Дидактические игры и занимательные упражнения по всем категориям имени существительного
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
Дидактические игры и занимательные упражнения по всем категориям имени существительного
Данный методический материал подойдет для учителей начальных классов с целью внесения разнообразия в уроки по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx | 42.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Ражева Виктория Сергеевна
Дидактические игры и занимательные упражнения по всем категориям имени существительного
Раздел 1
№1. Игра «Измени слово».
Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Оборудование: мяч.
Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.
№2. «Что растет в лесу».
Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.
Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).
Речевой материал:
- В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы);
- В лесу растет одна сосна?
- В лесу растет один гриб?
№3. Игра "Эстафета"
Цель. Закрепление умения изменять существительные по числам, правописания слов с разделительным ь.
Содержание игры. Играет весь класс по вариантам. Каждый вариант получает карточку с существительными в единственном числе. Задача учащихся записать справа данное существительное во множественном числе. Каждый ученик записывает одно слово и передает карточку сидящему сзади. Последний ученик в варианте возвращает карточку учителю. Учитель проверяет работу и определяет победителей, кто быстрее и правильнее выполнил задание
Материал для игры: звено полоз крыло сук стул ком перо полено друг прут клок кол прут брат клин ком лист колос сук клок стул клин крыло сын брат друг колос перо прут звено лист полено ком полоз кол сук.
№4. «Игра «С какого дерева упал листок?».
Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С. Наглядный материал: предметные картинки. Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена»
№5. «Найди пару»
Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.
Ход игры: Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, а вторая - нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня дерево». Из другой - «У меня деревья». Эти дети становятся рядом.
№6. «Эрудит».
Цель: закрепить образование форм родительного падежа с предлогом У.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы.
Речевой материал: - У кого большой хобот?
- У кого пушистый хвост?
- У кого нос пяточком?
- У кого длинные уши?
- У кого есть копыта?
№7. «Подбираем рифму».
Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям читается шуточное стихотворение:
Даю вам честное слово, Вчера в половине шестого
Я видела двух свинок
Без шляп и ботинок.
- Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки.
Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).
Речевой материал:
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без … (ботинок) и … (носков),
И щенков без … (тапочек),
И синичек без … (рукавичек).
№8. «Кто о чём думает?»
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложном падеже.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Учитель показывает картинку животного и спрашивает, о чём он думает. В зависимости от уровня речевого развития ребёнка показывает соответствующую картинку, а он отвечает словом или предложением.
Зайцы мечтают о чём?
(«зайцы мечтают или думают о морковке»).
Собаки мечтают о чём?
Собаки мечтают о костях,
Кошки думают о чём?
Кошки думает о молоке,
Курица мечтает о чём?
Курицы мечтают о зернах,
Медведи мечтают о чём?
Медведи мечтают о мёде,
Коровы мечтают о чём?
Коровы мечтают о траве.
№9. «Кто чем управляем?»
Цель: закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».
Оборудование: На доске картинки с изображением различных видов транспорта.
Ход игры: Учитель показывает картинку и задает вопрос: «Кто управляет автобусом, самолетом. ?» Дети должны ответить полным предложением.
Автобусом управляет водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет вертолетчик. Самолетом управляет летчик. Кораблем управляет капитан. Мотоциклом управляет мотоциклист. Велосипедом управляет велосипедист. Ракетой управляет космонавт.
№10. «Раздели на группы».
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.
Ход игры: учитель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».
№11. «Кто? Что?»
Оборудование: предметные картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов; карточки с вопросами: «Кто это?» и «Что это?»
1-й вариант. Классная доска делится на две части. На одной из них педагог прикрепляет карточку с вопросом: «Кто это?», на другой — «Что это?». Дети выходят по одному к доске, берут со стола учителя картинку, называют изображенный на ней предмет и ставят к слову вопрос. Картинка прикрепляется к доске под соответствующим вопросом. Выполнение задания оценивается баллами, которые получает команда (ряд) или отдельный ученик.
2-й вариант. Педагог показывает картинку, дети поднимают карточку с вопросом, на который отвечает слово, обозначающее изображенный предмет.
№12. «Большая буква».
Цель: повторить правила написания имен собственных, названий рек, городов, кличек животных.
Если названные мною слова надо писать с большой буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой –опустите вниз.
Барсик, котенок, город, Воронеж, Никита, река, Волга, собака, Дружок, воробей, урок.
№13. «Кто больше?»
Цель: назвать как можно больше существительных мужского, женского, среднего рода – названий предметов
Можно говорить о предметах, которые находятся в классе.
Побеждают те, кто запишет наибольшее число существительных.
