Тема урока: наречие. Класс:4 урок открытия нового знания
план-конспект урока по русскому языку

Содномова Баирма Аюшеевна
Тема урока: наречие. Класс:4 урок открытия нового знания Цель урока: провести первоначальное знакомство с наречием, как частью речи. Задачи: Образовательная : способствовать формированию общего представления о наречии как части речи; формировать умение выделять в тексте (в предложении) наречия; познакомить со значением наречий; Развивающие: развивать связную речь учащихся при устных ответах (работе со словосочетаниями, предложениями, антонимами) логическое мышление, память. Воспитательные: прививать любовь к чтению, воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся. Технические средства: проектор, компьютер, карта успеха Раздаточный материал: карточки для работы в группах УУД: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи. 2. Метапредметные: Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного; содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи; формировать умения структурировать информацию. Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию. Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи. Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности. Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества. Формы работы: • фронтальная • самостоятельная индивидуальная • групповая Методы работы: • наглядный • диалог

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: наречие.

Класс:4          урок открытия нового знания

Цель урока: провести первоначальное знакомство с наречием, как частью речи.

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию  общего представления о наречии как части речи; формировать умение выделять в тексте (в предложении) наречия; познакомить со значением наречий;

Развивающие: развивать связную речь учащихся при устных ответах (работе со словосочетаниями, предложениями, антонимами) логическое мышление, память.

Воспитательные:   прививать любовь к чтению, воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

Технические средства: проектор, компьютер, карта успеха

 Раздаточный материал: карточки для работы в группах 

 УУД:

1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения          наречия как части речи.

  2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные:  помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Формы работы:

  • фронтальная
  • самостоятельная индивидуальная
  • групповая

Методы работы:

  • наглядный
  • диалог

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологии, методы, приёмы,

Формы

1. Разогрев класса

Цель этапа: организация внимания и внутренней готовности к получению знаний

1 мин.

Приветствие.
-
Добрый день! Я рада приветствовать вас! 

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Размещаются за свои рабочие места

Методы: словесный, наглядный.

Приём: «Приветствие»

фронтальная

Эмоциональная разминка

Дети читают на слайде эпиграф:

Люблю различные слова

Как неизведанные  страны

Они понятны не всегда,

И их значенья так  туманны…

Как понимаете смысл четверостишия?

-Какую большую тему мы изучаем?

-Какие части речи изучили?

_На  какие 2 группы можно их разделить?

Вспомнить отличительные признаки частей речи.

Ответы детей

На смарт – доске разделяют на 2 группы самостоятельные и служебные части  речи, а  потом соотносят все изученные части речи  

Методы: словесный Приём: «Эпиграф»

«Раздели на группы»

Слайд № 1

фронтальная

Слайд №2

фронтальная

Эмоциональный настрой

-Как думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? Ваша точка зрения.

Ответы детей

Методы: словесный Прием: «Встреча точек зрения»

2. Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущей теме

Цель этапа: актуализация опыта учащихся. Организация познавательной деятельности. Вызвать интерес к изучению темы урока. Устранить в ходе игры обнаруженные пробелы в знаниях.
Формировать орфографическую зоркость.

Чистописание

2 мин.

Запишем число, классная работа

Чистописание

Запишите по образцу,  каллиграфически правильно

Грамоте учиться - всегда пригодиться

 - Объясните смысл пословицы.

- Сверху над словами  укажите части речи.

Проверим.

Все правильно указали?

Отвечают на вопросы учителя

Методы: наглядный, словесный

3. Этап Вызов

Цель этапа: постановка учебной цели, вызов, обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

Словарная

работа

5 мин

Обучающиеся  разгадывают кроссворд, затем выводим тему урока.

http://festival.1september.ru/articles/534236/img3.gif

1. Население государства, жители страны.

2. Сладкая, зелёная, полосатая, самая  большая ягода.

3. Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, красками.

4. Дерево - символ России.

5. Цвет сажи, угля.

6.  Документ, удостоверяющий право на поездку, посещение кинотеатра.

7 Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, совершающий подвиги.

Запишите слова  в тетрадь.

Назовите тему урока.

Наречие

  1. На какие вопросы отвечает наречие?
  2. Как изменяется наречие?
  3. Каким членом предложения является наречие?
  4. Что обозначает наречие?

