Практика. Формирование методических компетенций. 2-3 день (сообщение-выступление с презентационным материалом)
статья
Сообщение-выступление "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика" с презентационным материалом
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика
Автор: Изотова Анастасия Валерьевна
ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
Учитель начальных классов
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью».
Лев Николаевич Толстой
Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Вопросам ее развития у школьников посвящены труды многих ученых-педагогов (Л. М. Аристовой, М. А. Данилова, П. И. Пидкасистого, Г. И. Щукиной и др.).
В традиционном обучении учитель является «транслятором», так называемым передатчиком информации, формулирует учебные задачи и сам предлагает варианты ответов на них, и при этом ученик перестает активно мыслить, размышлять, ему ничего не остается, кроме как запоминать материал, повторить его и тренировать навыки путем решения упражнений. Во время такой работы от ребенка не требуется активная, полноценная мыслительная деятельность, которая так необходима для творческого усвоения знаний, вследствие чего через несколько лет ученики становятся безынициативными, пассивными в интеллектуальной сфере, и они не в состоянии самостоятельно выполнить шаги в процессе изучения и усвоения материала. При этом основная задача обучения – научить ребенка учиться, сохранение и развитие познавательной потребности учащихся не выполняется. Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности, является проблемное обучение, особенно в начальной школе.
Рассматривая проблемное обучение с точки зрения умственного развития, можно сказать, что это обучение, при котором учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем самостоятельного исследования.
Создание проблемных ситуаций – это наиболее благоприятное условие для развития у детей умения преодолевать трудности. Применение проблемных ситуаций на уроках благоприятно влияет на общее развитие учащихся. Процесс проблемного обучения младших школьников привлекает внимание многих педагогов и психологов, так как в проблемном обучении происходит развитие подготовительной активности ребенка. Противоречие, возникающее в силу нехватки знаний для решения проблемы, очень просто разрешить, раздобыв новые знания в процессе активной мыслительной деятельности.
С помощью проблемного изложения материала решаются многие педагогические задачи:
- самостоятельный поиск новой информации;
- самостоятельная работа с учебником;
- овладение навыком решения задачи;
- воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
- развитие личностных качеств;
- прочность усвоения знаний, так как путем поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала;
- решение проблемы психологического комфорта на уроках.
Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таких способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление.
Пример проблемной ситуации, которую можно создать на уроке математики:
Тема «Конкретный смысл действия умножения».
Учитель: Рассмотрите выражение. Выполните вычисления. 3+3+3+3 (Дети выполняют вычисления и получают 12).
-А теперь решите задачу. На одну рубашку пришивают 7 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 36 рубашек? (Дети понимают, что не могут решить задачу, т.к. сложно 7 сложить 36 раз).
-Какой у вас возникает вопрос? (Как можно решить такую задачу, не складывая семь 36 раз?)
-Сегодня на уроке мы и познакомимся, как можно складывать одинаковые слагаемые? И как в математике называется сложение одинаковых слагаемых?
Список использованных источников
2. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanie-tehnologii-problemno/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Лев Николаевич Толстой
Традиционное обучение Действия учителя Действия ученика 1. Информирует о новых знаниях. 1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. 2. Организует осмысление учебной информации. 2. Осмысливает понимание учебного материала. 3. Организует обобщение знаний. 3. Обобщает усвоенный материал. 4. Организует закрепление учебного материала. 4. Закрепляет изученное путём повторения. 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения. 5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и др.
Проблемное обучение Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение Действия учителя Действия ученика 1. Создаёт проблемную ситуацию. 1. Осознаёт противоречия в изучаемом явлении. 2. Организует размышления над проблемой и её формулировкой. 2. Формулирует проблему. 3. Организует поиск гипотезы предположительного объяснения обнаруженных противоречий. 3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления. 4. Организует проверку гипотезы. 4. Проверяет гипотезы в эксперименте , решении задач, анализе и т. д. 5. Организует обобщение результатов, применение полученных знаний. 5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.
С помощью проблемного изложения материала решаются многие педагогические задачи: самостоятельный поиск новой информации; самостоятельная работа с учебником; овладение навыком решения задачи; воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству; развитие личностных качеств; прочность усвоения знаний, так как путем поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала; решение проблемы психологического комфорта на уроках.
Пример проблемной ситуации на уроке математики Тема «Конкретный смысл действия умножения » Учитель : Рассмотрите выражение: 3+3+3+3. Выполните вычисления (Дети выполняют вычисления и получают 12). - А теперь решите задачу. На одну рубашку пришивают 7 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 36 рубашек? (Дети понимают, что не могут решить задачу, т.к. сложно 7 сложить 36 раз). - Какой у вас возникает вопрос? (Как можно решить такую задачу, не складывая семь 36 раз?) - Сегодня на уроке мы и познакомимся, как можно складывать одинаковые слагаемые? И как в математике называется сложение одинаковых слагаемых?
Список использованных источников 1. https:// infourok.ru/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-sbornik-problemnyh-situacij-dlya-urokov-matematiki-okruzhayushego-mira-russkogo-yazyka-v-nach-4304959.html 2. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanie-tehnologii-problemno / 3. https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/10/11/problemnoe-obuchenie-v-nachalnoy-shkole
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика. Формирование методических компетенций 2 - 3 день
В данном выступлении рассмотрены условия, позволяющие сформировать положительное отношение детей к учебе....
Выступление на тему "Решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления ученика". Практика "Формирование методических компетенций 2 – 3 день»
Данный материал предназначен для учителей начальных классов...
Практика. Формирование методических компетенций 2-3 день.
Познавательные и интересные задания для детей, развивающие функциональную грамотность на уроках математики в начальной школе....
Практика. Формирование методических компетенций 2-3 день.
Как формировать орфографическую зоркость? Какие основные этапы в формировании орфографической зоркости? В данной работе, вы не только получите ответы на вопроы, но и сможете пополнить свою методическу...
Практика. Формирование методических компетенций. 2-3 день (сообщение-выступление с презентационным материалом)
Сообщение на МО школы учителя начальных классов на тему "Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика"...
«Практика. Формирование методических компетенций 2 – 3 день»
laquo;Практика. Формирование методических компетенций 2 – 3 день»...
Практика. Формирование методических компетенций. 2-3 день.
Данный материал представляет собой сообщение и презентацию на тему: "Создание интерактивных игр для учащихся в начальной школе"....