Письмо букв ш, Ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект данного урока был представлен на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Письмо
Класс: 1
УМК: «Гармония»
Место проведения: МБОУ СОШ №1 г. Биробиджана
Учитель: Калинская Светлана Геннадьевна
Тема урока: Письмо букв ш, Ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши».
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: формирование навыка правильного написания букв и их соединений.
Задачи:
1. Образовательные:
- Формировать умение писать буквы ш, Ш.
- Учить писать слоги, сочетания и слова с данными буквами.
- Закреплять написание изученных букв.
2. Развивающие:
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.
3. Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к учению.
- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
- Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества.
Планируемые результаты:
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать задачу деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать задачу до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;
- находить общие элементы в буквах;
- находить правильно написанную букву;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.
- Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в прописи;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;
- слушать и понимать речь других.
- Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Ресурсы:
- основные: Пропись к букварю "Хочу хорошо писать". В 4-х частях. Часть 2. Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. под редакцией
М.С. Соловейчик, звуковые схемы, памятка «Пишем под диктовку», памятка «Под ударением ши с буквой и пиши».
- дополнительные: электронное сопровождение к учебникам и тетрадям: материал для учителя. (Сайт издательства: www/kniga21vek.ru), иллюстрации розы с шипами, сыра; карточки со словами «сыр», «шип», документ камера.
№ п/п | Ход урока | |||
Название этапа урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I | Мотивация к учебной деятельности Введение темы урока | Вызвать интерес к уроку и готовность к учебной деятельности. Постановка учебной задачи. | Урок начинается с чтения стихотворения Прозвенел звонок для нас, Вижу: класс наш хоть куда, Мы начнём урок письма. Пропись, стр. 38 - Что изображено на картинке в верхнем левом углу? - Рядом рассмотрите звуковую схему, какой звук надо выделить? - Произнесите слово хором, выделите первый звук. - Дайте характеристику звуку [ш]. - Какой буквой обозначим данный звук? - Напечатайте. - Какой букве будет посвящён урок? - Тема урока «Письмо букв ш, Ш». - Какую задачу будем решать? | Учащиеся сопровождают чтение стихотворения действиями. Проводят частичный звуковой анализ слова «шарф», выделяют указанный звук [ш] и совместно ставят учебную задачу урока. |
II | Фиксация затруднения в учебном действии. | Создать условия для осознания темы урока. | - Рассмотрите образец буквы «ша» строчной в правом верхнем углу. - Из каких элементов состоит буква? Сколько их? - Обведите элементы по светлому шрифту. - Найдите букву «ша» строчную на первой строке под картинкой. - Откуда начинаем писать букву? Что подсказывает нам? - Посмотрите, как нужно писать букву «ша» строчную. 1.Показ учителем на доске. 2.Письмо в воздухе под презентацию (электронное сопровождение) 3.Письмо детьми на доске под счёт. | Анализируют образец буквы, вычленяют элементы, из которых состоит буква, сравнивают выделенные элементы с указанными в прописи, проверяют умение писать их. Наблюдают за последовательностью написания буквы. Выполняют последовательность необходимых операций. |
III | Реализация проекта | Организовать фиксацию преодоления затруднения: | - Обведите букву «ша» строчную на поле картинки. - Продолжите работу на первой строке под картинкой. Осуществляется помощь детям в правильном написании буквы. - Какую букву учились писать? - Сравните написанные буквы с образцом, подчеркните правильно написанные. - Рассмотрите третью строку. Чему будем учиться ещё? - Какие буквы будем присоединять к букве «ша» строчной, докажите. - Рассмотрите четвёртую строку. Чему будем учиться сейчас? - На что будем обращать внимание при соединении букв? - Соедините букву «ша» строчную с другими буквами. - Чему учились? Справились с поставленной задачей? | Самостоятельная работа под счёт. Анализируют написание буквы в соответствии с эталоном. Определяют и формулируют задачу этапа урока. Используют разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирают элементы и изученные буквы для указанных соединений. Письмо комментируют. Учатся удерживать учебную задачу до получения её результата. |
Динамическая пауза Задача: профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Учащиеся выполняют физ. минутку под музыкальное сопровождение. | ||||
