План конспект и технологическая карта урока на тему "Приставка" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта, фото методического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 28.46 КБ |
Технологическая карта | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России»,
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, 3 класс 1 часть В.Г. Горецкий стр. 87-88)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 11.11.2021
Место: МБОУ СОШ г. Пионерский
Время: 09:25-10:05
Класс: 3Б
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Значение приставки в слове; образование слова с помощью приставок»
Тип урока:
Цель урока: организация деятельности обучающихся по повторению и закреплению знаний и умений о приставке.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о образовании слов с помощью приставки, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения находить приставку в словах, определять значение приставки, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания; строит логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно - следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности;самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: распознаёт значение приставки, находит приставку в слове, осознанно подбирает приставку по смыслу, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения; использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть , В.П. Канакина
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Дмитриевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
О: - Ответы детей
У: - Какое настроение вызывает у вас такая погода?
У: - А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье
II. Актуализация умений и знаний.
1. Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал)
2. Минутка чистописания
У: Сейчас у нас минутка чистописания, для этого мы открываем тетради записываем число классная работа.
У: Прочитайте пословицы. Что общего у этих пословиц?
С ложью правда не дружит. В дружном коллективе дела спорятся. Умей дорожить дружбой.
О: Общие однокоренные слова, родственные слова.
У: Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.
У: Давайте дадим определение:
Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
У: – Какие слова мы выпишем:
О: – Дружит, дружном, дружбой.
У : – Правильно, но с начало давайте запишем Др др уж, а теперь запишите слова красиво, аккуратно, выводя каждое соединения.
У: – Возьмите простой карандаш и подчеркните слова, которые на ваш взгляд написаны правильно, красиво.
У: – Обратите внимание, у вас на парте лежит дневник, с другой стороны мы будем записывать баллы, за выполненные задания на уроке. Сейчас мы уже выполнили одно задание – это чистописание.
У: – Сколько слов вы подчеркнули столько баллов и поставьте в наш дневник.
3.Словарно – орфографическая работа
У: Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова. Мы уже умеем определять в словах окончания?
О: Да
У: Что такое окончание?
О: Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочитании и предложении.
У: Молодцы, мы знаем, что такое окончание, поэтому сейчас я буду говорить слова в форме единственного числа, а вы будите записывать эти слова в форме множественного числа и выделять окончания.
Например: Большой – большие.
Береза – берёзы, дорога – дороги, помидор – помидоры, огород – огороды, ракета – ракеты, девочка – девочки, играла - играли. (Слайд)
У: Если вы не допустили не одной ошибки поставьте себе 3бала, если одну ошибку поставьте 2 балла, остальное 1 бал.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
Прочитаем шуточное стихотворение.
Бим как - то раз в саду сидел,
Вдруг, Бом весёлый прилетел.
Бом низко-низко пролетел,
А Бим поймать его хотел.
Бим крался, Бим дышать не смел,
А Бом на крышу залетел.
Бим лез по лестнице, пыхтел,
Но со ступенек полетел.
Бим от обиды заревел,
И тут же Бом к нему слетел.
Так подружились Бим и Бом
В саду сидят они вдвоём.
У: Прочитайте какие действия выполнял Бом. (Слайд)
У: Эти слова какое действие обозначают?
О: действие полета
У: Какой здесь корень?
О: Лет
У: Какая часть слова уточняет значение действия?
О: Приставка
У: Назовите приставки.
О: Прилетел, пролетел,
У: Запишите слова в тетрадь, выделите корень и приставку.
У: Молодцы.
У: Кто понял, для чего нужны приставки в словах?
О: Они уточняют значение действия.
У: какой мы можем сделать вывод.
О: Вывод: приставки уточняют значение слова.
У: О чем мы будем сегодня говорить? Какая тема нашего урока?
О: Мы будем говорить о значении приставки.
У: Молодцы, теперь давайте узнаем о чём ещё мы сегодня поговорим Обратите внимание на доску. Нам даны слова: увёз – привёз – завёз – повёз. (Слайд)
У: Что можем сказать об этих слова?
У: Общий корень вёз
У: А по значению они похожи?
О: Эти, слова имеют значение «передвижение с какой – либо целью»
У: Как называются слова,имеющие общую часть и схожие по значению?
О: Такие слова называются родственными или однокореными.
У: Назовите приставки.
