Урок русского языка во 2 классе по теме "Ударение. Ударный слог."
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Арсланова Гульсем Фаиловна

УМК "Перспектива", разработка урока русского языка с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udarenie_2_klass.doc57 КБ
Office presentation icon udarenie.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:

                       

Разработка урока

 русского языка для 2 «а» класса

учителя начальных классов

II квалификационной категории

МБОУ «Икшурминская средняя общеобразовательная школа им. Байкиева К. С. Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

Арслановой Гульсем Фаиловны

                 

2011 – 2012 учебный год

               Урок русского языка во 2 а классе.

                                Тема:  Ударение. Ударный слог.

      Основные задачи: 1) показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; 2) показать, как важно орфоэпически верно произносить слова при общении с людьми; 3) развивать устную речь детей при составлении предложений.

                                                              Ход урока.

1. Орг. момент.                                                                                                                                                     –  Прозвенел звонок, настроились все на урок. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня урок обещает быть познавательным и интересным, но все будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе? - Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился).                                                                                                                                              - Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех. (- Я рада, что у всех отличное настроение.)

2. Чистописание.

-Приготовьтесь к письму. Проверьте осанку, положение тетради. Запишите с доски дату.

-Начинаем минутку чистописания.

-Сегодня у нас дежурит буква Я.  

На доске таблица с написанием печатной, строчной и заглавной Яя.

 (Учитель объясняет последовательность работы)          Я я

Во время письма и после поощряются лучшие работы.

-Поиграйте в парах, кто назовёт больше слов с буквой я в начале слова.

(Спросить 3-4 пары, кто больше придумает)

Актуализация субъектного опыта учащихся

-Ребята, вы любите загадки? (Да)

-Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно:

Всегда во рту, а не проглотишь?

-Давайте красиво запишем это слово.

(Пишут.   Учитель на экране  открывает заранее заготовленный текст). (слайд № 1)

Не спеши языком, торопись делом.

-Ребята, прочитайте пословицу. Когда так говорят?

(Если затрудняются, учитель объясняет)

- Спишите красиво эту пословицу.

-Какая буква дежурит сегодня? (Я)

-Послушайте, что она говорит о себе. (Ученица читает стихотворение)

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто Я?

Вы не знаете, кто Я?

Я не только буква Я -

Буква, слог и слово.

-Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по- латыни) – язык.

-Постарайтесь ответить на вопросы:

Исполняет ли буква «Я» в слове язык роль буквы (Да, мы её видим и пишем)

Работает ли как слог в этом слове? (Да)

        - Сколько слогов в слове язык, как узнать?

           (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Является ли буква «Я» в слове язык, отдельным словом? ( Нет)

-Приведите пример, когда эта буква является словом? (Когда каждый говорит о себе – Я)

-Придумайте устно предложение по этой проблеме.

-Какой секрет имеет эта буква, если стоит вначале слова? (Обозначает 2 звука).

-Все ли значения слова язык мы рассмотрели? ( Нет, ещё это и язык,  как изучаемый предмет. Например: русский язык, английский язык, татарский язык).

3. Целеполагание и мотивация.  

    - Внимание! ( Учитель ударяет в бубен)

-Что вы услышали? (Звук)

- Почему бубен зазвучал?  (Был удар по нему)

- Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? ( Учитель ударяет деревянными ложками сильнее - слабее)

Дети: нет. Сначала громко, потом тихо.

-А почему? От чего зависит сила звука? ( От силы удара).

-Сегодня на уроке мы с вами узнаем,  почему наша речь звучит по-разному, поговорим о значении ударения. (слайд № 2)

4. Работа над новой темой. 

-Ударить можно не только в бубен или ложки. « Ударить можно голосом. Как вы это понимаете? ( Значит что-то выделить силой голоса).

-Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их  условно двумя кружочками.

   

- Возьмите свои молоточки.

-Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог, сообщить ему, что он важен?

- Какой слог выделили голосом? (Спросить несколько человек)

-Правильно, второй. Говорят, что второй слог ударный.

Про ударный слог есть стихотворение. Послушайте его.

( Ученик читает) (слайд № 3)

А теперь про ударенье мы прочтём стихотворение:

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток –

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка,

Держи в руках его озорника.

Этот невидимка говорит:

Силачом слыву недаром,

Выделяю слог ударом.

-А сейчас проделаем опыт.  Поднесите ладонь ко рту и произнесите слова ЛЕС, ШКОЛА, МАШИНА.

Будьте  внимательны и скажите,  сколько раз тёплый воздух ударит в ладонь.

(Дети произносят слова)

- Кто был внимательным, тот сейчас ответит на поставленный вопрос:

Сколько раз ударил воздух в 1 раз, во второй,  при произнесении третьего слова?

