Технологическая карта "Звуки [т] [т`]. Буквы Т т"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Куманина Арина Николаевна

Конспект урока по азбуке на тему " Звуки [т] [т`]. Буквы Т т"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_t_t._bukva_t_t.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

1.Организационный момент.

      Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он ещё не решил,нужно ли ему идти учиться в школе. Давайте ему докажем, что в школе учиться интересно, можно получить много знаний.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

2.Актуализация знаний. Повторение пройденного.

По «ленте букв» ведётся повторение изученных гласных и согласных.

Ребята, расскажите Незнайке, с какими буквами мы уже познакомились. (а, о, у, ы, и, н, к,с.)

А какие буквы живут в красном домике? (буквы гласных)

Почему звуки гласные? (потому что произносятся голосом, без преград, образуют слог.)

А какие буквы гласных живут на верхнем этаже? (это гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного.)

А какие буквы гласных живут на нижнем этаже? (это гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного.)

Дайте полную характеристику звуков [н], [н’] (согласный, звонкий, твёрдый; согласный, звонкий, мягкий.)

3.Постановка проблемы. Открытие нового знания.

а) Игра «Услышь звук и обозначь буквой» слова: три (первый звук) и пять (последний звук).

б) Слого-звуковой анализ слова «три».

Помотрите на картинку и схему. Какое слово загадано? (три)

Повторим это слово 3 раза. Сколько слогов в этом слове? (1)

Почему? (один гласный звук [и])

Назовите слияние (ри)

А какой звук вне слияния? ([т])

Повторим этот звук 3 раза. Дадим ему полную характеристику. (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к верхним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Твёрдый.

         в) Слого-звуковой анализ слова «пять»

Поможем Незнайке угадать второе слово.

     Давайте произнесём это слово хором 3 раза. Сколько в нём слогов? Почему? (один, так как в слове один гласный)

Назовите хором слияние. (пя)

Назовите звук вне слияния и повторите его хором 3 раза.  ([т’])

Дайте ему полную характеристику  (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к нижним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Мягкий.)

Почему мы не смогли обозначить звуки буквами? Почему возникло затруднение?(не умеем обозначать звук соответствующей ему буквой).

г) Игра «Хлопни в ладоши».

Учитель читает стихотворение, дети внимательно слушают и хлопают в ладоши один раз, если слышат в слове звук [т] и [ т’].

Глупый, маленький телёнок

Только вышел из пелёнок.

Вот тебе косыночка,

Ты, телёнок,- Зиночка!

д) Знакомство с буквами Т, т. Найти их место на «ленте букв», в кассе букв, алфавите.

е) На что похожа буква? (картинки-рисунки)

Буква Т стоит на крыше,

 Телевизор в доме том.

 Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

 ж) Сравнение звуков [ т] и[ т’] (презентация «Азбука»)

Учитель демонстрирует картинки, дети произносят первый звук слова, показывают сигнальными карточками, какой это звук: мягкий (зелёный цвет) или твёрдый (синий цвет).

4.Физминутка.

Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.

Наши ножки постучали дружно, веселее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, ниже опустились.

Завертелись, завертелись и остановились.

5.Упражнения для развития речевого аппарата.

Упражнение  «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)

Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.)

6.Первичное закрепление:  чтение слияний-чистоговорок.

А сейчас представьте, что мы мыши.

Ты-ты-ты – к нам пришли коты.

Та-та-та – не боимся мы кота.

Ти-ти-ти – их прогнали мы почти.

То-то-то – будем мы играть в лото.

Ту-ту-ту – наведём здесь чистоту.

7.Договаривание слогов-слияний до целых слов (тихо, тыква, тапка…)

8.Работа по учебнику. Включение в систему знаний и повторение.

а) Нахождение слов со звуками [т ]и [т’](ученики обводят в отрывке буквы т, считают их количество: читающие дети читают стихотворение-отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный».

б) Рассматривание иллюстрации в стихотворению.

Назовите слова со звуками [ т  ]и [ т’].

в) Чтение слов с доски: (хором, парами, рядами, индивидуально)

кот        окуни

котик    Никита

кто         как

г) Работа с текстом «Хитрый кот».

Чтение хором.

Чтение по цепочке.

Чтение текста одним учеником (3-4 человека).

Беседа по содержанию и озаглавливание:

-Чей был кот?

-У кого были окуни?

-Что сказано про кота?

-Как можно назвать этот рассказ?

Пересказ текста учащимися.

-Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота?(нет)

-Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)

9.Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать, тихо сесть, начать писать.

10.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

-Чем они похожи и чем отличаются?

-Какой буквой на письме они отличаются?

-Дома придумайте слова с изученной буквой и по желанию выучите стихотворение со страницы 56.

-А сейчас давайте скажем Незнайке «До свидания!» Ему очень понравилось у нас и он обязательно к нам ещё придёт.

-Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное обучение грамоте. Технологическая карта. Звук [ш] буква ш.

Интегрированный урок обучения грамоте направлен на формирование умения выделять звук в слове и обозначать его буквой, развитие орфографических навыков письма, на приобратение важнейших интеллектуальны...

Технологическая карта знакомство с буквой А письмо А

Технологическая карта знакомство с буквой А письмо А...

Технологическая карта знакомство с буквой Т письмо Т

Технологическая карта знакомство с буквой Т письмо Т...

Русский язык 1 класс Технологическая карта Звуки и буквы

Технологическая карта темы "Звуки и буквы" разработана на 7 учебных часов. Соответствует требованиям ФГОС НОО....

Технологическая карта урока " Согласная буква Ж", 1 класс , УМК " Школа России"

Предлагаю технологическую карту урока с презентацией по теме " Согласная буква ж", 1 класс, УМК " Школа России"....

Технологическая карта урока Строчная буква э

Материал формирует умения писать строчную букву э, слова с этой буквой,способствует развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера....