Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кулешова Алла Евгеньевна

Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме

Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся - определять ударную и безударную гласные; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные:

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx168.48 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока по русскому языку

Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме

Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся - определять ударную и безударную гласные; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные:

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Проверьте всё необходимое для работы на уроке русского языка, учебник, тетрадь, письменные принадлежности

II. Актуализация знаний.

- Ребята, отгадайте загадки:

( Слайды)

У меня длинней иголки

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке.

Ветви – только на макушке. (Сосна)

Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «сосна»? Произнесите слово с ударением. Какой слог ударный? Как называется слог, на который ударение не ставится?

 С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа) Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «липа»? Назовите ударный слог. Какой слог безударный?

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «дуб»? Нужно ставить ударение? Почему?

Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Спит под горой. (Берёза)

Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «берёза»? Произнесём слово с ударением. Назовите ударный слог. Нужно ли обозначать ударение в данном слове? Почему? Какой слог безударный?

- К какой тематике можно отнести слова, которые вы видите на слайде?

- В каких словах можно допустить ошибку при написании безударной гласной?

Сосна, берёза. (Слайд)

В данных словах есть опасные места, опасные они потому, что некоторые гласные звуки мы произносим без ударения и можно допустить ошибку например вместо «о» написать «а», вместо «е» написать «и» ! На самом деле гласным звукам очень обидно, если их обозначают другой буквой! Также как и нам было бы обидно если бы нас называли чужим именем! Несмотря на то, что их часто путают, они очень дружные, поэтому давайте напишем красиво  гласные буквы вместе, а какие именно  буквы мы напишем слитно, скажите мне вы!

Отгадайте загадку:

Всю ночь летает –

Мышей добывает

А станет светло

Спать летит в дупло.

- К нам на урок прилетела мудрая сова, которая очень любит русский язык и особенно, она любит делится своими знаниями, чтобы мы становились умнее и грамотнее! А какие гласные буквы есть в слове «Сова»?  

Именно эти буквы мы с вами и подружим, записав их на одной строке! Прежде чем записать  буквы, надо открыть тетради и записать сегодняшнее число, классная работа. Итак, с новой строки пропишем строчную букву «о» соединив её со строчной буквой «а». (Слайд)

III. Самоопределение к деятельности.

- О чём пойдёт речь на нашем занятии?

- Сегодня на уроке нам предстоит научиться искать безударный гласный в словах и подбирать слова, в которых этот гласный становиться ударным.

Запишем с новой строки слово-отгадку и обозначим ударение. К доске пойдет Лобикова Полина. Как ты запишешь слово?  С новой строки , с заглавной буквы. Произнеси слово с ударением. Сколько слогов? Какой ударный? Какой безударный? Поставь, пожалуйста ударение, простым карандашом (желтым мелом), садись.

А сейчас ребята, измените слово «сова», так чтобы оно обозначало несколько. (Совы)

Филипп, запиши на доске слово совы после тире, сколько слогов? Произнеси слово с ударением, поставь ударение , назови безударный слог. Молодец , садись. А теперь сравните первый слог в слове СОВА и первый слог в слове СОВЫ. Одинаковые ли звуки в этих словах? Какой буквой обозначены эти звуки? Сделаем вывод, в ударном и безударном слогах у тех же слов пишутся одинаковые гласные буквы!

Сегодня на урок Сова прилетела не с пустыми руками, она доставила нам письмо от гласных звуков, так давай-те же прочитаем, о чем они хотят нам рассказать!

Уважаемые ребята!

Мы, безударные гласные, в словах поизносимся неотчётливо. Для проверки слово надо ставить под ударение.

В ударном слоге гласный произносится в 2 – 2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово – это поезд, то безударные слоги – это маленькие вагончики, а ударные – большой длинный вагон.

Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и пишут.

А как же быть нам, бедняжкам безударным? Мы очень обижены.

