Русский язык 3 класс "школа России" по теме: Равитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины, знакомства с историей создания картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка - квакушка»,  способствовать развитию умения подбирать подходящие для описания картины слова, словосочетания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_ivan_tsarevich.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка»».

Цель урока: создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины; создать условия для знакомства с историей создания картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка - квакушка»; способствовать развитию умения подбирать подходящие для описания картины слова, словосочетания.

Планируемые результаты:

Предметные: определяют тему и главную мысль картины; составляют план текста.

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность
и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно делают несложные выводы.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: проявляют активность и стремление высказывать свою точку зрения.

Средства обучения: учебник  «Русский язык» 3 класс Горецкий 2 часть, раздаточный материал, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мобилизующая часть

Приветствие

- Настал новый день, полный удивительных, ярких, а может и неожиданных впечатлений, и открытий. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. А теперь вдохните в себя свежесть зимнего ветра, голубизну и ширь бескрайнего неба, тепло солнечных лучей.

Приветствуют учителя.

II. Определение темы и целей урока.

Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Лёши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте.

-Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся?  (в сказку).

-А поможет нам попасть в сказку художник- иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

- Ребята, может кто – то из вас слышал где – то про этого художника? (на уроке литературного чтения, когда читали  «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника)

-Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, нужно  отгадать загадку:

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей
?  (лягушка,  из  сказки  «Царевна-лягушка»)

- Ребята, кто из вас догадался, какая тема нашего урока?

- Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по репродукции картины Ивана Яковлевича Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка».

- Какие цели мы поставим на урок?

Рассматривают .

Узнают название картины.

Называют тему урока, формулируют цели.

III. Рассказ об авторе картины

-Давайте  сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём.

...Жил-был художник. Звали его Иван Яковлевич Билибин. Он родился 4 августа 1876 года в с. Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача.

Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством.
Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.

Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским сказкам, а именно: «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».

Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство. Умер Билибин  в Ленинграде во время блокады  7 февраля 1942 года.

Слушают рассказ об авторе картины.

IV. Беседа по картине

1. Беседа по содержанию сказки.

- Перед  тем, как начать работу над сочинением, вспомните  содержание сказки «Царевна - лягушка».

- Рассмотрите все иллюстрации к этой  сказке и расположите их  в правильной  последовательности.

2. Работа по картине.

-Рассмотрите более внимательно репродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника.

-Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.

-Прочитайте отрывок из сказки на слайде

 «Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела - никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит».

-Чем интересна картина? Поделитесь своими впечатлениями.

- Опишите место, где происходит действие.

-Как попал сюда Иван-царевич?

-Можно ли догадаться, что это царский сын? - Опишите одежду Ивана-царевича.

(длинный (народный русский) кафтан, подпоясан  кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит  лук…)

- Кого Иван – царевич увидел перед собой? (лягушку)

- Как выглядит лягушка?

-Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича? (удивлён, смотрит с грустью, опечален…)

- Почему? (потому что он ожидал, что его стрела, попадёт к какой – ни будь царевне, а не к лягушке.)

- Опишите лягушку(маленькая, зелёная, совсем не красавица, держит стрелу в лапах, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать…)

- Какой стоит день? Какие краски выбрал художник для написания этой картины?( яркие краски,  много света.)  

 - Посмотрите внимательно, чем необычна эта картина? (похожа на  причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами.)

Беседуют с учителем по картине.

V. Словарно – стилистическая работа по теме урока

1. Стилистическая работа 

- У вас на столах лежат карточки. Ваша задача прочитать данные слова и выражения, которые записаны на них и объяснить, как вы понимаете их.

Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.

Лесная глушь – нерасчищенный лес вдалеке от населённых мест.

Подпоясан кушаком – обвязан поясом

Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся в определенном порядке элементов.

2. Словарная работа

- Рассмотрите слова, которые написаны на следующей карточке под номером 2. Вставьте пропущенные буквы: ска…ка (з), увид…л (е), б…лото (о), рус…кий (с), уд…влен (и).

Выполняют словарно – стилистическую работу.

VI. Знакомство с планом  сочинения

- Какие виды текста вы знаете?  (текст - повествование, текст – рассуждение, текст – описание)

- Какой текст  у нас должен получиться сегодня? (текст-описание)

- Почему?

- Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? (какой? Какая?...)

- Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение)

- Составим план сочинения.

- О чём будете писать во вступительной части?  (Какая картина перед нами; куда отправился Иван-царевич и т. д.)

-Как можно озаглавить эту  часть?

- Что вы будете описывать в основной части сочинения? (Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины, настроение картины)

- На сколько пунктов  вы бы разделили основную часть? (можно на две:  описание  главных героев и описание красок картины)

- Как можно озаглавить эти части?  (запись на доску)

- Чем закончите сочинение?  (можно выразить своё отношение к картине)

- Как озаглавите последнюю часть? (запись на доску)

Примерный план:

  1. Художник и его картина.
  2. Иван-царевич и лягушка-квакушка. (Описание места действия и внешнего вида героев картины)
  3. Цвет и настроение картины. Моё отношение к картине.

Знакомятся с планом сочинения.

Составляют устные высказывания по картине, беседуют с учителем, слушают варианты написания сочинения.

VII.Написание сочинения

-  Напишите сочинение на черновик и отредактируйте его.

Пишут первый вариант сочинения, редактируют его.

VIII. Написание окончательного сочинения.

- Откройте свои тетради, запишите сочинение, которое вы составили по данной картине. При написании пользуйтесь опорными словами, которые лежат у вас на парте.

Пишут окончательный вариант сочинения.

IX. Анализ творческих работ

- Кто желает прочитать своё сочинение?

(Учитель спрашивает 2-3 человек)

Слушают работы своих одноклассников.

X. Итог урока

- Ребята, вот и подошёл наш урок к

 концу.

- С какой картиной мы с вами сегодня познакомились?

- Как художник создавал эту картину?

Отвечают на вопросы учителя.

XI. Рефлексия

- Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

Заканчивают предложения.

Приложение 1

Словарная работа

- Рассмотрите слова, вставьте пропущенные буквы: ска…ка , увид…л , б…лото , рус…кий , уд…влен.

Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.

Лесная глушь – нерасчищенный лес вдалеке от населённых мест.

Подпоясан кушаком – обвязан поясом

Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся в определенном порядке элементов.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Технологическая карта урока русского языка 3 класса.Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)Познакомить с жизнью и творчеством И. Я. Бил...

СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. Я. БИЛИБИНА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И ЛЯГУШКА-КВАКУШКА»

Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)...

Конспект урока по русскому языку по теме:"Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка"

"Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка"...

Обучающее сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Технологическая карта урока русского языка. УМК "Школа России"Обучение составлению текста на заданную тему, следуя структуре текста, последовательности в  его изложении, устанавливая св...