О: у, при, за и по
У: Где стоит приставка?
О: Перед корнем
У: Придумайте слова с корнем «вёз»
О: Отвёз, перевёз, подвёз (Слайд)
У: Для чего нужна приставка перед корнем слова?
О: Приставка нужна для того, чтобы менялось значение слова, образовались новые слова.
У: Кто догадался, о чём на уроке мы будем с вами говорить?
О: Мы будем говорить об образование слов с помощью приставки.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: - И так, давайте вспомним что такое «приставка»
О: - Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слова.
У: – В начале урока мы говорили что приставка уточняет значение слова.
У: - Всего в русском языке около ста приставок, в нашей речи мы активно используем 30 – 40 приставок. Многие приставки можно назвать говорящими, их значение мы понимаем, даже если не видим всё слова.
Перед вами табличка, давайте вместе её заполним.
Приставка | Значение | Пример |
В Во | Указывает на движение внутрь | Вогнать |
С Со | На движение сверху в низ | Сорваться |
За | Указывает на начало действия | Заговорить |
Пере | Выполнить действие заново, Выполнить чрезмерно | Переделать |
У: – Молодцы давайте построим алгоритм нахождения приставки в слове.
Алгоритм.
1. Выделяем корень слова
2. Находим часть слова, которая стоит перед корнем.
3. Выделяем приставку.
4. Доказываем, что это приставка. (Слайд)
У: - Для чего мы с вами повторили и составили алгоритм нахождения приставки в слове?
О: - Мы будем находить приставки в словах, подбирать подходящие приставки.
Работа в парах
У: - У вас на партах лежат карточки «Работа в парах» вам надо подобрать правильную приставку.
Работа в паре.
Вдруг, ...бежала по лесу позёмка, ...гудел лес, и стало в нём темно, как вечером. Откуда ни возьмись, ...летел ветер, деревья ...качались, ...летели сугробики с еловых лап, снег ...сыпал, ...вился – началась пурга. (Слайд)
В. Бианки
У: – Давайте оценим: 2 ошибки – 3 балла
3 ошибки – 2 балла
4 и больше – 1 балл
V. Физминутка
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа с учебником
У: Откройте учебник на странице 87, упражнение 159. Прочитайте задание
(Ученик читает задание в слух)
У: - Что будем выполнять, как поняли задание?
О: - Нам надо вставить пропущенные буквы, выделить приставку, и определить какое значение имеет приставка.
(Упражнение выполняют самостоятельно, один ученик у доски.)
У: - Молодцы. Найдите глаголы со значением приставки: начало действия. Направления движения в сторону.
У: – Давайте оценим.
0 ошибок – 3 балла
1- 2 ошибки - 2 балла,
3 - 4 ошибки – 1 балл
У: - Давайте выполним упражнение 160 стр 87.
Нам надо записать глаголы используя таблицу приставок с упр 160
(три ученика у доски, остальные самостоятельно.)
У: - Какой вывод можем сделать из проделанной работы?
О: - Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка – меняется значение слова.
У: – Оценим работу.
0 ошибок – 3 балла
1- 2 ошибки - 2 балла,
3 - 4 ошибки – 1 балл
Индивидуальная работа
1. Прочитайте текст. Подчеркните слова с приставками.
Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок.
У: – Сколько упражнений правильно выполнили столько баллов и поставьте.
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: - Вот и подошёл к концу наш урок. Поставим оценки за урок.
У: – 18 – 15 баллов – 5
14 – 11 баллов – 4
8 – 6 баллов – 3
У: - Ребята о чём мы сегодня говорили?
О: - Мы говорили о приставках, о их значениях.
У: - Правильно, сейчас я вам раздам бумажные телефоны, ваша задача написать мине смс: как прошёл урок, оцените свою работу на уроке.
У: - Вот и закончился наш урок, пришло время прощаться. Спасибо вам ребята, за такой прекрасный урок. До новых встреч.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Ф.И.О. участника Тимофеева Любовь Дмитриевна
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: ««Значение приставки в слове; образование слова с помощью приставок»
Класс: 3 «Б»
Цель урока: организация деятельности обучающихся по повторению и закреплению знаний и умений о приставке.