Примечание. Игру можно повторить предложив детям найти и записать как можно существительных по большой сюжетной картине
№14. « Одушевляем неодушевленное»
Цель: научиться сравнивать и не путь одушевленные и неодушевленные предметы.
Составьте рассказ о каком-нибудь неодушевлённом предмете так, чтобы этот предмет, благодаря вашей фантазии, стал живым. Можете выбрать одну из следующих тем:
- «На что жалуется старый шкаф»;
- «Один день из жизни футбольного мяча»;
- «О чём размышляет глобус в кабинете географии»;
- «О чём мечтает дневник двоечника»;
- «Что снится компьютерной мышке».
№15. "Найди имя существительное".
Цель: закрепить понятия "имя существительное"; умения отличать его от сходных с ним глагольных форм.
Задача каждого игрока – рассмотреть одну пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква c.
Рой пчёл кружится над липой. Рой яму поглубже.
Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков. Послышался плач ребенка .
Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил.
№16. «Найдите лишнее»
Цель: закрепить знания о склонении, научиться их различать и не путать.
Найдите «лишнее» слово по типу склонения.
Речь, весть, просека, лесть
Тропинка, ручка, береза, рот
Вася, Петербург, поезд, вокзал.
Отвага, капель, жалость, жимолость.
Кадетство, путешествие, достояние, техника.
Народ, остров, копилка, ум.
Тепло, наследие, река, богатство.
Ягода, роща, огонь, бригада.
№17. Игра «Раз, два, три»
Цель: закрепить знания о склонении и научиться не путать их
Трём учащимся даются карточки, на которых написано 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.
Учащимся раздаются карточки со словами: книга, лимон, вещь, ведро, скрипка, тушь, яблоню, ключ, тень, сметаной, дельфин, кружево, карусель.
Они должны присоединиться к тому ученику, к которому относится его слово. Остальные учащиеся, по желаю, могут дополнить столбики словами, назвав слова и склонение, присоединиться к ученику, у которого данное склонение.
№18. «Собственные-нарицательные»
Цель: закрепить знания об именах собственных и нарицательных
Учащимся даны слова:
Пушкин, море, яблоко, Москва, Россия, город и т.д.
Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.
Ответ: имена собственные: Пушкин, Москва, Россия.
Имена нарицательные: море, яблоко, город.
Двум учащимся даётся по карточки, на которых написано: Имена собственные и имена нарицательные. Остальным учащимся раздаются карточки с представленными словами. Каждый должен встать к ученику, как он считает правильно.
№19. Игра «Большая или маленькая»
Цель: закрепить знания об именах собственных и нарицательны
Ведущий читает предложения, в каждом из которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое - имя ли фамилию.
- УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
- ШАРИК ПОЙМАЛ ШАРИК.
- НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
- ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.
- НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
- ДОМИК ДЛЯ СКВОРЦОВ СДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.
- ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.
- У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.
- ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗЫ.
- ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.
- КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ПЯТЬ АРБУЗОВ.
Нужно сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы , а какое с большой и почему. Каждой команде предлагается по 4 предложения. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок и давшая правильные объяснения.
№20. Игра "Сосчитай правильно"
Цель. Закрепление знания родительного падежа существительных, навыков правильного образования сочетаний числительных с существительными.
Содержание игры. На доске записаны названия предметов: яблоко, место, озеро, носок, солдат, простыня, килограмм, оладьи, цапля, туфля, щенок, гусенок, полотенце, блюдце, лимон. Соревнуются три команды по 5 человек. Задача каждого игрока – правильно сосчитать один из названных предметов от 1 до 8: одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.
Раздел 2
№1. Игра «Есть ли множественное число?»
- Запишите слова, данные на доске, во множественном числе.
Мясо, животное, пальто, кино, полотенце, столяр, картофель, помидор, район, рассказ, виноград, земляника, постель, просьба, радость, одежда, пшеница, рожь.
-Назовите существительные, которые употребляются только во множественном числе.
Каникулы, чернила, ножницы, щипцы, сутки, очки, ворота, грабли и др.
№2 (Падежи имен существительных)
Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа)
Почини сломанные игрушки
Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, ножки, гребешка и т. д.
Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?
Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.
№3. Игра "Запиши одним словом".
Цель: Закрепление понятия "имя существительное", развитие умения обобщать.
Содержание игры. В игре участвует весь класс. Учитель называет группы слов, предлагает заменить каждую группу одним словом и записать это слово в тетради. Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов.
