Обозначение ударного гласного буквой. 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока в 1 классе "Обозначение ударного гласного буквой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboznachenie_udarnogo_glasnogo_bukvoy._1_klass.docx | 49.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Класс: 1
Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме.
Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся - определять ударную и безударную гласные; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание;
получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.
Метапредметные:
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Ход урока.
- Орг. момент.
Ребята, к нам на урок пришли гости. Повернёмся к ним, поздороваемся с ними. Садитесь!
Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
(улыбка) СЛАЙД 1.
- Нам сегодня солнце улыбается, радует нас и греет своими лучами. Давайте подарим друг другу улыбку.
- Проверьте всё необходимое для работы на уроке русского языка, учебник, тетрадь, письменные принадлежности
II. Актуализация знаний.
- Ребята, отгадайте загадки:
У меня длинней иголки
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке.
Ветви – только на макушке. (Сосна) СЛАЙД 2.
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа) СЛАЙД 3.
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) СЛАЙД 4.
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Спит под горой. (Берёза) СЛАЙД 5.
- К какой тематике можно отнести слова, которые вы видите на слайде? (Деревья) СЛАЙД 6.
III. Самоопределение к деятельности.
СЛАЙД 7.
-Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «липа»?
-Назовите ударный слог.
-Какой слог безударный?
- В каких словах можно допустить ошибку при написании безударной гласной? (Сосна, берёза).
- В данных словах есть опасные места, опасные они потому, что некоторые гласные звуки мы произносим без ударения и можно допустить ошибку, например вместо «о» написать «а», вместо «е» написать «и»!
На самом деле гласным звукам очень обидно, если их обозначают другой буквой!
Также как и нам было бы обидно, если бы нас называли чужим именем!
Несмотря на то, что их часто путают, они очень дружные, поэтому давайте напишем красиво гласные буквы вместе, а какие именно буквы мы напишем слитно, скажите мне, отгадав загадку!
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова) СЛАЙД 8.
СЛАЙД 9.
- К нам на урок прилетела мудрая сова, которая очень любит русский язык и особенно, она любит делиться своими знаниями, чтобы мы становились умнее и грамотнее!
А какие гласные буквы есть в слове «Сова»?
Именно эти буквы мы с вами и подружим, записав их на одной строке!
Прежде чем записать буквы, надо открыть тетради и записать сегодняшнее число, в классе. Итак, с новой строки пропишем строчную букву «о» соединив её с буквой «а». СЛАЙД 10.
- О чём пойдёт речь на нашем занятии? Что мы с вами делали недавно?
- Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук. Будем учиться искать безударный гласный в словах и подбирать слова, в которых этот гласный становиться ударным.
СЛАЙД 11.
Запишем с новой строки слово-отгадку и обозначим ударение.
Как мы запишем слово? (С новой строки, с заглавной буквы).
СЛАЙД 12.
Произнеси слово с ударением.
Сколько слогов?
Какой ударный?
Какой безударный?
Поставь, пожалуйста, ударение, простым карандашом (желтым мелом).
А сейчас ребята, измените слово «сова», так чтобы оно обозначало несколько. (Совы)
Запишите слово совы после тире, сколько слогов?
Произнеси слово с ударением, поставь ударение, назови безударный слог.
Молодец.
А теперь сравните первый слог в слове СОВА и первый слог в слове СОВЫ.
Одинаковые ли звуки в этих словах? (Нет)
Какой буквой обозначены на письме эти звуки? (Одной и той же О).
- Какой можно сделать вывод? (В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные буквы).
Сегодня на урок Сова прилетела не с пустыми руками, она доставила нам письмо от гласных звуков, так давай-те же прочитаем, о чем она хочет нам рассказать!
Читает ….
Уважаемые ребята!
Мы, безударные гласные, в словах поизносимся неотчётливо. Для проверки слово надо ставить под ударение.
В ударном слоге гласный произносится в 2 – 2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово – это поезд, то безударные слоги – это маленькие вагончики, а ударные – большой длинный вагон.
Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и пишут.