Обучающиеся решают задачи, поставленные учителем

Записывают словарные слова, поочередно  проговаривая их  написание.

Эвристическая беседа

Учащиеся работают с индивидуальными карточками  «Знаю, не знаю» формулируют личные цели, задачи для исследования на уроке.

Методы: словесный, наглядный

Приём «Кроссворд», прием «Знаю, не знаю»

Слайд № 3

индивидуальная

Слайд № 4

фронтальная

Физкультминутка

1мин.30сек

Видео физкультминутка из интернета

« Если весело тебе, то делай так...

Обучающиеся выполняют движения

Технология:

здоровьесберегающая

 Методы: словесный, наглядный.

Слайд 6

 фронтальная

4. Этап сотворчества: соединение воедино усилий всех участников

Цель этапа: поддержка активности, интереса, креативности восприятия. Вырабатывать умение классифицировать предметы,
формировать понятия,

Развивать связную речь, память и др.

8 мин.

Учитель раздает карточки с заданиями для исследования  в группах и карточку с правилом. Объясняет группам задания – каждой группе нужно провести  исследование  своей части правила и доказать, что сведения из правила подтверждаются на примерах.

  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Работать должен каждый на общий результат.
  3. Один говорит, другие слушают.
  4. Если не понял, переспроси.
  5. Свое несогласие высказывай вежливо.

Обучающиеся работают в группах, заполняют Карту успеха

Методы: исследование

Оборудование: карточки с заданиями для работы в группах, карточка с правилом

Работа в группах

Афиширование результатов этапа Сотворчество

10 мин.

Учитель предлагает обучающимся представить результаты работы

Карточки с заданиями для каждой группы

Первая группа - на какие вопросы отвечает наречие?

На какие вопросы отвечают эти    наречия?

    Весело, интересно, дружно, неожиданно.             -----      

   Вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас, давно.    -----

           Слева, внизу, справа, вверху, вдали.          ------                    

           Налево, направо, вниз, вверх, вперёд.        ------              

           Сверху, снизу, справа, оттуда, издали.         ------        

Сделайте вывод!

Семь вопросов – просто чудо.

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

    Вторая группа - как изменяется наречие?

Изменится ли  форма наречия рано, если оно связано с глаголами разного рода или разного числа?

Пришёл        , пришла        , пришло        ,   пришли        .

Появились                , появляются        , появятся                .

Встаю        , встаешь                , встает                .

-Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

 -Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

-Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

-Можно ли изменить форму наречий рано так, чтобы оно  отвечало на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________

Чего? ________________________

Чему? ______________________

Чем?_______________________

О чем? ____________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________

      Третья группа: каким членом предложения являются наречия?

Разобрать предложения по членам.

Крупная  полярная    сова яростно нападает  на песца, ловко увёртывается от зубов  хищника.  Песец давно чует впереди беспомощных совят и стремится туда.

-Каким же членом предложения является наречие?

   Четвертая группа: что обозначает наречие.

Найти в предложениях словосочетания с наречиями, задать вопросы и определить, что обозначает наречие.

  • Сегодня  я  прочитала  очень поэтичное  произведение.
  • « Ветер  весело  шумит…»
  • Мама  любит моё  чтение вслух.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень  -речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.

- Как вы думаете, почему?

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Зачем? Почему? Каким образом? и обозначает признак предмета, признак признака, признак действия. В предложении является обстоятельством.

Обучающие представляют результаты работы

Вывод : Наречия отвечают на вопросы:  Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

Вывод: Наречие – неизменяемая часть речи

Вывод: В предложении наречие является обстоятельством.

- Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.

Прочитала (Когда?) сегодня-признак действия

Поэтичное (Как?) очень - признак признака

Шумит (Как? ) весело - признак действия

Чтение (Какое?) вслух - признак предмета

(потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).

Приём: «Учебный диалог»

 Слайды № 7, 8,9,10,11индивидуальная фронтальная

Первичное закрепление изученного материала

Работа по учебнику и на доске.(ЦОР)

10мин

Упражнение: впиши слова, противоположные по смыслу.  1.Выполняют на смарт- доске

--Впиши слова, противоположные по смыслу(антонимы)

Быстро-

Темно-

Легко-

Тихо-

Сверху-

Много-

Вперед-

2.Использование ЦОР : На доске текст «Весенние воды» Ф.И. Тютчева

Выпиши наречия вместе со словами, признаки которых они обозначают.

