Предмет: русский язык , 4 класс, С.В. Иванов «Начальная школа XXI века» Тема: урок 91 «Наречие. Как образуются наречия» Тип урока: открытие нового знания Задачи урока: Образовательная: создание условий для понимания словообразования наречий Развивающая: Регулятивные: управление своей деятельностью; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией Воспитательная: - привитие чувства товарищества взаимовыручки -формирование внутренней позиции учащихся Методы обучения: деятельностный метод обучения Формы организации познавательной деятельности обучающихся: -фронтальная работа -работа в группах - индивидуальная работа Средства обучения: -компьютер, презентация, учебник русского языка 4 класс, С.В. Иванов, карточки, смайлики Структура урока открытия нового знания: 1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявления места и причины затруднения. 3.Этап постановки учебной задачи. 4.Этап построения проекта выхода из затруднения. 5.Этап первичного закрепления. 6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону и включения в систему знаний и повторения. 7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Технологическая карта урока Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | 1.Самоопределение к деятельности
Чистописание | -Каким бы вы хотели увидеть урок? -Что для этого нужно сделать?
гд де да ког как да ку от чем за -Какие слова-вопросы можно составить из элементов чистописания? Какой части речи они относятся? | Ответы учащихся
Ответы учащихся
| Личностные: мотивация к учению Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения | 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Какой раздел мы изучаем? - Вспомним, что мы знаем о наречии. В конверте есть вспомогательные вопросы, в группе проговорите, кто готов подает сигнал. - Обобщим знания.
| Задают вопросы о наречии и отвечают на них.
Наречие – неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета. В словосочетании связано с главным словом только по смыслу, оно не склоняется, не спрягается, не имеет окончания; в предложении – определение. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков
| 3. Постановка учебной задачи | Можем ли продолжить предложение? Наречие образуется … -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какую цель ставите перед собой? Как образуются наречия
| ответы детей | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели, логические - формулирование проблемы | 4. Построение проекта выхода из затруднения | - Какие есть пути решения всех этих задач? - Для исследования предлагаю рассмотреть пары слов, они находятся у вас в конвертах (лист зеленого цвета) хороший – хорошо быстрый – быстро лёгкий – легко - Что можете сказать по этим записям? -Образуйте от следующих прилагательных наречия? высокий- капустный- берёзовый- липовый- - Можно ли от следующих прилагательных образовать наречия? Почему? - Итак, подведём небольшой итог. Что мы узнали об образовании наречий? качеств. прил. + о - Посмотрим, верно ли мы рассуждаем или нет. Найдите в конверте №2 правило и сделайте вывод. -Продолжаем наше изучение. Как вы думаете, есть ли другие способы образования наречий?
Работа в группе на карточке. Карточка 1 Чтобы ответить на вопрос, разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой частью речи. Летним утром мы отправились на прогулку в рощу. Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх? Слово ……….. в первом предложении является _________, выражено______. Значит, наречия могут образоваться от … Карточка 2 Чтобы ответить на вопрос, разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой частью речи. С теплой весной прилетают к нам перелётные птицы. Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает. Слово ……….. в первом предложении является __________, выражено__________. Значит, наречия могут образоваться от _________. качеств. прил. + о от формы Т.п. сущ. - Откроем конверт №3 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет.
Физминутка. | - Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике.
в левом столбике – прилагательные, в правом – наречия
дети затрудняются
ответы детей Наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффикса о
Работают по группам. Отвечает по одному ученику от группы, сверяя с правильным ответом.
Каждая группа делает вывод: наречия могут образовываться от формы творительного падежа имени существительного.
Учитель называет части речи. Если это имя существительное дети – стоят, не выполняя никаких действий, если имя прилагательное – приседают, если наречие – поднимают руки, если глагол – хлопают. | Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | 5. Первичное закрепление
| 1. Выполним упражнение в конверте № 3. Прочитайте задание. Выполняем упр. в паре устно: 1 вариант читает прилагательное 2 вариант образовывает наречие затем наоборот
2. Работа с учебником упр.2 стр.66 фронтальное обсуждение и выполнение | ученики работают в паре
фронтально | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: взаимодействие с одноклассником | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Учащиеся выполняют разноуровневые задания 1 уровень Образовать наречия от прилагательных с помощью суффикса - О: резкий, сильный, мрачный, плотный, умный, горячий. 2 уровень _Спиши. Найди наречия, определи каким членом предложения оно является. Запиши прилагательное, от которого оно образовано. Образец: Звёзды холодно (холодный) сверкали. На фоне молочного неба резко проступают силуэты деревьев. В мороз стволы сильно потрескивают. Окно глядело мрачно. Зима плотно укутала все деревья снегом. 3 уровень. Допиши к глаголам подходящие по смыслу наречия, чтобы получились словосочетания. Пиши, бегай, сиди, стой, прыгай, слушай, решай, работай, говори, ешь. | Выполнение заданий в тетрадях
Взаимопроверка для тех, кто выбрал 1-2 уровни, т.к. ответы одинаковы.
Дети, выбравшие 3 уровень зачитывают свои словосочетания. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: самоопределение | 7. Рефлексия деятельности | - Что изучали на уроке? - Закончите предложение Теперь я знаю … Теперь я умею … Я рада, что вы теперь много знаете и умеете. Рефлексия У вас есть желтый кружок. Нарисуйте на нем смайлик вашего настроения на уроке, а на обратной стороне напишите 3 наречия, как по-вашему прошел урок, оцените свою работу на уроке. Дом. задание: - уч. с. 66-67 выучить два правила - по выбору выполнить упр. 3 либо придумать сам-но 10 наречий, указать как они образовались. - Урок окончен. | ответы учащихся
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Рефлексивные: самооценка. |
|