Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме
Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся - определять ударную и безударную гласные; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание;
получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.
Метапредметные:
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 168.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме
Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся - определять ударную и безударную гласные; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание;
получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.
Метапредметные:
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Ход урока.
- Орг. момент.
- Проверьте всё необходимое для работы на уроке русского языка, учебник, тетрадь, письменные принадлежности
II. Актуализация знаний.
- Ребята, отгадайте загадки:
( Слайды)
У меня длинней иголки
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке.
Ветви – только на макушке. (Сосна)
Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «сосна»? Произнесите слово с ударением. Какой слог ударный? Как называется слог, на который ударение не ставится?
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа) Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «липа»? Назовите ударный слог. Какой слог безударный?
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «дуб»? Нужно ставить ударение? Почему?
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Спит под горой. (Берёза)
Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «берёза»? Произнесём слово с ударением. Назовите ударный слог. Нужно ли обозначать ударение в данном слове? Почему? Какой слог безударный?
- К какой тематике можно отнести слова, которые вы видите на слайде?
- В каких словах можно допустить ошибку при написании безударной гласной?
Сосна, берёза. (Слайд)
В данных словах есть опасные места, опасные они потому, что некоторые гласные звуки мы произносим без ударения и можно допустить ошибку например вместо «о» написать «а», вместо «е» написать «и» ! На самом деле гласным звукам очень обидно, если их обозначают другой буквой! Также как и нам было бы обидно если бы нас называли чужим именем! Несмотря на то, что их часто путают, они очень дружные, поэтому давайте напишем красиво гласные буквы вместе, а какие именно буквы мы напишем слитно, скажите мне вы!
Отгадайте загадку:
Всю ночь летает –
Мышей добывает
А станет светло
Спать летит в дупло.
- К нам на урок прилетела мудрая сова, которая очень любит русский язык и особенно, она любит делится своими знаниями, чтобы мы становились умнее и грамотнее! А какие гласные буквы есть в слове «Сова»?
Именно эти буквы мы с вами и подружим, записав их на одной строке! Прежде чем записать буквы, надо открыть тетради и записать сегодняшнее число, классная работа. Итак, с новой строки пропишем строчную букву «о» соединив её со строчной буквой «а». (Слайд)
III. Самоопределение к деятельности.
- О чём пойдёт речь на нашем занятии?
- Сегодня на уроке нам предстоит научиться искать безударный гласный в словах и подбирать слова, в которых этот гласный становиться ударным.
Запишем с новой строки слово-отгадку и обозначим ударение. К доске пойдет Лобикова Полина. Как ты запишешь слово? С новой строки , с заглавной буквы. Произнеси слово с ударением. Сколько слогов? Какой ударный? Какой безударный? Поставь, пожалуйста ударение, простым карандашом (желтым мелом), садись.
А сейчас ребята, измените слово «сова», так чтобы оно обозначало несколько. (Совы)
Филипп, запиши на доске слово совы после тире, сколько слогов? Произнеси слово с ударением, поставь ударение , назови безударный слог. Молодец , садись. А теперь сравните первый слог в слове СОВА и первый слог в слове СОВЫ. Одинаковые ли звуки в этих словах? Какой буквой обозначены эти звуки? Сделаем вывод, в ударном и безударном слогах у тех же слов пишутся одинаковые гласные буквы!
Сегодня на урок Сова прилетела не с пустыми руками, она доставила нам письмо от гласных звуков, так давай-те же прочитаем, о чем они хотят нам рассказать!
Уважаемые ребята!
Мы, безударные гласные, в словах поизносимся неотчётливо. Для проверки слово надо ставить под ударение.
В ударном слоге гласный произносится в 2 – 2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово – это поезд, то безударные слоги – это маленькие вагончики, а ударные – большой длинный вагон.
Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и пишут.
А как же быть нам, бедняжкам безударным? Мы очень обижены.
Помогите нам, друзья, ставьте нас под ударение, и мы бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучим, что правильно написать нас уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.
