Тема: «Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный конспект содержит все этапы урока по теме: Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»
Дидактическая цель: способствовать знакомству детей со стихотворениями «Берёзы» и «Тихая моя Родина»; формировать умение анализировать лирические стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Конспект урока литературного чтения,
проведенного 2.04.2019 г. в 4 «Г» классе
обучающейся 31 группы
Медведевой Маргариты Николаевны
Тема: «Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»»
Учитель _________________ / Колтыкова Е. А/
Методист __________________/ Быкова О.В./
Оценка _____________
2019
Тема: Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»
Дидактическая цель: способствовать знакомству детей со стихотворениями «Берёзы» и «Тихая моя Родина»; формировать умение анализировать лирические стихотворения.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся прогнозировать содержание произведения; узнавать художественные приёмы.
Метапредметные:
Регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия.
Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; делать выводы о результатах совместной работы.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; выполнять исполнителя.
Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; сохранять мотивацию к учёбе; выражать положительное отношение к процессу познания.
Материально-техническое обеспечение: наглядный материал, презентация, компьютер, доска, учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мобилизующая часть | 1) Приветствие - Добрый день, ребята. Смолкли шаги в коридоре, Урок нам пора начинать. Поэзии тонкие струны Будут сегодня звучать. | Приветствуют учителя. |
II. Проверка домашнего задания | 1) Беседа - О каком писателе мы говорили на прошлом уроке? ( о Н. А. Заболоцком) - Вспомним, какие произведения Заболоцкого вы знаете? («Детство», «Лебедь в зоопарке) 1) Чтение стихотворений наизусть - А теперь давайте проверим, как вы подготовили дома выразительное чтение стихотворения Н.А Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» | Выразительное чтение стихотворения – «Лебедь в зоопарке». |
III. Определение темы и целей урока | 1) Беседа - Обратите внимание на слайд и скажите, с какими авторами вы уже знакомы? - А сегодня мы познакомимся с еще одним выдающимся русским писателем Николаем Михайловичем Рубцовым. - Я предлагаю вам познакомиться с картиной Левитана «Берёзовая роща». - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о березе) - Да, березка – это милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины, ее издавна считают символом России. Воспета она в музыке, живописи и конечно, поэзии. - Что вы видите на картине? -Как вы думаете, нравится ли картина автору? - Да, я согласна, художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой русской природы и русской березы. | С помощью учителя формулируют тему и цели урока. |
- Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок с помощью слов помощников Я познакомлюсь… Я узнаю… Я буду уметь… (Познакомиться со стихотворением «Березы», проанализировать стихотворение, развивать навык выразительного чтения) | ||
IV. Подготовка к восприятию текста | 1) Беседа - Какие стихи о березе вы помните? Тогда я вам помогу (отрывок стихотворения на слайде) -Да, ребята, береза вдохновила на творчество, не только художников и музыкантов, но и простого мальчишку, ставшего впоследствии известным русским поэтом Николая Михайловича Рубцова. (Фото Николая Рубцова) 2) Справка о истории создания стихотворения -Простой деревенский мальчишка, воспитывавшийся в детском доме в трудное послевоенное время. Яркими впечатлениями, которые запали в душу маленького Николая, были простые русские березки под его окном. И даже через много лет эти воспоминания его не оставили. Береза у Рубцова – символ связи времен, символ родного дома. Так и появилось стихотворение «Березы». 3) Словесное рисование - Ребята, закройте глаза, расслабьтесь и на минуточку представьте, что вы в лесу, вокруг шелестят кроны деревьев, шумит от тихого ветерка зеленая трава. А сколько цветов! Цветы, ах, как они пахнут, вдохните и почувствуйте их аромат. Чувствуете, какой легкий, приятный запах. А небо, оно такое голубое, голубое. А на нём солнышко протягивает к вам свои лучи и нежно касается вашей кожи, чувствуете, как они коснулись вашего лица, рук. А, теперь прислушайтесь, слышите, как поют птицы? Они поют о весне, о лете, о теплых и сказочно красивых краях. - Что представили…? -Ну, вот мы, побывали в воображаемом лесу, и наступило время поэзии. | Участвуют в беседе, знакомятся с историей создания стихотворения. |
V. Первичное восприятие текста | 1) Прослушивание аудиозаписи - Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт. Чтение стихотворения диктором. | Слушают аудиозапись стихотворения «Березы» |
VI. Эмоционально – оценочная беседа | 1) Беседа - Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. - Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают различные точки зрения.) Воспользуйтесь « Словарем настроений» На доске « Словарь настроений» Весёлое Чудесное Грустное Мечтательное Радостное Спокойное Восторженное Тоскливое Шутливое Бодрое Тревожное Задумчивое - Какое же настроения испытывает герой Рубцова? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе. 2) Словарная работа - Какие незнакомые слова вам встретились в тексте? - Оград, проза, невольно. - Кто может объяснить значение этих слов? - Давайте обратимся к слайду презентации и узнаем значение данных слов. ( Ограда - стена, забор, решетка: то, чем огорожено или отгорожено что-нибудь. Проза – это устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи. Невольно - непроизвольно, безотчетно, бессознательно, инстинктивно, машинально, механически. ) 3) Физультминутка | Отвечают на вопросы учителя. |
