Русский язык 3 класс "школа России" по теме: Равитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины, знакомства с историей создания картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка - квакушка», способствовать развитию умения подбирать подходящие для описания картины слова, словосочетания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_ivan_tsarevich.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка»».
Цель урока: создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины; создать условия для знакомства с историей создания картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка - квакушка»; способствовать развитию умения подбирать подходящие для описания картины слова, словосочетания.
Планируемые результаты:
Предметные: определяют тему и главную мысль картины; составляют план текста.
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность
и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно делают несложные выводы.
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: проявляют активность и стремление высказывать свою точку зрения.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 3 класс Горецкий 2 часть, раздаточный материал, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мобилизующая часть | Приветствие - Настал новый день, полный удивительных, ярких, а может и неожиданных впечатлений, и открытий. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. А теперь вдохните в себя свежесть зимнего ветра, голубизну и ширь бескрайнего неба, тепло солнечных лучей. | Приветствуют учителя. |
II. Определение темы и целей урока. | Чтобы сказки не обидеть – -Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся? (в сказку). -А поможет нам попасть в сказку художник- иллюстратор Иван Яковлевич Билибин. - Ребята, может кто – то из вас слышал где – то про этого художника? (на уроке литературного чтения, когда читали «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника) -Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, нужно отгадать загадку: Летела стрела и попала в болото, - Ребята, кто из вас догадался, какая тема нашего урока? - Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по репродукции картины Ивана Яковлевича Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка». - Какие цели мы поставим на урок? | Рассматривают . Узнают название картины. Называют тему урока, формулируют цели. |
III. Рассказ об авторе картины | -Давайте сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём. ...Жил-был художник. Звали его Иван Яковлевич Билибин. Он родился 4 августа 1876 года в с. Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством. Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским сказкам, а именно: «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна». Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство. Умер Билибин в Ленинграде во время блокады 7 февраля 1942 года. | Слушают рассказ об авторе картины. |
IV. Беседа по картине | 1. Беседа по содержанию сказки. - Перед тем, как начать работу над сочинением, вспомните содержание сказки «Царевна - лягушка». - Рассмотрите все иллюстрации к этой сказке и расположите их в правильной последовательности. 2. Работа по картине. -Рассмотрите более внимательно репродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника. -Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите. -Прочитайте отрывок из сказки на слайде «Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела - никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит». -Чем интересна картина? Поделитесь своими впечатлениями. - Опишите место, где происходит действие. -Как попал сюда Иван-царевич? -Можно ли догадаться, что это царский сын? - Опишите одежду Ивана-царевича. (длинный (народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук…) - Кого Иван – царевич увидел перед собой? (лягушку) - Как выглядит лягушка? -Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича? (удивлён, смотрит с грустью, опечален…) - Почему? (потому что он ожидал, что его стрела, попадёт к какой – ни будь царевне, а не к лягушке.) - Опишите лягушку(маленькая, зелёная, совсем не красавица, держит стрелу в лапах, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать…) - Какой стоит день? Какие краски выбрал художник для написания этой картины?( яркие краски, много света.) - Посмотрите внимательно, чем необычна эта картина? (похожа на причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами.) | Беседуют с учителем по картине. |
V. Словарно – стилистическая работа по теме урока | 1. Стилистическая работа - У вас на столах лежат карточки. Ваша задача прочитать данные слова и выражения, которые записаны на них и объяснить, как вы понимаете их. Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда. Лесная глушь – нерасчищенный лес вдалеке от населённых мест. Подпоясан кушаком – обвязан поясом Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся в определенном порядке элементов. 2. Словарная работа - Рассмотрите слова, которые написаны на следующей карточке под номером 2. Вставьте пропущенные буквы: ска…ка (з), увид…л (е), б…лото (о), рус…кий (с), уд…влен (и). | Выполняют словарно – стилистическую работу. |
VI. Знакомство с планом сочинения | - Какие виды текста вы знаете? (текст - повествование, текст – рассуждение, текст – описание) - Какой текст у нас должен получиться сегодня? (текст-описание) - Почему? - Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? (какой? Какая?...) - Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение) - Составим план сочинения. - О чём будете писать во вступительной части? (Какая картина перед нами; куда отправился Иван-царевич и т. д.) -Как можно озаглавить эту часть? - Что вы будете описывать в основной части сочинения? (Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины, настроение картины) - На сколько пунктов вы бы разделили основную часть? (можно на две: описание главных героев и описание красок картины) - Как можно озаглавить эти части? (запись на доску) - Чем закончите сочинение? (можно выразить своё отношение к картине) - Как озаглавите последнюю часть? (запись на доску) Примерный план:
| Знакомятся с планом сочинения. Составляют устные высказывания по картине, беседуют с учителем, слушают варианты написания сочинения. |
VII.Написание сочинения | - Напишите сочинение на черновик и отредактируйте его. | Пишут первый вариант сочинения, редактируют его. |
VIII. Написание окончательного сочинения. | - Откройте свои тетради, запишите сочинение, которое вы составили по данной картине. При написании пользуйтесь опорными словами, которые лежат у вас на парте. | Пишут окончательный вариант сочинения. |
IX. Анализ творческих работ | - Кто желает прочитать своё сочинение? (Учитель спрашивает 2-3 человек) | Слушают работы своих одноклассников. |
X. Итог урока | - Ребята, вот и подошёл наш урок к концу. - С какой картиной мы с вами сегодня познакомились? - Как художник создавал эту картину? | Отвечают на вопросы учителя. |
XI. Рефлексия | - Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад… | Заканчивают предложения. |
Приложение 1
Словарная работа
- Рассмотрите слова, вставьте пропущенные буквы: ска…ка , увид…л , б…лото , рус…кий , уд…влен.
Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.
Лесная глушь – нерасчищенный лес вдалеке от населённых мест.
Подпоясан кушаком – обвязан поясом
Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся в определенном порядке элементов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")
Данный материал содержит технологическую карту, конспект с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...
Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"
Обучающее сочинение...
Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
Технологическая карта урока русского языка 3 класса.Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)Познакомить с жизнью и творчеством И. Я. Бил...
Презентация к уроку русского языка по теме: Сочинение по картине И.Я.Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по программе Школа России....
СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. Я. БИЛИБИНА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И ЛЯГУШКА-КВАКУШКА»
Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)...
Конспект урока по русскому языку по теме:"Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка"
"Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка"...
Обучающее сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
Технологическая карта урока русского языка. УМК "Школа России"Обучение составлению текста на заданную тему, следуя структуре текста, последовательности в его изложении, устанавливая св...