Технологическая карта по русскому языку на тему "Правописание суффиксов глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта по русскому языку на тему "Правописание суффиксов глаголов" разработана для учащихся 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. студента Перетокина Татьяна Юрьевна
Тема урока: правописание суффиксов глаголов
Класс: 4А
Цель урока: формирование умения правильного написания суффиксов глаголов в форме 1-го лица единственного числа.
Задачи урока:
Дидактические:
- научить различать суффиксы –ыва-/-ива- и –ова-/-ева-;
- научить писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.
Развивающие:
- развивать внимательность, письменную и устную речь, память, самостоятельность;
- развивать у учащихся умение выделять главное, мыслить логически.
Воспитательные:
- воспитывать учебную активность, стремление достигать поставленную цель, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.
Ресурсы урока: учебник Иванов 4 класс, презентация, раздаточный материал (самостоятельная работа).
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные (Л-личностные, Р-регулятивные, П-познавательные, К-коммуникативные) | Личностные | |||||||||||||||
1.Организационный этап. | Создание положительного настроя на урок. | Словесный, беседа | Приветствует учащихся. Озвучивает девиз урока. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Слушают девиз. | Ф | - | Самоконтроль | - | Готовность слушать собеседника и вести диалог Л: освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего смысла образовательного маршрута. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Выявление темы и цели урока. | Словесный метод. Беседа. Наглядный метод. | Обращает внимание учащихся на начальную форму глаголов и форму настоящего времени 1-го лица ед.числа. Предлагает найти особенность. Наводящими вопросами подводит учащихся к теме и цели урока. | Внимательно смотрят на глаголы. Определяют особенность. Выделяют суффиксы. Формулируют тему и цель урока. | Ф | - | Самоконтроль, взаимоконтроль. | - | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | |||||||
3. Актуализация знаний. | Подготовка мышления учащихся. | Словесный, беседа. Практический метод. Упражнение | Интересуется у детей, что им уже известно про глагол. Проводит орфографическую минутку. (приложение 3) | Отвечают на вопросы про глагол. Внимательно слушают учителя и смотрят на доску. Определяют, из какой сказки взят данный отрывок. Объясняют орфограммы. Осуществляют синтаксический разбор предложения. Находят глаголы и определяют их время. | Ф | Презентация. | Самоконтроль, взаимоконтроль. | Закрепить знаний про глагол. Повторить орфограммы. | Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои слова и поступки. | |||||||
4. Первичное усвоение новых знаний. Здоровье сберегающие технологии. | Изучение нового материала. | Словесный метод. Объяснение. | Направляет внимание учащихся на правило из учебника. Предлагает выполнить 1 упражнение в учебнике. Объясняет, как выполнить задание, осуществляет работу по цепочке. Предлагает выполнить 2 упражнение. Проведение физминутки. (приложение 4). | Записывают число, классная работа. Открывают учебники. Анализируют правило из учебника. Стараются его запомнить. Применяют полученные сведений из правила для решения 1 и 2 заданий. | Ф, И. | Учебник | Самоконтроль | Определяют какие суффиксы глаголов изменяются/не изменяются при переходе в форму 1-го лица единственного числа. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |||||||
5. Первичная проверка понимания. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Проверить степень усвоение учащимися нового материала. | Практический метод. Упражнения. | Предлагает выполнить 3 упражнение в паре. Даёт установку на выполнение задания. | Выполняют 3 упражнение в паре. Внимательно слушают учителя. Определяют орфограммы из 4 упражнения. Записывают текст под диктовку учителя. | И, П. | учебник. | Самоконтроль, взаимоконтроль. | Применять полученные знания при выполнении упражнения. Знать орфограммы. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |||||||
6. Первичное закрепление. | Закрепление изученного материала. | Самостоятельная работа. Практический метод. | Проводит самостоятельную работу. | Выполняют самостоятельную работу. | И | Раздаточный материал | Самоконтроль. | Уметь различать суффиксы –ева-/-ова- и | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |||||||
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Объяснение домашней работы. | Словесный метод. Объяснение. | Озвучивает и записывает домашнюю работу на доске. Домашняя работа: упражнение 5, правило. Предлагает учащимся обратиться в учебник и разобраться, понятно ли им задание. | Слушают учителя. Записывают домашнее задание в дневник. | Ф | - | - | ||||||||||
8) Рефлексия (подведение итогов занятия). | Подведение итогов урока. | Словесный метод. Беседа | Предлагает детям проанализировать урок: какую цель ставили, достигли ли её, что нового узнали и т.д. (Приложение 7). | Анализируют урок. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свои достижения во время урока на лесенке успеха. | Ф | - | Самоконтроль, взаимоконтроль. | - | Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Приложение 1:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать на этом уроке. Девизом нашего урока будет высказывание известного ученого Ал-Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Поэтому не забывайте. К знаниям нужно стремиться.
