Технологическая карта урока русского языка по теме «Слово»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка по теме «Слово» является авторской разработкой учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ В.В. Ворошиловой. В технологической карте урока четко прослеживается интеграция технологии деятельностного метода и других технологий, методов и приемов: здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференциации, активные методы обучения, методические приемы формирования самоконтроля и самооценки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Валентина Владимировна Ворошилова, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,МБОУ Междуреченская СОШ,
п.Междуреченский, Кондинский район,ХМАО-Югра
Тема урока: «Слово»
Класс: 2
Образовательная программа: общеобразовательная программа
«Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой [3]
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательныхучреждений: в 2 ч./под. ред С.В.Иванова. –
М.:Вентана-Граф, 2012г.
Раздел учебника: Как устроен наш язык [4]
Цели урока: - создание условий для формирования умения представлять слово как единство звучания (написания) и значения; - развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; - развитие устной монологической и диалогической речи учащихся; - воспитание чувства сотоварищества, дружбы, сплочённости через работу в парах и группах; Задачи урока: - через исследование различных сочетаний звуков(букв), подвести детей к выводу: слово – это единство звучания (написания) и значения; - формировать орфографические навыки с опорой на языковой материал; - развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать; | Цели учащихся: Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов действий к восприятию и использованию новых знаний и умений при определении слова как единство звучания (написания) и лексического значения. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых филологических знаний о слове. |
Тип урока: урок открытия нового знания(классификация уроков по целеполаганию) | Форма проведения: урок |
Опорные понятия, термины: Звуки, буквы, слово, лексическое значение слова, словарное слово, модель слова, орфограммы, «ошибкоопасные места» (неизученные орфограммы) | Средства обучения:
в парах и группах; |
Формы контроля: Коллективная, самоконтроль, взаимоконтроль в парах и в группах | Домашнее задание: повторить правило о слове (стр.49); задания по выбору: упр.3, стр.5, или упр.4, стр.52, или выписать из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова лексические значения трех слов на тему «Школа». |
Формируемые УУД Регулятивные: - умение планировать свою деятельность и работать по плану; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; - умение принимать и сохранять учебную задачу; - умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; -умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: - развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать; -использование знаково-символических средств представления информации для создания модели слова, решения учебных и практических задач; -постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи; Личностные: - воспитание положительного отношения к процессу познания; - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -умение договариваться с собеседниками; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Ход урока русского языка в технологии деятельностного метода (Л.Г.Петерсон) - [1], [2]:
Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | Деятельность учащихся | |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности - 2 мин. Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока и через игровую ситуацию введение учеников в мир познания; | |||
Ребята, предлагаю начать урок русского языка с игры «Импульс». Я пожимаю руку своему соседу справа, он пожимает руку своему соседу справа и т.д., пока «Импульс» не вернется ко мне. -Что вы почувствовали? -Всем было понятно, что хотел пожелать товарищ? - Почему мы не поняли друг друга? (…не говорили слов). -Как вы думаете, важно ли говорить слова? - Запомните, это нам пригодится позже. - Все готовы к работе. Садитесь, пожалуйста! Ребята, на уроке нас ждёт много интересной работы. Итак, мы начинаем! | Психологический настрой на хорошую, дружную работу. АМО «Импульс» | Встают в круг, берут друг друга за руки и в виде эстафеты пожимают руку товарищу справа один раз. Слушают учителя и других детей. -Тепло рук, доброе отношение. - Было непонятно, потому что мы не говорили. - Важно, чтобы понять другого человека. -Нужно внимательно слушать другого человека. | |
2. Актуализация знаний, пробное учебное действие (коллективное) фиксация затруднений в пробном действии. - 3 мин Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений по определению слова и не слова(набора букв); создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных знаний; для организации пробных действий и фиксации затруднений; | |||