Слова: 1) тополь, клен, береза, ель - 2) волк, лиса, заяц, медведь - 3) сорока, воробей, ворона, аист- 4) брусника, черника, земляника - 5) футболист, хоккеист, волейболист - 6) шкаф, парта, стол, стул - 7) молоко, хлеб, сахар, мясо - 8) костюм, пальто, кофта, платье - 9) ботинки, сапоги, валенки, туфли - 10) кукла, мяч, юла, барабан.
- Я диктую слова, девочки записывают существительные женского рода, а мальчики – существительные мужского рода.
Чиж, мышь, плащ, стриж, дрожь, тушь, шалаш, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, дочь, врач, калач, гараж, рожь, печь, ткач, трубач, речь, течь, вещь.
№4. Игра "Четвертое – лишнее"
Содержание игры. Играют 4 человека. Учитель читает каждому 4 слова с шипящим на конце. Игрок должен найти лишнее слово и объяснить причину.
1) мышь, тишь, ерш, тушь;
2) плащ, плющ, помощь, лещ;
3) луч, дочь, меч, грач;
4) рожь, чиж, нож, стриж.
№5.«Подбираем рифму».
Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям читается шуточное стихотворение:
Даю вам честное слово, Вчера в половине шестого
Я видела двух свинок
Без шляп и ботинок.
- Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки.
Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).
Речевой материал:
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без … (ботинок) и … (носков),
И щенков без … (тапочек),
№6. Игра «Подскажи Незнайке»
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Учитель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.
Помогите ему узнать, чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой) ; Стучать… ., строгать… ., сверлить…. , резать…. , копать… ., подметать… ., А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
-Дополните предложение и повторите его полностью.
- Знайка рисует (что? чем)
- Пончик намазывает (что? чем)
- Винтик грозит (кому чем)
- Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)
- Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)
- Синеглазка стирает (кому? что? чем)
№7«Помогите дать клички»
(3 команды). Ведущий говорит, что у Буратино и Мальвины появились новые игрушки – домашние животные: корова, лошадка, коза, поросёнок, собака, кошка. Как старались Буратино, и Мальвина придумать им клички, ничего не придумали. Нужно им помочь.
Каждая команда получает листок, в котором столбиком написаны названия животных. Побеждает команда, которая первой без ошибок придумает все клички.
№8 Выберите нужную букву: заглавную или строчную.
1. (Т, т) ырган – гора ветров. 2) В (Ц, ц) ентральном районе города находится площадь (Ш, ш) ахтёров. 3) Жемчужиной (К, к)узбасса называют город горняков – (П, п)рокопьевск. 4) (В, в) ладимир (Ш, ш)ишкин – известный поэт города (П, п)рокопьевска
№9. Игра «Один – много»
Цель: Научить устно, образовывать существительные единственного и множественного числа.
Оборудование: мяч.
Методика проведения: Учитель называет существительное в единственном (множественном) числе и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное в единственном (множественном) числе и возвращает мяч.
Стол, бутылка, компьютер, стена, кукла, кот, тетрадь, ручка, тарелка, люстра, няня.
Занимательное упражнение «Кроссворд на тему: «Имя существительное»
По горизонтали:
1. Шар невелик – лениться не велит:
Если знаешь предмет, то покажет весь свет.
5. Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызет морковку.
6. Накормишь – живет,
напоишь – умрет.
10. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
11. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
12. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончил лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков.
По вертикали:
2. У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка –
Держит две косички.
3. Чей на дереве домишко?
Строил я и мой братишка:
Дверь – кружочек, нет окна.
В доме пусто, тишина...
4. Самый бойкий я рабочий в мастерской:
Колочу я что есть мочи день-деньской.
7. В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит...
8. Раскололся тесный домик на две половинки,
И посыпались в ладони бусинки-дробинки.
9. Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!
Ответы:
По горизонтали:1. Глобус. 5. Кролик. 6. Огонь. 10.Колокольчик. 11. Подорожник. 12. Пеликан.
По вертикали:2. Бант. 3. Скворечник. 4. Молоток. 7. Крокодил. 8. Горох. 9. Боровик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс
Урок русского языка "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России". Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. К уроку прилагается пр...
Презентация к уроку "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс
Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России"....
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.
Урок проводится в 4 классе по теме "Имя существительное" .Тип: Сюжетный урок "Сколько птиц прилетело на кормушку"...
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку в 4 классе по теме «Упражнения в определении падежей имен существительных. Правильное питание»
Урок с мимио презентацией...
СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дидактические игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, облегчают процесс усвоения знаний. По этому была с...
Технологическая карта логопедического занятия по теме: "Дифференциация слов-предметов. Основные грамматические категории имен существительных".
Конспект логопедического занятия для 3 класса....