Обозначение ударного гласного буквой. 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Мимеева Людмила Александровна

Конспект урока в 1 классе "Обозначение ударного гласного буквой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboznachenie_udarnogo_glasnogo_bukvoy._1_klass.docx49.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Класс: 1

Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме.

Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся - определять ударную и безударную гласные; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные:

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Ребята, к  нам на урок пришли гости. Повернёмся к ним, поздороваемся  с ними. Садитесь!

Отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

                         (улыбка)  СЛАЙД 1.

- Нам сегодня солнце улыбается, радует нас и греет своими лучами.  Давайте подарим  друг другу улыбку.

- Проверьте всё необходимое для работы на уроке русского языка, учебник, тетрадь, письменные принадлежности

II. Актуализация знаний.

- Ребята, отгадайте загадки:

У меня длинней иголки

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке.

Ветви – только на макушке. (Сосна) СЛАЙД 2.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа) СЛАЙД 3.

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) СЛАЙД 4.

Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Спит под горой. (Берёза) СЛАЙД 5.

- К какой тематике можно отнести слова, которые вы видите на слайде? (Деревья) СЛАЙД 6.

III. Самоопределение к деятельности.

СЛАЙД 7.

-Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «липа»?

-Назовите ударный слог.

-Какой слог безударный?

- В каких словах можно допустить ошибку при написании безударной гласной? (Сосна, берёза).

- В данных словах есть опасные места, опасные они потому, что некоторые гласные звуки мы произносим без ударения и можно допустить ошибку, например вместо «о» написать «а», вместо «е» написать «и»!

На самом деле гласным звукам очень обидно, если их обозначают другой буквой!

Также как и нам было бы обидно, если бы нас называли чужим именем!

Несмотря на то, что их часто путают, они очень дружные, поэтому давайте напишем красиво  гласные буквы вместе, а какие именно  буквы мы напишем слитно, скажите мне, отгадав загадку!

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло  -

Спать летит в дупло. (Сова) СЛАЙД 8.

СЛАЙД 9.

-  К нам на урок прилетела мудрая сова, которая очень любит русский язык и особенно, она любит делиться своими знаниями, чтобы мы становились умнее и грамотнее!

А какие гласные буквы есть в слове «Сова»?  

Именно эти буквы мы с вами и подружим, записав их на одной строке!

Прежде чем записать  буквы, надо открыть тетради и записать сегодняшнее число, в классе. Итак, с новой строки пропишем строчную букву «о» соединив её с буквой «а». СЛАЙД 10.

- О чём пойдёт речь на нашем занятии? Что мы с вами делали недавно?

- Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук. Будем учиться искать безударный гласный в словах и подбирать слова, в которых этот гласный становиться ударным.

СЛАЙД 11.

Запишем с новой строки слово-отгадку и обозначим ударение.

Как мы запишем слово?  (С новой строки, с заглавной буквы).

СЛАЙД 12.

Произнеси слово с ударением.

Сколько слогов?

Какой ударный?

Какой безударный?

Поставь, пожалуйста, ударение, простым карандашом (желтым мелом).

А сейчас ребята, измените слово «сова», так чтобы оно обозначало несколько. (Совы)

Запишите слово совы после тире, сколько слогов?

Произнеси слово с ударением, поставь ударение, назови безударный слог.

Молодец.

А теперь сравните первый слог в слове СОВА и первый слог в слове СОВЫ.

Одинаковые ли звуки в этих словах? (Нет)

Какой буквой обозначены на письме эти звуки? (Одной и той же О).

- Какой можно сделать вывод? (В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные буквы).

Сегодня на урок Сова прилетела не с пустыми руками, она доставила нам письмо от гласных звуков, так давай-те же прочитаем, о чем она хочет нам рассказать!

Читает ….

Уважаемые ребята!

Мы, безударные гласные, в словах поизносимся неотчётливо. Для проверки слово надо ставить под ударение.

В ударном слоге гласный произносится в 2 – 2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово – это поезд, то безударные слоги – это маленькие вагончики, а ударные – большой длинный вагон.

Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и пишут.

А как же быть нам, бедняжкам безударным? Мы очень обижены.

