План конспект и технологическая карта урока на тему "Суффикс" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Разработанная технологическая карта и конспект урока по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_suffiks_2.docx | 548.61 КБ |
tehnologicheskaya_karta_.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России»,
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, 3 класс 1 часть В.Г. Горецкий стр. 89-90)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 16.11.2021
Время: 09:25-10:05
Класс: 3Б
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Суффикс как значимая часть слова»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о суффиксе
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о суффиксе, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать глаголы среди других частей речи, находить суффиксы применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания; строит логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно-следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности; самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: определяет суффикс в сове, находит слова с суффиксом и применяет их в речи, осознанно выстраивает речевое высказывание в устной форме и оформляет его письменно, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения; использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть,
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Дмитриевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
II. Актуализация умений и знаний.
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы можете сказать?
крнь, прствк, кнчн
У: – Здесь спрятались слова .
У: - Отгадайте, что это за слова.
О: - корень, приставка, окончание.
У: - Давайте вспомним, что такое корень? Окончание? Приставка?
О: – Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение, всех однокоренных слов.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
2. Минутка чистописания
У: – Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Спишите эти сочетания букв:
крнь, прствк, кнчн.
У: – Запишите эти сочетания.
3. Словарно – орфографическая работа
У: – На доске вы видите ребусы, отгадайте что это за слова.
У: - Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограммы, поставьте ударение.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
На доске появляются две картинки
У: – Что изображено на картинки?
О: - стол и столик
У: – Какой здесь корень?
О: – Стол
У: – Какое окончание в первом слове? Докажите.
О: – Окончание нулевое. Меняем форму слова, столу, стола.
У: – Во втором слове какое окончание.
О: – Тоже нулевое, меняем форму слова столику, столика, столики,столике.
У: – Правильно, окончание нулевое, посмотрите на эти два слова стол и столик, сравните их по составу, чем они похожи.
О: – В обоих словах есть корень и окончание.
У: – Что разное в этих словах.
О: – часть после корня
У: - Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? «После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)»
У: – Правильно, суффикс и обозначается галочкой ^
У: – Какая тема нашего урока.
О: – Суффикс как значимая часть слова.
У: - Ребята, запишите эти слова в тетрадь, выделите окончание, корень, суффикс.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: – Давайте попробуем сами сказать, что такое суффикс
О: – Суффикс это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Работа с учебником
У: – Давайте проверим всё мы сказали о суффиксе или что то упустили. Откройте учебник на стр 89 (правило)
У: - В учебнике прочитайте правила, что такое суффикс.
(1 – 2 ученика читает в слух, хором)
У: - Откройте учебник на стр 89 упр. 165
У:- Прочитайте задание. Что нам необходимо сделать?
О: – Нам надо списать и выделить в словах все части слова.
К доске выходят три ученика, каждый записывает свой столбик.
У: – Ребята, прочитайте группы слов, обратите внимание на все части слова и скажите какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?
О: Новый оттенок в значение однокоренных слов внёс суффикс.
У: – Давайте повторим, что такое суффикс
О: - СУФФИКС - ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.
У: - Суффиксов в русском языке огромное количество. Давайте проверим.
У: - Перед вами два слова: цвет и лед. Образуйте новые слова при помощи суффиксов.
( Работаем устно, учитель записывает слова)
Работа в тетради
Запишите в два столбика. Выделите корень. А теперь выделите суффикс в этих словах.
Цвет- цветник, цветок, цветные, цветочек
Лес- лесник, лесок, лесные, лесочек
V. Физминутка
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа в парах на карточках
- Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс
Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.
У: – Давайте проверим.
У: – А теперь выделите в этих словах суффиксы
Работа с учебником
У: Откройте учебник на странице 90, упражнение 166. Прочитайте задание
(Ученик читает задание в слух)
У: - Что будем выполнять, как поняли задание?
О: - Нам надо выписать однокоренные слова выделить в них корень, суффиксы -ич– , -ск– и окончание.
(Упражнение выполняют самостоятельно, один ученик у доски.)
Самостоятельная работа. (Пояснить)
1.Суффикс - это:
А) часть речи
Б) часть слова
2. Суффикс нужен для:
А) для связи слов в предложении
Б) образования новых слов
3. Суффикс стоит :
А) перед корнем
Б) после корня
4. В каком слове есть суффикс?
А) дорога
Б) дорожка
5. Найди слово, в котором есть суффикс.
А) ползёт
Б) лесник
В) книги
6. Найди слово, в котором нет суффикса:
А) рыбак
Б) рыба
В) рыбный
У: – Давайте проверим.