VII. Повторное чтение и языковой анализ | 1) Чтение про себя - Прочитайте стихотворение про себя и определите, какие темы затронуты в данном стихотворении? 2) Беседа - Только ли тема березы затронута в стихотворении? - Тема Родины. Найдите слова в тексте. - Тема детства. Найдите в тексте. - Тема гибели отца. Найдите в тексте. - А при помощи чего автор сумел передать красоту родной природы? ( При помощи слов). - А какие слова украшают это стихотворение? (Эпитеты - на слайде, олицетворения – на слайде, сравнения – на слайде) - Так какие воспоминания пробуждают березы? (вспоминает детство, берёзу над могилой матери, гибель отца на войне) - Почему при виде берез у поэта набегают слезы? Как поэт сам отвечает на этот вопрос? (с первых лет я с ними жил и рос) | Участвуют в анализе стихотворения, читают стихотворение. |
VIII. Первичное восприятие текста | 1) Прослушивание аудиозаписи - Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Рубцова «Тихая моя Родина» (Звучит песня в исполнении Геннадия Заволокина на стихи Николая Рубцова "Тихая моя родина") | Слушают аудиозапись стихотворения «Тихая моя Родина» |
IX. Эмоционально – оценочная беседа | 1) Беседа - Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. - Какое настроение хотел передать поэт? (печаль от встречи с изменившимися родными местами.) | Отвечают на вопросы учителя. |
X. Повторное чтение и языковой анализ | 1) Чтение стихотворения про себя - Для того, чтобы подробнее познакомиться с этим стихотворением, откройте учебники на 109 странице, ваша задача прочитать стихотворение вполголоса, чтобы не мешать, друг другу, и выделить в тексте слова, которые вам будут непонятны. 2) Языковой анализ - Ребята, какие слова были для вас непонятны? Погост - кладбище, обычно сельское (в старину - церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем) Обо́з- вереница повозок, саней и тому подобное, перевозящих какие-либо грузы или людей. Обитель - то же, что монастырь. - Какова тема этого стихотворения? (Возвращение на родину). - Какие средства выразительности использует автор? (эпитеты: «тихая», «тихо ответили», «зелёный простор»; олицетворение: «Речка … Будет бежать и бежать»; сравнение: «Словно ворона весёлая») - Для чего он их использует? (Для передачи настроения героя и для описания его малой родины) - В учебнике дана иллюстрация к данному стихотворения, я предлагаю вам найти строки из стихотворения, к которым нарисована данная иллюстрация. | Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы учителя. |
XI. Выразительное чтение | 1) Конкурс «Лучший чтец» - Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача – научиться читать эти стихотворения так, чтобы передать душевное состояние. - От чьего имени написаны эти произведение? - Да, ребята, это грустный рассказ лирического героя о себе. - Как мы должны читать эти стихотворения? (Плавно, мелодично) - А почему оно плавно и мелодично? (Потому что использованы рифмы). - А что такое рифма? - Назовите рифмующиеся слова в произведении «Берёзы». - Сейчас мы устроим конкурс на лучшего чтеца, только вы должны помнить правила чтения стихотворения и соблюдать их. Остальные ребята оценивают выступающего и выбирают победителя. - Вспомним алгоритм выразительного чтения: 1) проставь паузы; 2) подчеркни слова, которые нужно выделить голосом при чтении; 3) читай не торопясь, соблюдай паузы, вдумывайся в то, что читаешь. (Выразительное чтение 5 учащихся.) - Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось наиболее точно передать настроение главного героя? | Участвуют в конкурсе на лучшего чтеца. |
X. Итог урока | - Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Вспомним , какие цели ставили? 1. Познакомиться со стихотворением. 2. Проанализировать. 3. Научиться читать выразительно. - Достигли поставленных целей? Докажи. - С какими стихотворениями познакомились? - Кто автор? - Стихотворения Рубцова затронули самые сокровенные струны моего сердца. Приложите свою ладошку на грудь, послушайте… А вашего? | Отвечают на вопросы учителя |
XI. Задание на дом | - Выучите наизусть стихотворение Рубцова «Берёзы» или «Тихая моя Родина» по выбору | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению. Н.м. Рубцов " Тихая моя Родина"
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по стихотворению Николая Михайловича Рубцова " Тихая моя Родина" На уроке конкретно рассмотрели понятие "РОДИНА", " МАЛАЯ РОДИНА"....
Проект урока по литературному чтению " Н.М. Рубцов " Тихая моя Родина"
Проект урока по литературному чтению " Н.М. Рубцов " Тихая моя Родина"...
Конспект урока литературного чтения в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»
Педагог: Леванова Юлия АлексеевнаТип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Ти...
Урок литературного чтения Тема: Н.М.Рубцов «Тихая моя родина»
Цель урока: Познакомить учащихся с миром поэзии Н. М.Рубцова, достичь глубины понимания текста и авторской позиции....
Урок литературного чтения Тема: Н.М.Рубцов «Тихая моя родина»
Цель урока: Познакомить учащихся с миром поэзии Н. М.Рубцова, достичь глубины понимания текста и авторской позиции....
Конспект урока литературного чтения по теме: «Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»»
В данном материале представлен конспект урока литературного чтения по теме: «Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»»...
Урок литературного чтения в 4 классе "Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина». ""
- развитие умения анализировать произведение;- учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в произведении;- учить детей видеть красоту русской природы;- развивать н...