Письмо букв ш, Ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Конспект данного урока был представлен на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Письмо

Класс: 1

УМК: «Гармония»

Место проведения: МБОУ СОШ №1 г. Биробиджана

Учитель:  Калинская Светлана Геннадьевна

Тема урока: Письмо букв ш, Ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши».

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: формирование  навыка правильного написания букв и их соединений.

Задачи: 

1. Образовательные:

- Формировать умение писать  буквы ш, Ш.

- Учить писать слоги, сочетания и слова с данными буквами.

- Закреплять написание изученных букв.

2. Развивающие:

- Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

- Развивать орфографическую зоркость.

- Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

3. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к учению.

- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

- Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества.

Планируемые результаты:

  • Регулятивные УУД:

- определять и формулировать задачу деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать задачу до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- находить общие элементы в буквах;

- находить правильно написанную букву;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

  • Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в прописи;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой  жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или  письменной речи;

- слушать и понимать речь других.

  • Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Ресурсы:

  • основные: Пропись к букварю "Хочу хорошо писать". В 4-х частях. Часть 2.  Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. под редакцией

 М.С. Соловейчик, звуковые схемы, памятка «Пишем под диктовку», памятка «Под ударением ши  с буквой и пиши».

  • дополнительные: электронное сопровождение к учебникам и тетрадям: материал для учителя. (Сайт издательства: www/kniga21vek.ru),  иллюстрации розы с шипами, сыра; карточки со словами «сыр», «шип», документ камера.

п/п

Ход урока

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Мотивация к  учебной

деятельности

Введение  темы урока

Вызвать интерес к уроку и готовность к учебной деятельности.

Постановка учебной задачи.

Урок начинается с чтения стихотворения

Прозвенел звонок для нас,
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровалась учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда,

Мы начнём урок письма.

Пропись, стр. 38

- Что изображено на картинке в верхнем левом углу?

- Рядом рассмотрите звуковую схему, какой звук надо выделить?

- Произнесите слово хором, выделите первый звук.

- Дайте характеристику звуку [ш].

- Какой буквой обозначим данный звук?

- Напечатайте.

- Какой букве будет посвящён урок?

- Тема урока «Письмо букв ш, Ш».

- Какую задачу будем решать?

Учащиеся сопровождают чтение стихотворения действиями.

Проводят частичный звуковой анализ слова «шарф», выделяют указанный звук  [ш] и совместно ставят учебную задачу урока.

II

Фиксация затруднения в учебном действии.

Создать условия для осознания темы урока.

- Рассмотрите образец буквы «ша» строчной в правом верхнем углу.

- Из каких элементов состоит буква? Сколько их?

- Обведите элементы по светлому шрифту.

- Найдите букву «ша» строчную на первой строке под картинкой.

- Откуда начинаем писать букву? Что подсказывает нам?

- Посмотрите, как нужно писать букву «ша» строчную.

1.Показ учителем на доске.

2.Письмо в воздухе под презентацию (электронное сопровождение)

3.Письмо детьми на доске под счёт.

Анализируют образец буквы, вычленяют элементы, из которых состоит буква, сравнивают выделенные элементы с указанными в прописи, проверяют умение писать их.

Наблюдают за последовательностью написания буквы.

Выполняют последовательность необходимых операций.

III

Реализация проекта

Организовать фиксацию преодоления затруднения:  

- Обведите букву «ша» строчную на поле картинки.

- Продолжите работу на первой строке под картинкой. Осуществляется помощь детям в правильном написании буквы.

- Какую букву учились писать?

- Сравните написанные буквы с образцом, подчеркните правильно написанные.

- Рассмотрите третью строку. Чему будем учиться ещё?

- Какие буквы будем присоединять к букве «ша» строчной, докажите.

- Рассмотрите четвёртую строку. Чему будем учиться сейчас?

- На что будем обращать внимание при соединении букв?

- Соедините букву «ша» строчную с другими буквами.

- Чему учились? Справились с поставленной задачей?

Самостоятельная работа под счёт.

Анализируют написание буквы в соответствии с эталоном.

Определяют и формулируют задачу этапа урока.

Используют разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирают элементы и изученные буквы для указанных соединений. Письмо комментируют.

Учатся удерживать учебную задачу до получения её результата.

Динамическая пауза

Задача: профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения.

Учащиеся выполняют физ. минутку под музыкальное сопровождение.

- Рассмотрите картинку.

- Как звали детей и что они делали?

- Какую букву надо научиться писать, чтобы записать предложение?

- Чему будем учиться сейчас?

- Рассмотрите образец буквы «ша» прописной.

- Из каких элементов она состоит? Сколько их?

Пропись, стр. 39

- Обведите элементы по светлому шрифту.