Помогите нам, друзья, ставьте нас под ударение, и мы бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучим, что правильно написать нас уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

Физминутка   

(Ветер дует нам в лицо…)

IV. Работа по теме урока.

- Как можно проверить написание безударного гласного звука? (Подобрать слово, в котором этот звук ударный).

Как это можно сделать? (Изменить слово)

Правильно, есть правило. СЛАЙД 13.

             Безударный хитрый гласный:

            Слышим мы его прекрасно.  

            А  в письме какая буква?

            Здесь поможет вам наука:

            Гласный ставь под ударенье,

            Чтоб рассеять все сомненья.

СЛАЙД 14.

Гласные ударные                           гласные безударные

   пишутся, как                                 вызывают

   слышатся.                                        сомнение.

СЛАЙД 15.

А сейчас давайте вспомним словарные слова: пенал, карандаш, учитель, ученик.

Что объединяет эти слова?

А как мы проверим безударный гласный звук?

СЛАЙД 16.

Запомните алгоритм работы с безударной гласной.

Слово «СОВА»

  • Прочитаем слово.
  • Поставим ударение.
  • Определим безударную гласную.
  • Подбираем проверочное слово 

 СОВЫ

Откройте, пожалуйста, с. 63. Есть правило на с.63 дома учить.

Упр.1

- Прочитайте.

Какую картину вы представляете, читая это стихотворение?

- Как бы вы её назвали?

- Спиши первое предложение.

- В словах обозначь ударение.

- Где начинается первое предложение?

- Как можно определить конец предложения?

- Над какими словами вы не поставите знак ударения?

- Почему? ( В словах с одним слогом и с буквой Ё).

-  Запишите, пожалуйста, по центру строки  «Упр. 1».

V. Закрепление.

Упр. 2 (устно).

- Прочитайте задание.

- Когда нужно пользоваться этой памяткой? (Когда нужно определить в слове ударный и безударные гласные звуки).

- Найдите эту памятку и прочитайте.

- Пользуясь памяткой, выполните задание в паре.

(Вишня, слива, смородина)

- Прочитайте, пожалуйста, послание совы в учебнике на с. 63!

- Какие звуки называют ударными?

- Какие звуки называют безударными?

- Запомните это сообщение и выучите его дома.

- Упр.3 с.64 СЛАЙД 17.

- Прочитайте скороговорку медленно.

- Постепенно увеличивайте темп.

- Прочитайте скороговорку быстро.

- Выполните задание.

- Прочитайте, на что надо обратить внимание.

- Как может обозначаться слово с безударным гласным?

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным?

VI. Рефлексия и подведение итогов урока.

- Какие гласные звуки называются ударными?

- Какие гласные звуки называются безударными?

- Какой памяткой можно пользоваться, чтобы определить ударные и безударные звуки в слове?

- Почему написание слов с безударными гласными звуками надо проверять?

- Как можно проверить написание безударного гласного звука? (Подобрать слово, в котором этот звук ударный).

- Как это можно сделать? (Изменить слово).

- Оцените свою работу.

СЛАЙД 18.

Если вам было не трудно, всё понятно  раскрасьте жёлтым цветом солнышко,

если не все задания были понятны, то - синий мячик,

если всё трудно - зелёную улитку.

Активно на уроке работали: …….

- Молодцы, урок окончен!

D:\Люда\Люда\1 класс 2020-2021\безударный гласный\урок 27.04\солнышко.gifD:\Люда\Люда\1 класс 2020-2021\безударный гласный\урок 27.04\мяч.pngD:\Люда\Люда\1 класс 2020-2021\безударный гласный\урок 27.04\улитка.jpg

Дополнительно слайд 19, 20, 21, 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Обозначение ударного гласного буквой на письме"

Урок русскоко языка .1 класс.Безударная гласная в середине слова.Проверочные слова....

Обозначение ударных гласных в сочетании [цы].

Открытый урок по русскому языку 3 класс....

Письмо букв ш, Ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши».

Конспект данного урока был представлен на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"...

Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме

Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письмеЦели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звук...

Обозначение безударного гласного буквой на письме

Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вашему вниманию практические способы работы в решении орфографических задач, а это обязательный результат обучения по любой системе, и понимание всеобщности принципа рус...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Обозначение ударного гласного буквой на письме».

Технологическая карта урока руссого языка в 1 классе по теме:«Обозначение ударного гласного буквой на письме». УМК Школа России....