Проект урока родного русского языка во 2 классе "Самовар кипит уходить не велит"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Андриевская Ирина Анатольевна

Проект урока и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_samovar.docx444.53 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_samovar.pptx636.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок родного русского языка по теме:

«Самовар кипит-уходить не велит»

Ход урока:

I Организационный момент:

                                     Очень часто за событиями

                                      И сУтолокой дней

                                      Старины своей не помним,

                                      Забываем мы о ней.

                                      И хоть более привычны

                                      Нам полеты на Луну,

                                      Вспомним русские обычаи,

                                      Вспомним нашу старину.

1)  - Сегодня мы совершим очередное путешествие  в мир русской народной культуры. Наша встреча посвящена одному из  неофициальных  символов России.

- Давайте назовём  государственные символы России.(герб с трёхглавым орлом, гимн, флаг бело-сине-красный)

- Есть и неофициальные  символы. Назовите их. (Березка, матрешка, самовар, ушанка, валенки, балалайка).

2)  - Представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола …

Стоит толстячок,
Подперевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (самовар)

- Подумайте, чему будет посвящён наш урок?

Какую задачу поставим на сегодняшний урок?

3) - Наш урок пройдёт под темой «Самовар кипит – уходить не велит». Только на Руси пили чай из самовара. В русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.

4) - Запишите в тетрадях число и тему урока.

III Работа по теме урока:

 Что такое самовар?

А.Словарно-лексическая работа.

Что же такое самовар, как его ещё называли раньше вы узнаете, прочитав «Кейс-справочник» (Читают текст и устно отвечают на вопросы

Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая.

История самовара

- В толковом словаре В.И.Даля указано: назначение самовара – нагревать воду.

Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

- У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас - без самовара. 

 - Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

Тула до сих пор славится своими самоварами, даже есть поговорка « В Тулу со своим самоваром не ездят».

,

2. Устройство самовара

-Прочитать текст из «Кейса-справочника». (Читают текст о том, как разжигали самовар) 

 В трубу клали сосновые сухие шишки, берёзовые щепки или древесный уголь. Поджигали специальной лучиной. Потом раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога. Сверху у самовара ставили трубу, как у печки. Самовар начинал нагревать воду, вскоре уже кипел. Горячие угли в самоваре поддерживали тепло в самоваре очень долго.

 - Рассмотрите серию картинок «Как разжигали самовар». (По серии картинок устанавливают порядок разжигания самовара, устанавливат «ловушку»)

1. В металлическую чашу заливали воду

2. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев.

3. Поджигали их лучиной.

4. Раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога, и вода закипала.

5.Сверху у самовара ставили трубу.

ФИЗМИНУТКА

Я пыхчу,  пыхчу,  пыхчу,    

Поднимаем плечи

Больше греться не хочу.

Мотаем головой

Крышечка запрыгает,

будто кто-то двигает

прыгаем

Вот уже кипит вода

Поднимаем руки вверх

Значит, сесть давно пора.

Садимся.

2.«Самовар» в литературном чтении

- Угадайте, из каких произведений взяты эти строки?(читают дети)

1. Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл…
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!”.

(К.Чуковский “Федорино горе”)

2. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал, как от огня.

(К.Чуковский “Мойдодыр”)

3. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.

(К.Чуковский “Муха-цокотуха”)

3.Слово  « самовар» в русском языке

б.Словообразовательная работа.

Как образовано слово «самовар»?

Оно образовано сложением корней сам и вар ( от варить в значении «кипятить»).

Запишите в тетрадь, выделите корни (В этом слове 2 корня, которые соединяются гласной О. )

! Самовар – исконно русское слово. Как оно образовалось? А просто сложили сам – и вар – (от слова варить в значении «кипятить» ). Из словаря В.И.Даля мы узнаём, что раньше в Курске самовар называли «самокипец», а в Вятке -«самогрей». Слово «самовар» не переводится на другие языки

Подберите однокоренные слова: (самоварец, самоварчик, самоваришка, самоварище, самокипец, самоварный,самоварщик,)

в.Орфоргафическая работа

Поставьте ударение, подчеркните опасные места

г. Грамматическая работа.

 Составьте  словосочетания с прилагательными русский, горячий, полезный, с существительными самовар, чай, напиток.

Самовар кипит-уходить не велит.

Определите части речи и подчеркните грамматическую основу

Какую задачу ставили на сегодняшний урок?

Какую задачу поставим на урок Родная литература?ИЗО?

Кейс-справочник 1

Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая.

История самовара

- В толковом словаре В.И.Даля указано: назначение самовара – нагревать воду.

Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

- У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас - без самовара. 

 - Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

Тула до сих пор славится своими самоварами, даже есть поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят».

Кейс-справочник 2

      В трубу клали сосновые сухие шишки, берёзовые щепки или древесный уголь. Поджигали специальной лучиной. Потом раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога. Сверху у самовара ставили трубу, как у печки. Самовар начинал нагревать воду, вскоре уже кипел. Горячие угли в самоваре поддерживали тепло в самоваре очень долго.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский родной язык

Слайд 3

Стоит толстячок, Подперевши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит. Какую задачу поставим на сегодняшний урок?

Слайд 4

«Самовар кипит – уходить не велит».

Слайд 6

1.Словарно-лексическая работа Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая Тульский самовар. Поставить самовар (начать кипятить воду в самоваре). Самовар кипит (кипит вода в самоваре). Подать самовар ( поставить на стол, приготовиться к чаепитию) … Толковый словарь Ушакова

Слайд 8

2.Словообразовательная работа. Запишите слово в тетрадь . Подберите однокоренные слова, выделите корень

Слайд 9

2.Орфорграфическая работа Поставьте ударение, подчеркните опасные места

Слайд 10

3. Грамматическая работа. Составьте словосочетания с прилагательными русский, горячий, полезный , с существительными самовар, чай, напиток.

Слайд 11

Самовар кипит-уходить не велит. Определите части речи и подчеркните грамматическую основу

Слайд 12

Какую задачу поставили на урок? Какие знания помогли решить задачу урока? Какую задачу поставим на урок Родная литература? Изобразительное искусство?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг развития речи уч-ся 3 «В» класса на уроках родного русского языка.

               Для изучения эффективности проведения учебного диалога необходим выбор и создание системы диагностики. Как известно, проблема диагностики ...

УРОК РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Они великие помощники, и в жизни верные друзья. Сочинение о школе» 3 класс

ЗАДАЧИ  УРОКА 1.Создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности.2.Учить писать грамотно и употреблять слова правильно,развивать речь, обогащать словарный запас...

Урок родного русского языка в 4 классе «Подготовка к написанию текста – рассуждения «Осень»

Цели:  создать эмоционально-психологический,коммуникативно-языковой настрой на работу.Образовательная:закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения,учить детей писать и редактиро...

Урок родного русского языка "Дом, который построим мы"

У каждого человека должен быть ДОМ. Не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.   А создать ДОМ ...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Урок родного русского языка во 2 классе «Особенности русского речевого этикета»

Данный открытый урок был дан в 2020 году во 2 классе по программе Родной русский язык на предметной неделе.В конспекте учительработает над особенностями именно русского речевого этикета.Целью урока яв...