Задачи фрагмента урока:
Дидактические: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о образовании слов с помощью приставки, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения находить приставку в словах, определять значение приставки, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | |||||||
Организация начала урока | - | Словесный: беседа | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность через улыбку. | Слушают учителя. | Фронталь ная | - | - | Р- Формируем умение самостоятельно организовать своё рабочее место. К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Выражают эмоции человека; проявляют интерес к изучаемому предмету. |
Актуализация умений и знаний. | Проверить грамотность и аккуратность | Словесный | Проводит минутку чистописания с помощью пословиц и проводит словарную работу, учитель говорит слова в единственном числе. | Записывают сочетание букв Др др уж и однокоренные слова из пословиц. Ребята записывают слова во множественном числе.
| Фронтальная Индивидуальная работа
| На доскеке пословицы | Умеют грамотно и красиво писать. | Р- Контроль, коррекция, оценка своей работы. | Развития каллиграфического подчерка, аккуратности, внимательности. |
Открытие новой темы. Целеполагание. | Учиться определять значение действия приставки; учиться оброзоовать слова с помощью приставки . |
беседа наглядный | Подводит к новой теме, через шуточное стихотворение Бим и Бом. | Определяют действия Бома, оприделяют приставки в словах. | Фронталь ная | Слайд с шуточным стихотворением | Умеют определять значение действия приставки; умеют оброзоовать слова с помощью приставки. | К- Умение изолгать свои мысли в устной форме, умение выслушивать других. | Осознают свои возможности в учении |
Открытие новых умений и знаний. | Учиться определять значение приставки, учатся подбирать правильную приставку. | беседа практические: упражнение | Диктует слова с приставками Помогает составить алгоритм, Предлагает выполнить парную работу где надо подобрать правильную приставку. | Записывают слова в табличку определяя значение приставки. Составляют алгоритм нахождение приставки в слове. Выполняют работу в паре. | Фронтальная Парная работа | Карточка с табличкой. Слайд с алгоритмом. Карточка для парной работы. | Умеют определять значение приставки; умеют подбирать приставку по значени | К- умение слушать, слышать и понимать партнёра. П- осуществляют анализ и самоанализ. | Развитие готовности к сотрудничеству |
Физминутка. | - | - | Предлагает | Повторяют движение | Фронталь ная | - | - | - | - |
Закрепление открытых, умений и знаний. | Повторяют умение подбирать приставки и значение, | Практический: упражнение. | Предлагают выполнить упражнения 159, 160, стр 87. Предлагает выполнить индивидуальную работу. | Выполняют работы в учебнике. Выполняют работу в карточкках. | Фронталь ная Индивидуальная работа | Учебник Тестовая карточка. | Умеют подбирать приставку и определять значение | Умеют анализировать, сравнивать ответы, обобать. | |
Рефлексия | Дать оценку работе класса. | Беседа Творческая работа | Задаёт вопросы по пройденной теме. Помогает подщитать балы за урок. Предлагает нарисовать смайлик в бумажный телефон. Прощается с обучающимися. Говорит спасибо за урок. | Отвечают на вопросы. Оценивают свои знания за урок, ставя оценку в дневник. Прощаются с учителем. | Фронтальная Индивидуальная Фронталь ная | Бумажные телефоны и дневник для баллов. | Умеют оценивать свои знания и умения. | Р- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "План, конспект и технологическая карта урока"
Представлен материал, раскрывающий различия плана, конспекта и технологической карты урока для реализации ФГОС....
Конспект и технологическая карта урока математики 4 класс по теме "Единица длины - километр"
Данный конспект соответствует уроку открытия нового знания по учебнику математики М. Моро УМК "Школа России". Соответствует ФГОС. Содержит презентацию к уроку....
План конспект и технологическая карта урока по теме "Квадрат" 2 класс.
Разработан конспект урока и технологическая карта, подоброн раздаточный и наглядный материал....
План конспект и технологическая карта урока, на тему "Слово и слог" 1 класс
Подробно расписан конспект и технологическая карта, подобран раздаточный материал и элюстрации....
План конспект и технологическая карта урока на тему "Таблица умножения на 9" 3 класс
Конспект урока по математике на тему "Таблица умножения на 9 "...
План конспект и технологическая карта урока на тему "Площадь прямоугольника" 3 класс
Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта на тему "Площадь прямоугольника"...
План конспект и технологическая карта урока на тему "Суффикс" 3 класс
Разработанная технологическая карта и конспект урока по данной теме....