение – это выделение голосом ударной гласной. А ударный слог – это слог, в котором содержится ударная гласная. Внимательно слушают послание. - Мы можем писать черту сверху-вниз, а можем и снизу-вверх. - Знак ударения ставится над ударной гласной. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | |||||
5 | Физкультминутка (3 мин.) | Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. | Показывает физкультминутку: Зайка серенький сидит | Физкультминутка (фронтальная) | Выполняют физкультминутку. | Устанавливать причинно-следственные связи; принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; | |||||
6 | Закрепление полученных знаний (20 мин.) | Закрепить систематизированные знания по изученной теме. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность. | Работа по учебнику: Упр. 126 (с.86) - Прочитайте строки из стихотворения Я. Козловского. Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Но… по-разному нас слышат. -Как называются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному? - Ребята, приведите примеры таких слов. - Молодцы, ребята. А теперь посмотри следующее упражнение. Упр. 127 (с.86) Прочитайте пары слов. В чем их сходства и различия? КрУжки-кружкИ, замкИ-зАмки, стрЕлки-стрелкИ, плАчу, плачУ. Составьте предложения со словами любой пары. Упр. 128 (с.86) Какие слова мы одинаково пишем, но по-разному произносим? Спишите стихи. Поставьте в этих словах ударение. Объясните, какую роль выполняет ударение в слове. КОсит косец, а зайчишка косИт. ТрУсит трусишка, а ослик трусИт. В ведерко руки окУни, Не бойся: это Окуни. -Ребята, сделайте вывод. -Как называется слог, на который падает ударение? - Как отличить ударный слог от безударного? Работа в рабочей тетради № 81 (с.45) Выполните самостоятельно по заданию: Прочитайте предложения. На какой слог падает ударение в выделенных словах? Обозначь этот слог дугой. Образец для проверки: ЖУчка громко лаяла. Воробей поймал жучкА. СелО ясное стоит на берегу реки. Красное солнце сЕло за рекой. Возьми сОли и солИ суп. | Закрепление полученных знаний (фронтальная) Применение знаний на практике Применение приобретенного умения на практике (индивидуальная) Проверка усвояемости изученного материала | Читают стихотворение - Омографы. Произносятся по-разному из-за различий в ударении. -СтрелкИ-стрЕлки, мукА-мУка, плАчу-плачУ и т.п. Читают задание - Мы взяли кружки для чая – Мы начертили кружки. Мы строим песочные замки – Мы проверяем дверные замки. Стрелки часов показывают двенадцать – Стрелки приготовились к выстрелу. Я плачу, когда чищу лук – Я плачу за обеды в школе (примерные ответы). -Это слова-омографы. - Оно помогает нам определить смысл слова. Записывают в тетрадях, выполнение у доски. - В зависимости от того, на какой слог падает ударение, меняется значение слова. - Ударный слог. - Ударный слог произносится сильнее других и четче. Выполняют задание в рабочих тетрадях | Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. | |||||
7 | Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин.) | Подвести итог работы на уроке. Развивать память, кругозор, внимательность. Воспитывать уважение к учебной деятельности. | - На какие звуки в слове падает ударение – гласные или согласные? - Как произносится ударный слог? - Какова роль ударения в слове? | Беседа/рефлексия (фронтальная/индивидуальная) Подведение итогов урока | - На гласные звуки. - Ударный слог произносится с выделением, ударом в голосе. - Ударение помогает понять смысл слова. | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. | |||||
8 | Домашнее задание (2 мин.) | - Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: РТ с.46 № 83 Вам необходимо поставить ударение во всех словах, подчеркнуть ту букву, на которую всегда падает ударение. | Записывают домашнее задание, слушают объяснение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Ударение. Ударный слог."
УМК "Перспектива", разработка урока русского языка с презентацией...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Ударение. Ударный слог."
УМК "Перспектива", разработка урока русского языка с презентацией...
План - конспект урока русского языка «Ударение. Ударный слог» 2 класс («Перспектива»)
План - конспект урока русского языка («Перспектива») «Ударение. Ударный слог» 2 класс...
Презентация к уроку русского языка "Ударение. Ударный слог"
Цели: • Актуализировать знания об ударении.• Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов-омографов.• Научить:— различать постановку уд...
Конспект урока русского языка "Ударение. Ударный слог." 2 класс УМК «Перспектива»
Конспект урокарусского языка 2 класс УМК «Перспектива»...
Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема. "Ударение. Ударный слог"
На уроке ведется наблюдение за изменениями значения слов в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Ребята участся различать постановку ударения в словах-омографах, выполнять учебное задание...
Конспект логопедического занятия " Ударение. Ударный слог".
Конспект логопедического занятия с обучающимися 3-го класса со смешанной дисграфией...