- Найдите букву «ша» прописную на первой строке.

- Откуда начинаем её писать? Что нам подсказывает?

- Посмотрите, как нужно писать букву «ша» прописную.

1.Показ учителем на доске.

2.Письмо в воздухе под презентацию (электронное сопровождение)

3.Письмо детьми на доске под счёт.

- Обведите букву «ша» прописную на поле картинки.

- Продолжите работу на первой строке. Осуществляется помощь детям в правильном написании буквы.

- Какую букву научились писать?

-Сравните написанные буквы с образцом, подчеркните правильно написанные.

- Рассмотрите третью строку. Чему будем учиться?

- Какие буквы будем присоединять? Докажите.

- Рассмотрите четвёртую строку. Чему будем учиться ещё?

- Соедините букву «ша» прописную с другими буквами самостоятельно.

- Чему учились?

Анализируют образец буквы, вычленяют элементы, из которых состоит буква, сравнивают выделенные элементы с указанными в прописи, проверяют умение писать их.

Наблюдают за последовательностью написания буквы.

Выполняют последовательность необходимых операций.

Самостоятельная работа под счёт.

Учатся удерживать учебную задачу до получения её результата.

Анализируют написание буквы в соответствии с эталоном.

Определяют и формулируют задачу этапа урока.

Используют разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирают элементы и изученные буквы для указанных соединений. Письмо комментируют. Четвёртую строку прописывают самостоятельно.

Учатся удерживать учебную задачу до получения её результата.

IV

Включение в систему знаний и повторение

Повторить и систематизировать знания по теме

- Что записано на доске? Докажите.

- Какое предложение подходит к данной схеме?

Саша и Шура гуляли.

Вот Саша и Шура.

- Найдите данное предложение в прописи; продолжим работу.

- Давайте запишем второе предложение под диктовку.

- Чему учились?

Доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной речи.

Показывают умение ориентироваться в прописи.

Работают по памятке «Письмо под диктовку».  Пишут слова и предложения под диктовку с опорой на схему, определяют и отмечают ударные и безударные гласные.

Физ. минутка

Задача: профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения.

Учащиеся выполняют физ. минутку под музыкальное сопровождение.

Отгадайте загадку

Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это … (сыр)

– Какой гласный звук в слове сыр? (Ударный.)

– Назовите его. ([ы´])

– Какой буквой его надо обозначить? (Буквой ы.)

– Обозначьте его в прописи под схемой.

– Какую работу выполняет буква ы в слове сыр? (Обозначает ударный гласный [ы´] и указывает, что букву согласного перед ней надо читать твёрдо.

Как прекрасна королева –

Королева всех цветов!

Но на стебле справа, слева –

Ну, везде полно … (шипов)

– А какой гласный звук в слове шип? (Ударный гласный [ы].)

– После какого звука он стоит в слове? Назовите его и охарактеризуйте. (Звук [ш] – согласный, твёрдый, глухой.)

– Нужно ли обозначать его твёрдость, если он и так

твёрдый?

Так какую же букву гласного нужно писать в ударном сочетании ши? (Букву и.)

– Верно, в сочетании ши под ударением пишется буква и. (Буква вписывается.)

– Потренируемся в написании ударного слога [шы´].

– Впишите это сочетание в слова, записанные серым цветом.

- Обведите и другие слоги в словах.

Проверка через документ камеру.

Используют информацию, полученную на уроке чтения.

Работают по памятке «Под ударением ши  с буквой и пиши».

Вписывают пропущенные буквы и слоги, обеспечивая соединение букв.

V

Итог урока и рефлексия

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

- Как звучала задача урока?

- Справились с поставленной задачей?

- Какие буквы научились писать?

- Какой звук они обозначают?

- Впишите буквы на нижнюю строку.

- Какое правило закрепили на уроке?

- Впишите сочетание «ши» на нижнюю строку.

- Оцените свою работу.

Учатся удерживать учебную задачу до получения её результата.

Вписывают нужные буквы и сочетание «ши» на нижнюю строку.

Оценивают выполнение  работы и подводят итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Обозначение ударного гласного буквой на письме"

Урок русскоко языка .1 класс.Безударная гласная в середине слова.Проверочные слова....

Обозначение ударных гласных в сочетании [цы].

Открытый урок по русскому языку 3 класс....

Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме

Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письмеЦели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звук...

Обозначение безударного гласного звука буквой на письме

Обозначение безударного гласного звука буквой на письме...

Обозначение ударного гласного буквой. 1 класс

Конспект урока в 1 классе "Обозначение ударного гласного буквой"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Обозначение ударного гласного буквой на письме».

Технологическая карта урока руссого языка в 1 классе по теме:«Обозначение ударного гласного буквой на письме». УМК Школа России....