Русский язык 1 класс Технологическая карта Звуки и буквы
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Мамедова Лариса Георгиевна

Технологическая карта темы "Звуки и буквы" разработана на 7 учебных часов. Соответствует требованиям ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема «Звуки и буквы (7 ч.)»

Тема

Звуки и буквы

Цель темы

Знать, чем отличаются звуки от букв. Какие звуки могут обозначать гласные и согласные звуки.

Основное содержание темы, термины и понятия

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знать, чем отличаются звуки от букв. Какие звуки могут обозначать гласные и согласные звуки.

Уметь выделять в словах гласные и согласные звуки и буквы

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение, окружающий мир.

Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.

- Т.Г Рамзаева. Учебник для 1-го класса.

- С.Ю.Кремнев. Словарные диктанты для 1-го и 2-го классов.

- презентации «Звуки и буквы», «Гласные звуки и буквы», «Л.Толстой Чиж», «Игра  Весёлые буквы», «Звуки и буквы. Закрепление»,  «Алфавит», «Тест по русскому языку»

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- алгоритм самооценки.

I  этап. Мотивация к деятельности

Цель

Проблемная ситуация

Мотивировать учащихся на изучение темы «Звуки и буквы».

Чем отличаются звуки от букв. Какие звуки могут обозначать гласные и согласные звуки.


II  этап Учебно-познавательная деятельность

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

ФОУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

Звуки и буквы.

Орг.

момент

Организация и  уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Ф

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Закрепление изученного материала

Вопросы по презентации «Звуки и буквы».  

С. № 1-6

Отвечают на вопросы.

Ф

Какие звуки могут обозначать гласные и согласные звуки?

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний 

Использование знаково-символических средств представления информации.

(Познавательные УУД).

. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. (Регулятивные УУД).

Изучение нового материала

Регуляция и коррекция.

Определяют звуки и буквы, из которых состоят слова.

У д.

Работа по учебнику упр.40,42

Различать звуки и буквы.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 (Регулятивные УУД).

Первичное закрепление

Наблюдение и индивидуальная помощь.

Составляют слова.

И

Работа по учебнику упр.41

Вопросы по презентации «Звуки и буквы».  

С. № 8-9

Составляют слова.

Ф

Дайте характеристику звукам.

Итоги урока. Рефлексия

Напоминание критериев самооценки, организация самооценки учащихся.

Вспоминают новые понятия, самооценка.

Ф

Обобщить и систематизировать  новые знания.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Д.з. Упр.43, пр.с.26

Обозначение гласных звуков буквами.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

ФОУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

Орг.

момент

Организация и  уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Ф

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Работа над новым материалом

Вопросы по презентации «Гласные звуки и буквы».  

С. № 1-6

Отвечают на вопросы презентации.

Ф

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

Регуляция и коррекция.

Различают гласные звуки, их слогообразующую роль.

У д.

Работа по учебнику упр. 44, 45.

Закрепление изученного материала

Работа по презентации «Гласные звуки и буквы».  

С. № 7-8

Наблюдение и индивидуальная помощь.

Разделяют текст на предложения.

И

Самостоятельная запись восстановленного текста.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. (Познавательные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

(Познавательные УУД).

Подчёркивают гласные буквы.

Итоги урока. Рефлексия

Напоминание критериев самооценки, организация самооценки учащихся.

Вспоминают новые понятия, самооценка.

Ф

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Д.з. Упр. 46

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

ФОУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Буквы для обозначения согласных звуков.

Орг.

момент

Организация и  уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Ф

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Работа над новым материалом

Регуляция и коррекция. Упр.47

Дают характеристику звукам.

Ф

Каково различие между гласными и согласными звуками.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв.

Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).

Регуляция и коррекция. Упр.48

Вставляют пропущенные буквы.

У д.

Обобщение изученных знаний.

Регулятивная.

Упр. 51

Вставляют пропущенные слова.

У д.

Подчеркните звонкие согласные.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).

Учатся оценивать действия одноклассников.

(Коммуникативные УУД).

Дифференцировать гласные и согласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.