Помогите нам, друзья, ставьте нас под ударение, и мы бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучим, что правильно написать нас уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

 

Физминутка   А сейчас Сова приглашает нас к себе в гости, чтобы мы  немного отдохнули, скажите пожалуйста а где живёт Сова? Закроем глазки и представим, что мы  отправились  в чудесный лес…. (Звуки леса) Ну вот нам пора возвращаться! Дорогие ребята, теперь наша задача не подвести сову и доказать, что мы получили письмо от гласных звуков и мы не будем обижать безударные звуки, а научимся делать их ударными!

IY. Работа по теме урока.

- Итак, выполним задание в  электронном учебнике.

- Как можно проверить написание безударного гласного звука? Подобрать слово, в котором этот звук ударный. Как это можно сделать? Изменить слово.

- Продолжим работу в наших печатных учебниках, откройте , пожалуйста,

с. 63. Прочитайте пожалуйста вопрос, над которым мы сегодня работаем. Разберем упражнение 1. Прочитай. Скажи какую картину…..

Спиши первое предложение. В словах обозначь ударение. Где начинается первое предложение? Как можно определить конец предложения? Запишите, пожалуйста, по центру строки  «упр. 1». Прежде чем, записывать слово, мы должны с Вами произнести его с ударением и выяснить какой гласный безударный, для того чтобы выделить это опасное место и не допустить в нем ошибку нужно написать гласную букву зелёным цветом.

Если Вы затрудняетесь, это сделать самостоятельно, в учебнике на стр. 134 для вас есть памятка, которая вам всегда поможет, с ней вы подробно познакомитесь дома. А сейчас для того, чтобы нам сделать это задание вместе мы с вами запомним три простых шага.

 

1.Произнеси слово с ударением!

2.Ударный слог – ударный гласный.

3.Безударный слог – безударный гласный.

Продолжим работу по цепочке и к доске выходит …

Прочитайте, пожалуйста, послание совы в учебнике на с. 63!

- Какие звуки называют ударными?

- Какие звуки называют безударными?

Запомните это сообщение и выучите его дома.

Y. Закрепление.

- Давайте проверим, как вы разобрались в теме. Безударные гласные прислали нам игру «Яблочки» (упражнение из электронного учебника).

- Прочитайте правила игры.

- Возьмите карточку на которой нарисована корзина с  яблоками  и напишите на каждом яблоке , ту букву которая должна быть в словах от 1 до 12. Обратите внимание , что яблоки пронумерованы, первое слово – яблоко под номером 1. Первое слово коза – сорвём яблоко! Напишите на яблоке № 1 букву. Проверяем! … 2. Второе слово ….Проверяем!

YI. Рефлексия.

- Если Вы выполнили работу правильно, нарисуйте красное солнышко, если вы допустили ошибки, то нарисуйте синий мячик, если вы не справились с заданием нарисуйте зелёную улитку.

YII. Подведение итогов урока.

- Какие звуки называют ударными?

- Какие звуки называют безударными?

- Как можно проверить написание безударного гласного звука? Подобрать слово, в котором этот звук ударный. Как это можно сделать? Изменить слово.

- Молодцы, урок окончен!

http://montessoriself.ru/wp-content/uploads/2014/09/yabloki-raskraska.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

План-конспект урока по русскому языку. Тема: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком".

Комбинированный урок во 2 классе по теме "Обозначение мягкости согласного мягким знаком". Цель урока: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме....

Конспект урока по русскому языку "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"

Урок по данной теме проводятся в 1 классе при изучении раздела «Слово» и направлен на повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе...

Семинар 12.02.2015. Конспект урока по русскому языку . Тема: Упражнения в написании буквы "и" после ж и ш. Обозначение орфограммы.

Урок русского языка во 2 классе на тему «Упражнения в написании буквы "и"  после ж и ш. Обозначение орфограммы.» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является ...

Конспект урока по русскому языку. Тема "Звуки [л], [л] буквы Л л"

Конспект урока по русскому языку. Тема "Звуки [л], [л] буквы Л л"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Обозначение ударного гласного буквой на письме».

Технологическая карта урока руссого языка в 1 классе по теме:«Обозначение ударного гласного буквой на письме». УМК Школа России....