- Рассмотрите картинку. - Как звали детей и что они делали? - Какую букву надо научиться писать, чтобы записать предложение? - Чему будем учиться сейчас? - Рассмотрите образец буквы «ша» прописной. - Из каких элементов она состоит? Сколько их? Пропись, стр. 39 - Обведите элементы по светлому шрифту. - Найдите букву «ша» прописную на первой строке. - Откуда начинаем её писать? Что нам подсказывает? - Посмотрите, как нужно писать букву «ша» прописную. 1.Показ учителем на доске. 2.Письмо в воздухе под презентацию (электронное сопровождение) 3.Письмо детьми на доске под счёт. - Обведите букву «ша» прописную на поле картинки. - Продолжите работу на первой строке. Осуществляется помощь детям в правильном написании буквы. - Какую букву научились писать? -Сравните написанные буквы с образцом, подчеркните правильно написанные. - Рассмотрите третью строку. Чему будем учиться? - Какие буквы будем присоединять? Докажите. - Рассмотрите четвёртую строку. Чему будем учиться ещё? - Соедините букву «ша» прописную с другими буквами самостоятельно. - Чему учились? | Анализируют образец буквы, вычленяют элементы, из которых состоит буква, сравнивают выделенные элементы с указанными в прописи, проверяют умение писать их. Наблюдают за последовательностью написания буквы. Выполняют последовательность необходимых операций. Самостоятельная работа под счёт. Учатся удерживать учебную задачу до получения её результата. Анализируют написание буквы в соответствии с эталоном. Определяют и формулируют задачу этапа урока. Используют разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирают элементы и изученные буквы для указанных соединений. Письмо комментируют. Четвёртую строку прописывают самостоятельно. Учатся удерживать учебную задачу до получения её результата. | |||
IV | Включение в систему знаний и повторение | Повторить и систематизировать знания по теме | - Что записано на доске? Докажите. - Какое предложение подходит к данной схеме? Саша и Шура гуляли. Вот Саша и Шура. - Найдите данное предложение в прописи; продолжим работу. - Давайте запишем второе предложение под диктовку. - Чему учились? | Доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной речи. Показывают умение ориентироваться в прописи. Работают по памятке «Письмо под диктовку». Пишут слова и предложения под диктовку с опорой на схему, определяют и отмечают ударные и безударные гласные. |
Физ. минутка Задача: профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Учащиеся выполняют физ. минутку под музыкальное сопровождение. | ||||
Отгадайте загадку Сделан он из молока, Но тверды его бока. В нем так много разных дыр. Догадались? Это … (сыр) – Какой гласный звук в слове сыр? (Ударный.) – Назовите его. ([ы´]) – Какой буквой его надо обозначить? (Буквой ы.) – Обозначьте его в прописи под схемой. – Какую работу выполняет буква ы в слове сыр? (Обозначает ударный гласный [ы´] и указывает, что букву согласного перед ней надо читать твёрдо. Королева всех цветов! Но на стебле справа, слева – Ну, везде полно … (шипов) – А какой гласный звук в слове шип? (Ударный гласный [ы].) – После какого звука он стоит в слове? Назовите его и охарактеризуйте. (Звук [ш] – согласный, твёрдый, глухой.) – Нужно ли обозначать его твёрдость, если он и так твёрдый? Так какую же букву гласного нужно писать в ударном сочетании ши? (Букву и.) – Верно, в сочетании ши под ударением пишется буква и. (Буква вписывается.) – Потренируемся в написании ударного слога [шы´]. – Впишите это сочетание в слова, записанные серым цветом. - Обведите и другие слоги в словах. Проверка через документ камеру. | Используют информацию, полученную на уроке чтения. Работают по памятке «Под ударением ши с буквой и пиши». Вписывают пропущенные буквы и слоги, обеспечивая соединение букв. | |||
V | Итог урока и рефлексия | Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | - Как звучала задача урока? - Справились с поставленной задачей? - Какие буквы научились писать? - Какой звук они обозначают? - Впишите буквы на нижнюю строку. - Какое правило закрепили на уроке? - Впишите сочетание «ши» на нижнюю строку. - Оцените свою работу. | Учатся удерживать учебную задачу до получения её результата. Вписывают нужные буквы и сочетание «ши» на нижнюю строку. Оценивают выполнение работы и подводят итог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку. Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме.
Конспект составлен по прогрпмме "Школа России" 1 класс...
Презентация к уроку русского языка "Обозначение ударного гласного буквой на письме"
Урок русскоко языка .1 класс.Безударная гласная в середине слова.Проверочные слова....
Обозначение ударных гласных в сочетании [цы].
Открытый урок по русскому языку 3 класс....
Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме
Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письмеЦели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звук...
Обозначение безударного гласного звука буквой на письме
Обозначение безударного гласного звука буквой на письме...
Обозначение ударного гласного буквой. 1 класс
Конспект урока в 1 классе "Обозначение ударного гласного буквой"...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Обозначение ударного гласного буквой на письме».
Технологическая карта урока руссого языка в 1 классе по теме:«Обозначение ударного гласного буквой на письме». УМК Школа России....