Практика. Формирование методических компетенций. 1 день.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Шашкина Елена Алексеевна

Данный материал представляет собой технологическую карту с указанием педагогических технологий, которые планируется применять при проведении урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx470.51 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Ф.И.О. студента: Шашкина Елена Алексеевна

Тема урока: «Лексическое значение слова»

Класс: 3 «В»

Цель урока: формирование умения определять лексическое значение слова

Задачи урока:

  • Дидактическая: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, работать с толковым словарём;
  • Развивающая: развить орфографическую зоркость;
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества, умение слушать окружающих;

Ресурсы урока: учебник «Русский язык»  3 класс, 1 часть Канакина, Горецкий, компьютер, проектор, экран.

Педагогические технологии:

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи

 этапов

урока

Методы и

 приёмы

работы, технология

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

организации учебной

деятельности

(Ф -фронтальная,

И- индивидуальная,

П- парная,

Г- групповая

Дидактические

 средства,

интерактивное

обучение

Формы

контроля,

взаимоконтроля

и

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П- познавательные,

Р- регулятивные,

К- коммуникативные)

Личностные

1. Организационный этап

1-2 мин.

Создать условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность.

Словесные и практические методы, приём - толкование действий, выполнение действий.

Игровая технология.

- Здравствуйте.

Сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед назад.

- Здравствуйте!

Повторяют движения за учителем.

Ф

включенность в учебную деятельность;

2. Этап актуализации знаний.

3-4 мин.

Повторить изученный материал для закрепления полученных знаний.

Словесные и наглядные методы, приёмы – диалог, демонстрация экрана.

Обучение на основе «учебных ситуаций»; информационные и коммуникационные технологии.

- Давайте вспомним, что же такое предложение?

- Верно, теперь давайте мы с вами вспомним, из чего они состоят?

- Верно. Мы с вами изображали часы. Какое значение имеет это слово?

- Сколько значений может иметь это слово – 1 или несколько?

- Верно, часы могут иметь несколько значений: прибор для измерения времени или единица измерения времени.

- Предложение – слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

- Предложения состоят из слов.

Называют свои варианты.

- Несколько.

Ф

Экран, компьютер, проектор.

Текущий контроль

П: умение ориентироваться в своей системе

знаний.

К: умение

оформлять свои мысли в форме речевого

высказывания.

Р:  выполнение учебного действия.

3. Формулировка темы и цели

2-3 мин.

Сформулировать цель и задачи урока.

Словесные методы, приём – диалог.

Обучение на основе «учебных ситуаций», информационные и коммуникационные технологии.

- Посмотрите на слайд и прочитайте слова и объясните, что значит каждое из них по следующему алгоритму:

1. Читаете слово

2. Объясняете его значение.

(слова: дом, мышь, город, свет, дерево, жеребёнок, ветер)

- Давайте предположим, какая тема нашего сегодняшнего урока?

 

- Полное название сегодняшней темы прочитайте на слайде.(слайд 1)

Выполняют задание.

Называют свои ответы.

Читают название темы занятия.

Ф

Текущий контроль

Р: сохранение

учебной задачи.

4. Первичное усвоение новых знаний

10- 14 мин

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока.

Словесные, наглядные и практические методы, приёмы – диалог, демонстрация экрана, чтение, запись в тетради.

Обучение на основе «учебных ситуаций», информационные и коммуникационные технологии.

- Откройте учебник на странице 40. Прочитайте текст в упражнении 64.

- Скажите, о чём вы прочитали?

- Верно. Теперь откройте тетрадь и запишите число, классная работа.

- Запишите в тетради выделенные слова из упражнения.

- Подумайте, что такое «лексическое значение»?

- Скажите, какие лексические значения имеют слова, что вы записали?

- Рассмотрите схему на слайде. (Приложение1)

- Назовите однозначные и многозначные слова по этой схеме.

- Теперь запишите в тетради по 3 слова: 1 вариант - однозначные, 2 вариант – многозначные.

Прочитайте свои слова по цепочке.

Читают текст.

- Этот текст о словах, о разнообразии слов.

Записывать число, классная работа.

Выполняют задание.

- Лексическое значение – это то, что обозначает слово.

Называют ответы.

Называют слова.

Выполняют задание.

Читают слова.

Ф, И

Учебник, экран, компьютер, проектор.

Текущий контроль

П:развитие

мышления, внимания, культуры речи.

Р: принятие и

сохранение учебной задачи; умение

определять и формулировать цель урока;

умение

одновременно удерживать несколько

видов деятельности: двигательную,

речевую, мыслительную.

К: умение работать с учебником.

сохранение мотивации к получению

знаний

5. Физминутка

2-3 мин

Сменить деятельность, снять усталость и напряжение.

Словесные, наглядные и практические методы, приёмы - выполнение действий с помощью слов.

Игровая технология.

А теперь вам необходимо применить свои знания на практике. Если вы слышите однозначное слово – хлопайте 1 раз, если многозначное – щёлкайте пальцами.

(Это правило выводится на слайде)

Слова для упражнения: кисть, арбуз, осень, тетрадь, пальто, лисички, компьютер, труба.

Выполняют действия.