- Прочитайте. Что это? (Звуки). -Что вы представили, когда произнесли эти звуки? На слайде: [а] [р’ ] [ э] [ х ] -Выскажите предположения. -Как орех связан с уроком русского языка? (Предмет, плод со скорлупой и ядром, слово, словарное слово). -Проверим наши предположения в течение урока. -Предлагаю поработать в группах. Рубрика «Давай подумаем». Работа в группах. Ребята составляли слова, используя звуки [т р с о ]. Аня составила слово «торс», Миша – «трос», а Петя – «стор». Кто из ребят прав? Кто неправ? Почему? -Возьмите розовую карточку с заданием и обсудите в группах. - Попробуйте составить слова, используя буквы. (Сорт, остро, рост). -Из чего состоят слова? (…из звуков и букв). - Связаны ли составленные слова с орехом? (Культурные сорта ореха. Рост ореха). Хорошо, но это ещё не все предположения. Продолжим работу. -Какие трудности вы испытали? (Трудно определить слова или не слова). | Приём «Антиципация». Работа с грецким орехом. АМО «Кластер» Исследование высказываний. Решение учебной задачи с проговариванием алгоритма. АМО «Ульи». Исследование звуковой записи и соотнесение с буквенной записью слов. | Исследуют запись, рассуждают, делают выводы. Дети рассматривают грецкие орехи на партах. Высказывают предположения. Вспоминают, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Выполняют задания, следуя алгоритму. Высказывают предположения. Работают в группах по карточке №1 Составляют слова из предложенных букв. (Рост, сорт). Проверяют по эталону на слайде. Делают вывод: слова состоят из звуков или букв. | |
3. Выявление места и причины затруднения. – 2 мин Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока; | |||
-Можно ли сказать, кто из ребят прав? Почему? -Какое возникло затруднение? -Можем ли мы назвать словом все сочетания звуков, предложенные ребятами? -У всех разные мнения. Почему так получилось? (Мы не знаем, что такое слово; как отличить слово от набора звуков или букв). | Подводящий диалог | Высказывают и объясняют свою точку зрения. Проводят рефлексию выполненной работы. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Формулирование темы и цели урока – 3 минуты Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор средств её реализации; | |||
-Как будем преодолевать затруднение в различении слова и не слова? - Сформулируйте тему и цель урока. -Главная орфографическая задача: правописание слов с безударной гласной и парными согласными. -Чтобы мы смогли открыть «Тайну языка» (новое правило), предлагаю работать по плану. План на доске: 1.Прочитать задание в упражнении. 2.Объяснить, как вы узнаёте, что это слово. 3.Записать слово. 4.Прочитать выписанные слова. 5.Сделать вывод («открытие» нового правила). 6.Проверить вывод по ключу. | Целепола гание, планирова ние способов действий | Формулируют тему, цель урока. Работают по плану. | |
5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения – 14 минут + 2 минуты (валеологическая пауза) Цель: построение и фиксация нового знания о способах распознавания слова через учебное исследование | |||
1.Учебное исследование с целью поиска слов. -Предлагаю для организации наблюдения над словами и не словами исследовать задание в учебнике [4] к упражнению 1 на странице 49 по плану и сделать вывод. -Почему нельзя назвать словами то, что не выписано? 2.Работа над правилом. - Сверим наше открытие с правилом в учебнике на странице 49. -Что вы можете сказать о нашем выводе? -Ответили ли мы на главный вопрос урока? (Да, ответили. Мы выяснили, как различить слово и не слово). -Какие слова связаны со словом орех? Валеологическая пауза. 2 минуты. 3.Практическая работа в парах по конструированию модели слова. -Ребята, предлагаю провести мини-исследование плода ореха и слова орех, чтобы узнать, что у них общее. - Постройте модель слова. Как вы считаете, какая модель лучше подходит для определения слова? - Проверим работу в парах. Эту модель мы можем использовать для определения слов и не слов. - Все ли предположения мы проверили? (Нет.) Тогда продолжим работу. 4. Работа над пословицей. На слайде: Пустые [ с л а в а ], что орех без ядра. -Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? (Пустые слова не имеют значения так же, как и орех без ядра ничего не значит.) - Пустые слова – это слова, которые человек произносит безответственно, часто не понимает их смысла. -Объясните написание орфограмм и «ошибкоопасных мест». Пустые слова, что орех без ядра. - Запишите пословицу в тетрадь. | Фронтальная работа с целью исследования. Вывод, сличение с эталоном в учебнике, рефлексия, контроль. Игровое упражнение «У оленя дом большой». Прием «Плюс/минус» Рефлексия выполненного (согласен/не согласен- +/- Работа с пословицей. | Записывают слова в тетрадь. Делают вывод: не все наборы букв являются словами, так как у них нет значения (смысл их непонятен). Открывают «Тайны языка». Выясняют, что сделали правильный вывод: слово состоит из звуков в определённом порядке; имеет значение, понятное для всех. Выполняют упражнение для релаксации Исследуют по плану, указанному в карточке №2. Делают вывод: у плода ореха есть скорлупа, у слова – звуковая оболочка. У плода ореха имеется ядро, у слова – значение. Предлагают построить модель слова, похожую по форме на грецкий орех. Ученики строят модель слова в парах. 2 ученика работают за доской: Рис.1. Модель слова. Строят высказывания в устной форме, объясняя смысл пословицы. Объясняют написание орфограмм и «ошибкоопасных мест». Записывают самостоятельно, читая со слайда. | |
6.Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Минутка шутки – 2 минуты Цель: умение применять новое знание по теме урока; здоровьесбережение, снятие стрессообразующих факторов | |||
-Послушайте отрывок из сказки Г.Остера «Зарядка для хвоста». Найдите ответ на вопрос: «Почему удав не понял мартышку?» | Наблюдение с целью формулирования вывода о словах и не словах. | Делают вывод: Удав не понял мартышку, потому что она использовала не слова, а наборы звуков, которые не имеют никакого значения. (Показывают модель слова). | |
7. Самостоятельная работав парах с проверкой по эталону – 4 минуты Цель: осуществление проверки на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме урока, организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы[6] | |||