Приложение 2:
Посмотрите на доске. Какая часть речь представлена?
Сравните начальную форму глаголов и форму настоящего времени 1-го лица единственного числа в первой и второй группах. Какую особенность тебе удалось заметить?
- Обратите внимание на суффиксы.
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Какую цель мы перед собой поставим?
Приложение 3:
- Что такое глагол?
- Что вы знаете про глагол?
Орфографическая минутка:
Вет…р на море гуляет
И кораблик подг…няет.
Он б…жит себе в в…лнах
На раздутых п…русах.
- Из какой сказки этот отрывок? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»).
- Обратите внимание на слова, в которых пропущены буквы. Какая орфограмма в этих словах? (безударная гласная проверяемая ударением).
- Определите какие необходимо поставить буквы с объяснением.
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. (повест., невосклиц., грамм.основа ветер гуляет, подгоняет, распр., есть однородные члены).
- Найдите глаголы и определите их время.
Приложение 4:
- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Открываем учебники.
Суффикс –ыва-/-ива- в форме 1-го лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1-го лица единственного числа превращается в суффикс –у-/-ю-.
- Прочитайте это правило про себя и постарайтесь его запомнить. Кто желает попробовать рассказать мне правило, поднимайте руку.
- Для того,что закрепить это правило выполним упражнение 1. Вам необходимо списать слова, заполнить пропуски и обозначить суффиксы. (работа осуществляется по цепочке).
- Во 2 упражнении вам необходимо записать пары слов: начальная форма глагола – форма 1-го лица единственного числа. Не забывайте подчеркивать суффиксы.
Осуществляется проверка задания
Проведение физминутки.
Приложение 5:
- 3 упражнение мы будем выполнять в паре. Вам необходимо распределить слова по группам в зависимости от суффикса глагола. Рядом с каждым словом запиши его начальную форму. Сколько у нас будет групп? Какие суффиксы нам будут встречаться?
- Распределитесь, кто из участников пары будет записывать слова в одну группу, а кто в другую.
- Вам попадутся слова, которые не подойдут ни в одну, ни в другую группу.
- Посмотри внимательно на 4 упражнение. Сейчас мы прочитаем текст, в выделенных словах нужно объяснить орфограмму. Приготовься к письму под диктовку.
Письмо под диктовку.
Приложение 6:
Самостоятельная работа:
1) Какие суффиксы глаголов не изменяются?
2) Какие суффиксы глаголов изменяются?(на какие суффиксы они меняются)
3) Найди ошибку в паре слов : советывать - советую, разговариваю – разговариваешь, выплачивать – выплачиваю, горевать – горую.
4) Поставь слова в форму 1-го лица единственного числа: выращивать, шифровать, настаивать, записывать, танцевать, приклеивать.
5) Заполни пропуски в правиле: суффикс … в форме 1-го лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс …. 1-го лица в единственном числе превращается в суффикс ….
6) Приведи 3 примера глаголов с суффиксом –ова-/-ева и 3 примера глаголов с суффиксом –ива-/-ыва-. Выдели суффиксы в словах.
Приложение 7:
Открываем учебники, смотрим на упражнение 5. Это задание будет вашей домашней работой. Вам необходимо определить спряжение глаголов, в безударных окончаниях которых пропущены буквы. Спишите их, вставьте пропущенные буквы, замени транскрипцию буквенной записью.
Также вам необходимо выучить правило.
Приложение 8:
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Мы её достигли?
- С помощью чего мы шли к достижению нашей цели?
- У вас возникали трудности?
- Какой вывод по уроку мы сделаем?
Рефлексия «Лесенка успеха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-104854-1434839648.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-»
Урок отработки умений и рефлексии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/01/picture-475223-1409571840.jpg)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-503638-1445443962.jpg)
Технологическая карта по русскому языку. Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс "Школа 2100"
Технологическая карта по теме: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Для 2 класса.Технологическая карта развернутая, написана по всем требованиям ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/03/picture-453787-1401821452.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Суффикс" 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-1380569-1643640622.jpg)
Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Суффикс", УМК "Перспектива".
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия «суффикс» как части слова; умения определять суффикс в слове.Задачи урока:Дидактические:1) Познакомить с по...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/16/picture-1444570-1671216852.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/24/picture-1424994-1732442200.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме «Суффикс» - 3 класс
Тема урока «Суффикс» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о суффиксе и его словообразовательной роли, умение находить суффикс в словах...