 ( Один, два, три)

- Почему количество ударов разное? (  Потому, что в слове лес 1 слог,  в слове школа – 2,  в слове машина – 3)

- А сейчас  произнесите слово МАШИНА ещё раз  и попробуйте выделить голосом ударный слог.

(Дети произносят - машина).

 - При произношении какого слога воздух бьёт по ладони сильнее? Почему?

(Дети отвечают и подводятся к выводу, что на ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой)

- Чтение стихотворения из упр. 126.

- Знаете ли вы такие слова? (Нет).

На экране появляются слова (замок, кружки). (слайд № 4)

- Ребята, у вас на партах лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова.

- Почему рисунки у вас получились разные? Как вы думаете?

- Потому что ударение падает на разные слоги.

- Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота. (слайд № 5)

- Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют.)

Выполнение упр. 127.

- А теперь попробуйте ответить на вопрос упр. 126.

-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ. Вы ещё много о них узнаете.

Физкультминутка

А сейчас мы поиграем. Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог и топаете ногами, если на 3 слог.

Сосна, ветер, улица, ромашка, пароход, луна, молоко.

Работа в паре. Упр. 128. 

- А сейчас поработаем в паре. Прочитайте друг другу стихи Я. Козловского.

- Какие слова мы одинаково пишем, но по-разному слышим? Дети называют. Молоточками показывают ударный слог.

- Давайте проверим. (слайд № 6)

- Чем отличается написание этих слов? (Ничем) – А произношение? (Ударением).

Прежде чем списать стихи, прочитаем сообщение Самоварова.

-Дети, кто из вас бывал в комнате смеха?  Вспомните мультипликационный фильм « НУ, погоди!» Ударение может рассмешить не хуже кривого зеркала. Вот посмотрите сами….

Сценка

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством.

Читает: « 3 раза в день по 1 столовой ложке.

                                                            /

                           После приёма пищи».

Начинает пищать.

Вбегает мама.

-Что случилось,  сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано: (читает)

- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл….

- Что же случилось от перестановки ударения? (Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история)

- А теперь,  давайте, исследуем слова-омографы.

- Шутник он невидимка-

Молоток,

Тук, и ударил в безударный слог…

И сразу же исчез огромный

Замок и появился маленький замок.

                                        /                   /

На доске 2 картинки: замок и замок. (слайд № 7)

- Прочитайте предложения с этими словами. Далее читаются предложения с другими словами-омографами. (слайды № 8-17)

– А сейчас выполним задание: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение. (слайд № 18)

Мы сегодня ели уху.
Комар подлетел к уху.                                                                                                                         Дети пили молоко.
Пили бревно ровно.                                                                                                                                                   Собака сидит у ворот.
У рубахи вышит ворот.

(Один ученик записывает на доске, остальные в тетрадях.)

5. Обобщение и подведение итогов урока.

- Что же мы изучали на уроке?

- Как определить ударение в слове?

-Как обозначить?

-Как может «шутить» ударение?

- Чем же ударный гласный звук отличается от безударного?

6. Домашнее задание: выполнить упражнение 83 на с. 46 РТ.

7. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Покажите молоточек соответствующего цвета.

Учитель даёт  положительную оценку действиям всех, пусть даже за самые маленькие достижения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УДАРЕНИЕ

Слайд 2

Кружки Замок

Слайд 3

Замок Кружки Замок Кружки

Слайд 4

Замок Замок Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок . Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок.

Слайд 5

Кружки Кружки Из теста сделали кружки . Из них слепили пирожки, Компот налили в кружки: - Отведайте, подружки!

Слайд 6

Ирис Ирис Утром лакомка Денис Покупал себе ирис. Нам для вышивки сгодились Нитки, что зовутся ирис!

Слайд 7

Хлопок Хлопок Распахали сотню соток, Посадили в поле хлопок. У хлопушки с ниткой бок: Дёрнул нитку и – хлопок!

Слайд 8

Белки Белки На ветку дуба Сели белки, Устроив в роще посиделки. Шеф-повар просит нас: «Сынки! Для торта сбили бы белки !»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"

Тип урока - «открытие» нового знания; использование  технологии проблемного обучения....

Урок русского языка во классе. Тема: "Слово и слог"

Урок русского языка во классе. Тема: "Слово и слог"...

Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги.

Деление слов на слоги. Правила переноса слов».Цели урока:-Знакомство с  правилами  переноса слов;-Формировать умение переносить слова с одной строки на другую;-Развитие логического мыш...

Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема. "Ударение. Ударный слог"

На уроке ведется наблюдение за изменениями значения слов в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Ребята участся различать постановку ударения в словах-омографах, выполнять учебное задание...

Презентация урока. Русский язык 1 класс. Тема "Слово и слог. Закрепление"

Презентация урока. Русский язык 1 класс. Тема "Слово и слог. Закрепление"...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме : «Ударный и безударный слог»

Сформировать умение ставить ударения в слове,выделять ударные и безударные слоги....