Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx54.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками.                                         

Класс: 4

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилами употребления разделительных ъ и ь; совершенствовать умения грамотно писать слова с разделительными ъ и ь; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с правилами употребления разделительных ъ и ь; научатся осознавать необходимость употребления разделительных знаков; грамотно писать слова с разделительными ъ и ь; объяснять, почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется ъ, а в другом – нет; выполнять разбор слова по составу; различать орфограммы в корне, приставке, суффиксе; подбирать однокоренные слова; выполнять звуко-буквенный разбор слова

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Минутка чистописания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте отрывок стихотворения С. Козлова «Как зовут меня? Скажи!» в задании 96.

– Выделите значимые части слов, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы.

– Составьте ответ на вопрос «А у зебры кто?».

Проводит минутку чистописания.

– Сегодня на чистописании мы вспомним написание букв, элементы которых очень похожи. Вы сможете их узнать, если найдете одинаковые звуки в словах каждой строки.

Мир, нитка, лицо.

Шар, шалаш, чашка.

– Верно, это буквы «и» и «ш».

– Запишите буквосочетания.

– Прочитайте и запишите пословицу. Объясните ее смысл. Подчеркните орфограммы

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. (См. РМ, Приложение 2.)

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и пословицу.

И шиш Ш иши

Поспешишь – людей насмешишь.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

 Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Прочитайте ребус.

(См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «фамилия»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

П

Ф

А

М

И

Л

И

Я

П

А

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения с этим словом

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Когда же ъ и ь стоят в нужном месте? Обратимся
к нашей теме. Разгадайте ребус.
(Разделительные.)

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем учиться писать слова

с буквами ь и ъ

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока (См. РМ, Приложение 4.)

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового

материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражнение 106)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Вспомните по таблице «Правописание слов с буквами ь и ъ», какую роль выполняют в словах мягкий и твердый знак.

– Составьте по таблице и плану сообщение.

– Выпишите из таблицы слова с мягким и твердым

знаками. Приведите свои примеры на эти правила.

(См. РМ, Приложение 5.)

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражнение 107).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Выпишите из предложений слова

с разделительным твердым знаком, выделите в них

приставки.

– Выпишите из предложений слово с разделительным мягким знаком, выделите в нем корень.

– Скажите, в каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв? А сколько букв и звуков в других словах?
– Обсудите: какие еще объявления могли быть в доме отдыха? Составьте такие объявления.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Работают в парах. Выписывают из предложений слова с разделительным твердым знаком, выделяют в них приставки:

Выписывают из предложений слово с разделительным мягким знаком, выделяют в нем корень:

– В слове «петь» 4 буквы, 3 звука.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражнение 108)

– Прочитайте две группы слов.

– Составьте словосочетания, выбирая подходящие
по смыслу слова из первой и второй групп.

– Запишите составленные словосочетания, вставляя в слова пропущенные буквы. Проверьте себя.

– Распределите слова по двум столбикам.

(См. РМ, Приложение 5.)

Составляют словосочетания, выбирая подходящие
по смыслу слова из первой и второй групп.

Серьезный разговор, железнодорожный разъезд, съедобный гриб, птичьи следы, необъятные просторы, взъерошенный воробей, забавная обезьянка, дружная семья, подъемный кран, съемка фильма, вкусное варенье, съежился от холода, объявление об экскурсии.

Делят слова на две группы

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Почему в словах с одинаковыми приставками

в одном случае пишется ъ, а в другом – нет?

Разъяснить – разлить.

Съехать – сузить.

Предъюбилейный – предложить.

– Прочитайте стихотворный отрывок. Найдите слово, в котором есть и разделительный ъ, и разделительный ь. Почему в этом слове количество букв

и звуков одинаковое?

Волк ужасно разъярен,

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Объясняют написание разделительного твердого знака.

(См. РМ, Приложение 6.)

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «съеденья».

Съеде́нья – [сй’эд’э́н’й’а] – 3 слога;

с – [с] – согласный, глухой парный, твердый парный;

ъ – [  ]

е – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

      [э] – гласный, безударный;

д – [д’] - согласный, звонкий парный, мягкий парный;

Понимать
на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

позицию, точку зрения. Адекватно использовать речевые средства для решения раз-

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

В каких словах нужно употребить ь? ъ?

•  За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

•  Горе в чужой земле безъязыкому.

•  Дома всё споро, а вчуже житье хуже.

(См. РМ, Приложение 7, 8.)

е – [э] – гласный, ударный;

н – [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

ь – [  ]

я – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

     [а] – гласный, безударный.

––––––––––––––––––––––––––

8 букв, 8 звуков

личных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии

с поставленной задачей

и условиями ее реализации

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите условия, при которых пишется разделительный ъ.

– Когда надо писать разделительный ь?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Оценивают свою работу на уроке, выбирая соответствующее высказывание:

•  Я знаю условия употребления разделительных ъ и ь.

•  Я умею грамотно писать слова с разделительными ъ и ь.

•  Я знаю, над чем мне надо работать

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 99 в рабочей тетради, упражнение 109 в учебнике; подготовить сообщение

о мягком и твердом знаках

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Работа по учебнику

Упражнение 106.

– Прочитайте и объясните стихотворение Е. Измайлова «Разделительный твёрдый знак».

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.

Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,
И ПОДЪЕЗД, и ОБЪЯВЛЕНЬЕ.

Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я после приставок, оканчивающихся на согласную: подъезд, объезд.

Разделительный Ь пишется:

– внутри слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: крестьянин, вьюга;

– в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой О: медальон, шампиньон.

Упражнение 108.

– Прочитайте и объясните стихотворение А. Усачёва «Твёрдый знак».

Твёрдый знак – такая штука...
В общем, нет такого звука.
Буква есть,
А звука нет.
Почему? –
Пока секрет.

Делят слова на две группы.

Разделительный Ъ

Разделительный Ь.

подъехать

вьюга

съёмка

льётся

разъяснить

бульон

предъюбилейный

муравьи

объявить

бурьян

барьер

воробьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Слово»

Урок русского языка по теме «Слово» является  авторской разработкой учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ В.В. Ворошиловой. В технологической карте урока четко просле...

Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"

Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...

технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...