- Ребята, найдите, пожалуйста, карточку №3. -Предлагаю вам поработать в парах. 1. Самостоятельная работа в парах. -Выписать 3 имени сказочных героев по выбору и объяснить, что они означают. Можно использовать модель слова, а в случае затруднения карточку-подсказку с толкованием слов. 2. Проверка самостоятельной работы в парах по эталону на интерактивной доске. - Ребята, какое правило вы использовали? - Проверьте свою работу по ключу на слайдах. -Как вы думаете, какой из перечисленных сказочных героев любил есть орехи? (Пончик ел кондитерские изделия, в которые добавляют орехи). | Самостоятельная работа в парах, работа с интерактивной доской - проверка выполненно го. Прием «Плюс/минус» Рефлексия выполненно го(согласен/ не согласен | Работают самостоятельно по алгоритму. Сверяют выполненное с ключом на интерактивной доске. (2 ученика демонстрируют на интерактивной доске свой эталон выполнения работы в паре) Проверяют предположения о связи ореха с уроком. | |
8. Включение в систему знаний и повторение – 5 минут. Цель: создание условий для включения в систему знаний, повторения и закрепления изученного | |||
-Предлагаю потренироваться в определении слов, выполняя задание в группах. 1.Творческая работа в группах. 1 группа. Прочитайте текст (приложение 2). Передайте его содержание с помощью жестов. 2 группа. Прочитайте текст, перескажите его. 3 группа. Прочитайте текст, передайте его содержание с помощью картинок. 2.Проверка творческой работы в группах. -Ребята, послушайте одноклассников, попытайтесь понять содержание текста. -Послушайте текст, ответьте на вопрос: «Когда текст понятен для слушателей – когда он изложен жестами, картинками или словами?» -Какой вывод можно сделать? -Что могли запасти на зиму белка и мышка? (…орехи). Чем являются для них орехи? (…пищей). -Все ли предположения мы проверили? | Дифференциро ванная самостоятельная работа в группах творческо го характера. АМО «Ульи» | Работают самостоятельно, представляют продукт своей творческой работы. Проводят рефлексию -Не понятно содержание текста, изложенного с помощью жестов. -…более понятно – с помощью картинок. Делают вывод: содержание текста понятно, если его излагают словами. Проверяют предположения о связи ореха с уроком русского языка. Строят высказывания. | |
9.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 минуты. Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока; развитие адекватной самооценки учащихся при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха | |||
- Из чего состоят слова? - Когда звуки начинают что-то значить? - Кто управляет порядком звуков? - Что такое слово? -Как орех связан с нашим уроком? -Вспомните, какое задание получили ребята в начале урока? Что вы сейчас можете сказать, кто был неправ? -Оцените свою работу, выбрав нужное высказывание и цветную фишку. На слайде: Зеленая – Я всё понял, могу объяснить другим. Жёлтая – Я всё понял, но у меня есть вопросы. -Вы, большие молодцы! Работали дружно, помогая товарищам. -Предлагаю выполнить домашнее задание по выбору. Спасибо за урок! Используйте в речи красивые слова, значение которых понятно всем. | Рефлексия, контроль | Выясняют уровень усвоения новых способов действий. - Неправ Петя, он придумал не слова, а набор букв, потому что значение непонятно («стор»). Получают позитивный настрой от урока. Выбирают домашнее задание: Зеленая – Выписать из «Толкового словаря» значения 3 слов на тему «Школа». Жёлтая – Задания по выбору: упражнение 3, страница 51 или упражнение 4, страница 52, страница 49, правило. |
Литература.
1.Гайнуллина Э.Б. Технология деятельностного метода. Научно-методический журнал «Образование Югории». – Ханты-Мансийск - выпуск №1, 2013 - стр.32
2.Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным предметам (ДОУ – щкола – педагогический колледж)/ Под. ред. Л.Г.Петерсон. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010 - стр. 125
3.Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам/С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2013 – стр. 110
4. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./под. ред С.В.Иванова. – М.:Вентана-Граф, 2012 - стр. 115
5.Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности//Начальная школа: плюс-минус. – №1, 2001 - стр.23-26.
6.Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе// Начальная школа №15, 2006 - стр. 150
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме " Слова-антонимы"
Урок по программе "Школа 21 века"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение".
Технологическая карта предназначена для учителя начальных классов, содержит предметные и метапредметные результаты. УМК "Планета знаний". 2 класс....
Технологическая карта урока русского языка на тему; "Слова-синонимы".2 класс
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Слова-синонимы". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение", 1 класс, УМК "Школа России".
Технологическа карта урока....
Технологическая карта урока русского языка на тему "Слово и его значение"
Урок русского языка по программе "Перспектива" ,для 1 класса....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова в предложении" 2 класс
Данный карта может быть использована на уроке русского языка для разграничения понятий "члены предложения" и "части речи", в рамках любого УМК во 2ом классе....
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Слово и его значение" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о словах и из значениях, их отличительных признаках.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о словах , какие у них значенияПовторить словарны...