Обучающиеся выполняют задание индивидуально, сразу идет проверка

С. 41 упр. 159

Прием «Установи соответствие»

Слайд № 12

фронтальная

фронтальная

5. Рефлексивный этап урока

Цель этапа: осмысление результатов работы, оценивание общей и индивидуальной работы, соучастие в определении домашнего задания

2 мин

- Вы хорошо работали. Настало время подвести итог.

Учитель возвращает обучающихся к целям, которые они ставили перед собой на этапе Вызова

- Выполнили ли мы поставленные на урок задачи?

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Зачем? Почему? Каким образом? и обозначает признак предмета, признак признака, признак действия. В предложении является обстоятельством.

- Оцените свою работу на уроке, используя наречия.

 На уроке мне было…

Потому что…

Особенно…

ВыборД/З

Учитель обязательно

предлагает  три уровня домашнего задания:

1 уровень – обязательный

(то, что должны знать все учащиеся – правило с. 19,   с. 42 упр. 160

2 уровень –  выписать из словаря 10 наречий)

3 уровень – творческий (составить тест на тему «Наречие»).

 «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

 М Горький

Обучающиеся проводят самоанализ своей работы на уроке по наводящим вопросам.

Обучающиеся работают в группах, заполняют Карту успеха

Обучающиеся, обговаривая задания, определяют для себя уровень домашнего задания

Слайд № 13

фронтальная

индивидуальная

Самоанализ:

Тема урока: наречие.

Класс:4          урок открытия нового знания

Цель урока: провести первоначальное знакомство с наречием, как частью речи.

Задачи:

Образовательная : способствовать формированию  общего представления о наречии как части речи; формировать умение выделять в тексте (в предложении) наречия; познакомить со значением наречий;

Развивающие: развивать связную речь учащихся при устных ответах (работе со словосочетаниями, предложениями, антонимами) логическое мышление, память.

Воспитательные:   прививать любовь к чтению, воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

Технические средства: проектор, компьютер, карта успеха

 Раздаточный материал: карточки для работы в группах 

 УУД:

1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения          наречия как части речи.

  2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные:  помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Формы работы:

  • фронтальная
  • самостоятельная индивидуальная
  • групповая

Методы работы:

  • наглядный
  • диалог

Характеристика класса: В классе 15 учеников. По данным обследования уровня развития познавательных процессов- 3 детей находятся на высоком уровне, 7-на среднем, на низком уровне-5 .  

Тип урока: урок открытия нового знания

 Данный урок 13урок в системе уроков по данному разделу «Система частей речи в русском языке»-28 часов. На вводно-мотивационном этапе представлена презентация-  прием приветствия и эпиграф  урока настроил детей на работу. В ходе урока на этапе актуализации знаний детей были организованы словарная работа, в виде кроссворда, беседа по теме урока. Все этапы взаимосвязаны. На этапе обобщения  и систематизации изученного материала о наречии, я использовала метод диалогического изложения. С помощью схем на доске дети выполняли задания.  Задания были ориентированы на развитие правильной речи. Руководство учителя при выполнении заданий было пооперационным, инструктирующим. В ходе практической работы была организована деятельность учащихся по формированию правильного употребления наречий  в речи. Проверка  в группах была организована так:1 вариант проверяли 2 и 3 варианты, 2 вариант  проверяли 1 и 3 варианты и соответственно 3 -1 и 2 варианты. Запланированная работа по учебнику была проведена с использованием ЦОР. Дети активно работали с   интерактивным    заданием  «Запиши  антонимы» . На всех этапах урока дети работали  с «Картой успеха». Применялись технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, игровая и  здоровьесберегающая .  Урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс

Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...

«Расширение и закрепление новых знаний. Самостоятельное открытие нового знания. Выход за рамки урока». Фрагмент урока "Символы Магадана"

Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не расс...

Урок- открытие нового знания "Наречие. Как образуются наречия"

Урок- открытие нового знания "Наречие. Как образуются наречия" по программе "Начальная школа XXI века"...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...