Ф

Р: осуществление пошагового выполнения действий

Осуществление самоконтроля действий по образцу

6. Первичное закрепление

12-13 мин

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока.

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Развить умение наблюдать, сравнивать объекты, самостоятельно оценивать результаты работы и корректировать свою деятельность.

Словесные, наглядные методы, приёмы – диалог, работа с учебником, запись в тетрадь, работа по карточкам.

Обучение на основе «учебных ситуаций», информационные и коммуникационные технологии; технология дифференцирования.

- Вернёмся к нашей схеме.(Приложение1)

Вы видите слова «синонимы» и «антонимы». Прочитайте, что написано в скобках об этих словах.

- Теперь приведите мне примеры синонимов, антонимов.

- Теперь вам необходимо разделиться на группы и выполнить задания на карточках. Для деления по группам я раздам каждому из вас кусочек пазла, на котором будет написан номер вашей группы. На распределение по своим группам вам даётся 1 минута.(Если в дистанционном формате, то каждый выполняет работу самостоятельно, но дети распределены по группам учителем)

Раздаёт по группам карточки(Приложение2) и толковые словари(в дистанционном формате на слайдах меняются страницы из толкового словаря, где детям нужно найти слои слова)

- Вам нужно найти в словаре значение тех слов, что даны вашей группе. В карточку впишите ответ. На выполнение этого задания вам даётся 7 минут.

- Теперь проверяем ваши ответы.

- Хорошо, теперь запишите свои фамилии на карточке и сдайте их мне (напишите в чат свою фамилию и количество верных ответов)

Читают.

Называют свои варианты.

Делятся на группы( или же просто слушают инструкцию учителя).

Выполняют задание.

По очереди дети в группах называют ответы.

Выполняют задание.

Ф, Г или И.

Учебник, экран, компьютер, проектор, кусочек пазла, карточки.

Текущий контроль, самоконтроль.

П:развитие

мышления, внимания, культуры речи.

Р: принятие и

сохранение учебной задачи; умение

определять и формулировать цель урока;

умение

одновременно удерживать несколько

видов деятельности: двигательную,

речевую, мыслительную.

К: умение работать с учебником.

сохранение мотивации к получению

знаний

7. Домашнее задание

1-2 мин

Понимать содержание домашнего задания.

Словесные методы, приёмы – диалог.

Обучение на основе «учебных ситуаций».

- На этом наш урок подходит к концу. Дома вам будет необходимо выполнить упражнение №66. В этом упражнении вам нужно списать вторую часть текста, определить лексическое значение слова «роса», и выбрать любое слово из текста, выписать его и обозначить лексическое значение, отметить – многозначное это слово или однозначное. Всё ли вам ясно по домашнему заданию?

- Да/нет.

Ф

П:развитие

мышления, речи, внимания

К: используют в общении правила

вежливости

8. Подведение итогов

1-2 мин

Научиться давать оценку успешности достижения цели.

Словесные методы, приёмы – диалог.

Обучение на основе «учебных ситуаций».

- Вы сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали?

- Какую цель мы ставили на сегодняшнем занятии и смогли её достичь?

Отвечают.

- формирование умения определять лексическое значение слова.

Ф

Текущий контроль

Р: осуществляют самоконтроль.

К: используют в общении правила

вежливости

9. Рефлексия

2-3 мин

Уметь проводить самооценивание.

Словесные и практические методы, приёмы – диалог, выполнение действий.

Обучение на основе «учебных ситуаций».

- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке от 1 до 10 и покажите количеством пальцев.

Оцените то, как вы поняли сегодняшнюю тему так же, от 1 до 10, показав на пальцах.

Оцените свой интерес к этой теме тем же способом.

- Хорошо, на этом урок окончен, до свидания!

Оценивают свою работу, понимание и интерес к теме.

- До свидания!

Ф

 

Текущий контроль

Р: осуществляют самоконтроль.

К: используют в общении правила

вежливости

Приложение1

Приложение2

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

  1. Абзац
  2. Галактика
  3. Ибис
  4. Кабачок
  5. Оазис

  1. Абажур
  2. Галоши
  3. Ива
  4. Кабинет
  5. Обед
  1. Абрикос
  2. Галактика
  3. Игла
  4. Кавалерия
  5. Обезьяна
  1. Абсурд
  2. Галстук
  3. Иго
  4. Казак
  5. Обида


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика. Формирование методических компетенций 2 - 3 день

В данном выступлении  рассмотрены условия, позволяющие сформировать положительное отношение детей к учебе....

Практика. Формирование методических компетенций. 5 день

Роль спорта в школе и здоровье детей...

Практика. Формирование методических компетенций. 2-3 день (сообщение-выступление с презентационным материалом)

Сообщение-выступление "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика" с презентационным материалом...

Практика. Формирование методических компетенций 4 день

Кроссворд по окружаюшему миру на тему "Красная книга МСОП" для 4 класса.. Данный кроссворд отлично помогает для закрепления полученных знаний. Анимация, представленная в презентации, являетс...

Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья. Практика "Формирование методических компетенций 5 день"

Статья на тему "Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья"....

Викторина по окружающему миру. Практика "Формирование методических компетенций 4 день"

Викторина по окружающему миру для 4 класс "Символы России"...