А как же быть нам, бедняжкам безударным? Мы очень обижены.
Помогите нам, друзья, ставьте нас под ударение, и мы бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучим, что правильно написать нас уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.
Физминутка
(Ветер дует нам в лицо…)
IV. Работа по теме урока.
- Как можно проверить написание безударного гласного звука? (Подобрать слово, в котором этот звук ударный).
Как это можно сделать? (Изменить слово)
Правильно, есть правило. СЛАЙД 13.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет вам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб рассеять все сомненья.
СЛАЙД 14.
Гласные ударные гласные безударные
пишутся, как вызывают
слышатся. сомнение.
СЛАЙД 15.
А сейчас давайте вспомним словарные слова: пенал, карандаш, учитель, ученик.
Что объединяет эти слова?
А как мы проверим безударный гласный звук?
СЛАЙД 16.
Запомните алгоритм работы с безударной гласной.
Слово «СОВА»
- Прочитаем слово.
- Поставим ударение.
- Определим безударную гласную.
- Подбираем проверочное слово
СОВЫ
Откройте, пожалуйста, с. 63. Есть правило на с.63 дома учить.
Упр.1
- Прочитайте.
Какую картину вы представляете, читая это стихотворение?
- Как бы вы её назвали?
- Спиши первое предложение.
- В словах обозначь ударение.
- Где начинается первое предложение?
- Как можно определить конец предложения?
- Над какими словами вы не поставите знак ударения?
- Почему? ( В словах с одним слогом и с буквой Ё).
- Запишите, пожалуйста, по центру строки «Упр. 1».
V. Закрепление.
Упр. 2 (устно).
- Прочитайте задание.
- Когда нужно пользоваться этой памяткой? (Когда нужно определить в слове ударный и безударные гласные звуки).
- Найдите эту памятку и прочитайте.
- Пользуясь памяткой, выполните задание в паре.
(Вишня, слива, смородина)
- Прочитайте, пожалуйста, послание совы в учебнике на с. 63!
- Какие звуки называют ударными?
- Какие звуки называют безударными?
- Запомните это сообщение и выучите его дома.
- Упр.3 с.64 СЛАЙД 17.
- Прочитайте скороговорку медленно.
- Постепенно увеличивайте темп.
- Прочитайте скороговорку быстро.
- Выполните задание.
- Прочитайте, на что надо обратить внимание.
- Как может обозначаться слово с безударным гласным?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным?
VI. Рефлексия и подведение итогов урока.
- Какие гласные звуки называются ударными?
- Какие гласные звуки называются безударными?
- Какой памяткой можно пользоваться, чтобы определить ударные и безударные звуки в слове?
- Почему написание слов с безударными гласными звуками надо проверять?
- Как можно проверить написание безударного гласного звука? (Подобрать слово, в котором этот звук ударный).
- Как это можно сделать? (Изменить слово).
- Оцените свою работу.
СЛАЙД 18.
Если вам было не трудно, всё понятно раскрасьте жёлтым цветом солнышко,
если не все задания были понятны, то - синий мячик,
если всё трудно - зелёную улитку.
Активно на уроке работали: …….
- Молодцы, урок окончен!
Дополнительно слайд 19, 20, 21, 22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку. Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме.
Конспект составлен по прогрпмме "Школа России" 1 класс...
Презентация к уроку русского языка "Обозначение ударного гласного буквой на письме"
Урок русскоко языка .1 класс.Безударная гласная в середине слова.Проверочные слова....
Обозначение ударных гласных в сочетании [цы].
Открытый урок по русскому языку 3 класс....
Письмо букв ш, Ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши».
Конспект данного урока был представлен на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"...
Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме
Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письмеЦели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звук...
Обозначение безударного гласного буквой на письме
Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вашему вниманию практические способы работы в решении орфографических задач, а это обязательный результат обучения по любой системе, и понимание всеобщности принципа рус...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Обозначение ударного гласного буквой на письме».
Технологическая карта урока руссого языка в 1 классе по теме:«Обозначение ударного гласного буквой на письме». УМК Школа России....