6 правильных – «5»
5 правильных – «4»
4 правильных – «3»
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: Ребята, с какой значимой частью слова мы сегодня с вами познакомились?
О: – Мы познакомились с суффиксом
У: - Что такое суффикс?
О: – Суффикс это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
У: – Вот и подошел наш урок к концу.
У: – У вас на парте лежит табличка, ответьте на вопросы, как вам урок.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
| активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
У: – Спасибо за урок, до новых встречь.
Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.
Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.
______________________________________________________________________________________________________
Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.
Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.
______________________________________________________________________________________________________
Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.
Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.
______________________________________________________________________________________________________
Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.
Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.
______________________________________________________________________________________________________
Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.
Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.
______________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Ф.И.О. участника Тимофеева Любовь Дмитриевна
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема урока: «Суффикс как значимая часть слова»
Класс: 3 «Б»
Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о суффиксе
Задачи фрагмента урока:
Дидактические: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о суффиксе, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать глаголы среди других частей речи, находить суффиксы применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | |||||||
Организация начала урока | - | Словесный: беседа | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на учебную деятельность. | Слушают учителя. | Фронталь ная | - | - | Р- Формируем умение самостоятельно организовать своё рабочее место. К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Выражают эмоции человека; проявляют интерес к изучаемому предмету. |
Актуализация умений и знаний. | Проверить грамотность и аккуратность | Словесный | Проводит минутку чистописания с помощью спрятанных слов в сочитаниях букв. Проводит орфографическую работу с помощью ребусов. | Записывают слова, выводя каждую букву, вспоминая определения части слова. Отгадывают ребусы, записывают слова, подчёркивая орфограмму, выделяя удорение. | Фронтальная Индивидуальная
| На доске записаны слова. Илюстрации ребуса. | Умеют грамотно и красиво писать. | Р- Контроль, коррекция, оценка своей работы. | Развития каллиграфического подчерка, аккуратности, внимательности. |
Открытие новой темы. Целеполагание. | Учаться оприделять суффикс в словах. |
беседа | Подводит к теме урока, с помощью наводящих вопросов. | Отвечают на вопросы. | Фронталь ная | Илюстрации большого и маленького стола | Умеют определять суффикс в словах | К- Умение изолгать свои мысли в устной форме, умение выслушивать других. | Осознают свои возможности в учении |
Открытие новых умений и знаний. | Научиться определять суффикс в словах | Помогает составить определение Предлагает выполнить упражнения 165 где надо в словах определить части слова. | Дают определение суффиксу. Выполняют упражнение в учебнике | Групповая Индивидуальная | Учебник | Умеют определять части слова | К- умение слушать, слышать и понимать партнёра. П- осуществляют анализ и самоанализ. | - | |
Физминутка. | - | - | Предлагает устроить привал и немного отдохнуть | Повторяют движение | Фронталь ная | - | - | - | - |
Закрепление открытых, умений и знаний. | Проверить умения определять суффикс в словах | Практический: упражнение. | Предлагает выполнить работу в парах, где надо выписать слова где есть суффикс. | Выполняют работы в карточках. Выполняют упрожнение в учебники 166 и индивидуальную работу. | Парная Фронтальная Индивидуальная | Карточки Учебник | Умеют определять суффикс в словах | Умеют анализировать, сравнивать ответы, обобщать. | - |
Рефлексия | Дать оценку работе класса. | Беседа | Задаёт вопросы по пройденной теме. Прощается с обучающимися. Говорит спасибо за урок. | Отвечают на вопросы. Отвечают письменно на вопросы Прощаются с учителем. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Оценочные карточки | Умеют оценивать свои знания и умения. | Р- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "План, конспект и технологическая карта урока"
Представлен материал, раскрывающий различия плана, конспекта и технологической карты урока для реализации ФГОС....
Конспект и технологическая карта урока математики 4 класс по теме "Единица длины - километр"
Данный конспект соответствует уроку открытия нового знания по учебнику математики М. Моро УМК "Школа России". Соответствует ФГОС. Содержит презентацию к уроку....
План конспект и технологическая карта урока по теме "Квадрат" 2 класс.
Разработан конспект урока и технологическая карта, подоброн раздаточный и наглядный материал....
План конспект и технологическая карта урока, на тему "Слово и слог" 1 класс
Подробно расписан конспект и технологическая карта, подобран раздаточный материал и элюстрации....
План конспект и технологическая карта урока на тему "Таблица умножения на 9" 3 класс
Конспект урока по математике на тему "Таблица умножения на 9 "...
План конспект и технологическая карта урока на тему "Площадь прямоугольника" 3 класс
Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта на тему "Площадь прямоугольника"...
План конспект и технологическая карта урока на тему "Приставка" 3 класс
Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта, фото методического материала....