Физминутка А сейчас Сова приглашает нас к себе в гости, чтобы мы немного отдохнули, скажите пожалуйста а где живёт Сова? Закроем глазки и представим, что мы отправились в чудесный лес…. (Звуки леса) Ну вот нам пора возвращаться! Дорогие ребята, теперь наша задача не подвести сову и доказать, что мы получили письмо от гласных звуков и мы не будем обижать безударные звуки, а научимся делать их ударными!
IY. Работа по теме урока.
- Итак, выполним задание в электронном учебнике.
- Как можно проверить написание безударного гласного звука? Подобрать слово, в котором этот звук ударный. Как это можно сделать? Изменить слово.
- Продолжим работу в наших печатных учебниках, откройте , пожалуйста,
с. 63. Прочитайте пожалуйста вопрос, над которым мы сегодня работаем. Разберем упражнение 1. Прочитай. Скажи какую картину…..
Спиши первое предложение. В словах обозначь ударение. Где начинается первое предложение? Как можно определить конец предложения? Запишите, пожалуйста, по центру строки «упр. 1». Прежде чем, записывать слово, мы должны с Вами произнести его с ударением и выяснить какой гласный безударный, для того чтобы выделить это опасное место и не допустить в нем ошибку нужно написать гласную букву зелёным цветом.
Если Вы затрудняетесь, это сделать самостоятельно, в учебнике на стр. 134 для вас есть памятка, которая вам всегда поможет, с ней вы подробно познакомитесь дома. А сейчас для того, чтобы нам сделать это задание вместе мы с вами запомним три простых шага.
1.Произнеси слово с ударением!
2.Ударный слог – ударный гласный.
3.Безударный слог – безударный гласный.
Продолжим работу по цепочке и к доске выходит …
Прочитайте, пожалуйста, послание совы в учебнике на с. 63!
- Какие звуки называют ударными?
- Какие звуки называют безударными?
Запомните это сообщение и выучите его дома.
Y. Закрепление.
- Давайте проверим, как вы разобрались в теме. Безударные гласные прислали нам игру «Яблочки» (упражнение из электронного учебника).
- Прочитайте правила игры.
- Возьмите карточку на которой нарисована корзина с яблоками и напишите на каждом яблоке , ту букву которая должна быть в словах от 1 до 12. Обратите внимание , что яблоки пронумерованы, первое слово – яблоко под номером 1. Первое слово коза – сорвём яблоко! Напишите на яблоке № 1 букву. Проверяем! … 2. Второе слово ….Проверяем!
YI. Рефлексия.
- Если Вы выполнили работу правильно, нарисуйте красное солнышко, если вы допустили ошибки, то нарисуйте синий мячик, если вы не справились с заданием нарисуйте зелёную улитку.
YII. Подведение итогов урока.
- Какие звуки называют ударными?
- Какие звуки называют безударными?
- Как можно проверить написание безударного гласного звука? Подобрать слово, в котором этот звук ударный. Как это можно сделать? Изменить слово.
- Молодцы, урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.
Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....
Открытый урок по русскому языку. Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме.
Конспект составлен по прогрпмме "Школа России" 1 класс...
План-конспект урока по русскому языку. Тема: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком".
Комбинированный урок во 2 классе по теме "Обозначение мягкости согласного мягким знаком". Цель урока: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме....
Конспект урока по русскому языку "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"
Урок по данной теме проводятся в 1 классе при изучении раздела «Слово» и направлен на повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе...
Семинар 12.02.2015. Конспект урока по русскому языку . Тема: Упражнения в написании буквы "и" после ж и ш. Обозначение орфограммы.
Урок русского языка во 2 классе на тему «Упражнения в написании буквы "и" после ж и ш. Обозначение орфограммы.» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является ...
Конспект урока по русскому языку. Тема "Звуки [л], [л] буквы Л л"
Конспект урока по русскому языку. Тема "Звуки [л], [л] буквы Л л"...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Обозначение ударного гласного буквой на письме».
Технологическая карта урока руссого языка в 1 классе по теме:«Обозначение ударного гласного буквой на письме». УМК Школа России....