Конспект урока по русскому языку по теме:"Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Аминева Милена Викторовна

"Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cochinenie_1.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        27.02.17                                                                                                             Учитель: Гумерова С.К.

Класс: 3 «б»                                                                                                              Студентка: Аминева М.В. 43 гр.

                                                                                                                                                             Оценка:

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Цели урока: создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины

Планируемые результаты:

Предметные:

-проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные:

-имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, В.П. Канакина. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку.


Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку.
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний

Словесный: беседа

3 мин

Где работают дружно,

А спорят по делу,

Там и сказке можно

Появиться смело!

 -Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся?  (в сказку).

-А поможет нам попасть в сказку художник - иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

-Где вы слышали это имя?  (на уроке литературного чтения, когда читали  «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника)

-Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, нужно  отгадать загадку:

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?  (лягушка,  из  сказки  «Царевна-лягушка»)

-Предположите, что будет являться предметом нашей с вами работы? (иллюстрации к сказке «Царевна - лягушка»)

Слушать и отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи
Практический: выполнение упражнения

5 мин

Сегодня мы будем  составлять рассказ по картине  художника – иллюстратора И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Какие цели вы поставите перед собой на уроке?  (учиться описывать картину, правильно строить предложения, составлять текст и др.)

Слово о художнике

-Давайте  сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём.

...Жил-был художник. Звали его Иван Яковлевич Билибин. Он родился в семье военного врача.  Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством.
Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.

Работал Билибин над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. Весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям.

Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья  Моревна».

Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство.

Умер Билибин в Ленинграде во время блокады в 1942 года.

ым

Слушать учителя

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

Практический: физические упражнения

30 мин

3 мин

Рассмотрите более внимательно репродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника.

-Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.

-Прочитайте отрывок из сказки на слайде.  (по щелчку появляются строчки из сказки)

«Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела - никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит».

-Чем  интересна  картина?  Поделитесь своими впечатлениями.

- Опишите место, где происходит действие.

-Как попал сюда Иван-царевич?

- Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.

(длинный (народный русский) кафтан, подпоясан  кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит  лук…)

-Кого Иван – царевич  увидел перед собой?

-Как выглядит лягушка?

-Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича? (удивлён, смотрит с грустью, опечален…)   -Почему?

-Опишите лягушку (маленькая, зелёная, совсем не красавица, держит стрелу в лапах, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать…)

-Какой стоит день? Какие краски выбрал художник для написания этой картины?( яркие краски,  много света…)  

 -Посмотрите внимательно, чем необычна эта картина? (похожа на  причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…)

Повторение особенностей текста.

 -Какие виды текста вы знаете?  (текст - повествование, текст – рассуждение, текст – описание)

 - Какой текст  у нас должен получиться сегодня? (текст-описание)

 -Почему?

 -Какие вопросы можно поставить к тексту - описанию?  (какой?  Какая?...)

Составление плана.

-С  чего всегда начинаем работу над составлением рассказа? (с составления плана)

-Сколько частей должно быть? Какие? ( Три части: вступление, основная часть, заключение. Основную часть тоже можно разделить на части.)

-О чём будете писать во вступительной части?  (Какая картина перед нами; куда отправился Иван-царевич и т. д.)

-Как можно озаглавить эту  часть?  (удачные предложения детей записываются на доску)

-Что вы будете описывать в основной части сочинения? (Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины, настроение картины)

-На сколько пунктов  вы бы разделили основную часть? (можно на две:  описание  главных героев и описание красок картины)

- Как можно озаглавить эти части?  (запись на доску)

-Чем закончите сочинение?  (можно выразить своё отношение к картине)

-Как озаглавите последнюю часть? (запись на доску)

Примерный план:

  1. Художник и его картина.
  2. Иван-царевич и лягушка-квакушка. (Описание места действия и внешнего вида героев картины)
  3. Цвет и настроение картины.
  4. Моё отношение к картине.

-Составьте примерный текст по плану.  (заслушиваются 1-2 ученика)

Рассматривать репродукцию

Читать отрывок

Выполнять физические упражнения

Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Личностные: установка на ЗОЖ.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

-Оцените свою работу на уроке. Чья работа вам понравилась больше?

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: Сочинение. Отзыв по картине "Царевна Лебедь"

Конспект урока по русскому языку на тему: Сочинение. Отзыв по картине "Царевна Лебедь"...

Разработка урока по русскому языку на тему: Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Разработка урока на тему "Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели" , 2класс, УМК "Школа России"...

к уроку русского языка на тему: Составление рассказа по репродукции картины "Золотая осень" И.Остроухова, 2 класс

Презентация  к уроку русский язык составлена в соответствии с этапами урока. К каждому этапу подобраны задания, позволяющие решать поставленные задачи....

Конспект урока по русскому языку на тему «Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода"", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развитие умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Составление собственного текста по репродукции картины И.Левитана "Золотая осень"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Составление собственного текста по репродукции картины И.Левитана "Золотая осень" 4 класс...