Наблюдение, индивидуальная помощь.

Упр. 50

Списывают.

И

Определите количество слогов в словах.

Регулятивная.

Презентация «Л.Толстой Чиж»

Восстанавливают деформированный текст.

П

Прочитайте предложения в том порядке, чтобы получился тест.

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры. Владение умением проверять написанное.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Итоги урока. Рефлексия

Напоминание критериев самооценки, организация самооценки учащихся.

Вспоминают новые понятия, самооценка.

Ф

Последовательность, название натуральных чисел

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

ФОУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Гласные и согласные звуки. Обозначение звуков буквами.

Орг.

момент

Организация и  уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Ф

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Закрепление нового материала

Регуляция и коррекция.

Упр.52

Составляют предложение.

У д.

Дополните ещё одним предложением до текста.

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, для успешного решения задач при составлении письменных текстов.

Научатся планировать шаги по  устранению проблем.

(Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД). Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Презентация «Игра Весёлые звуки»  

Определяют гласные и согласные буквы.

Ф

Дайте характеристику звукам.

Закрепление изученного материала.

Наблюдение, индивидуальная помощь.

Упр. 53

Вставляют пропущенные слова

И

Подчеркните глухие согласные.

Познакомятся с новой единицей измерения.

Научатся планировать шаги по  устранению проблем.

(Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Регуляция и коррекция.

Упр.54

Вставляют пропущенные буквы.

Ф

Дайте характеристику звукам.

Итоги урока. Рефлексия

Напоминание критериев самооценки, организация самооценки учащихся.

Вспоминают новые понятия, самооценка.

Сл. 9-10

Ф

Последовательность, название натуральных чисел

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Д.з. Упр. 55

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

ФОУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Повторение по теме «Звуки и буквы».

Орг.

момент

Организация и  уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Ф

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Закрепление изученного материала

Практическая работа: фонетический анализ слова.

Определяют количество слогов, букв, звуков в словах. Читают правило с.34

Ф

Функции букв е, ё, ю, я в слове.

Упр.56

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

(Регулятивные УУД).

Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. (Коммуникативные УУД).

Регулирование. Индивидуальная помощь.

Выполняют задания презентации.

Презентация «Звуки и буквы. Закрепление».

Знать, чем отличаются звуки от букв. Какие звуки могут обозначать гласные и согласные звуки, Уметь выделять в словах гласные и согласные звуки и буквы

Различать звуки и буквы.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Фонетический анализ слова.

У д. и И.

Упр.57

Итоги урока. Рефлексия

Напоминание критериев самооценки, организация самооценки учащихся.

Вспоминают новые понятия, самооценка.

Ф

Последовательность, название натуральных чисел

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Д.з. Упр. 58

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

ФОУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Азбука, или алфавит.

Орг.

момент

Организация и  уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Ф

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Работа над новым материалом

Спрашивает знание алфавита.

Называют буквы алфавита по порядку.

Ф

Правило с.36

Знать буквы алфавита, с которых начинаются слова.

Уметь записывать слова в алфавитном порядке.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

(Регулятивные УУД).

Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).

Регулирование

Как записывать слова в алфавитном порядке.

Ф

Презентация «Алфавит»

Наблюдение, индивидуальная помощь.

У д.

Упр. 62

Первичное закрепление.

Наблюдение, индивидуальная помощь.

Записывают слова в алфавитном порядке.

И. По вариантам.

Упр. 60, 63.

Взаимопроверка.

Уметь записывать слова в алфавитном порядке.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).

Учатся оценивать действия одноклассников.

(Коммуникативные УУД).

Регулирование.

Ориентация в алфавите.

Ф

Упр. 59.

Знать буквы алфавита.

Итоги урока. Рефлексия

Напоминание критериев самооценки, организация самооценки учащихся.

Вспоминают новые понятия, самооценка.

Ф

Последовательность, название натуральных чисел

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Д.з. Упр. 61, 64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме: "Гласные звуки и буквы"

Данный урок формирует умение отличать буквы от звуков....

Открытый урок по русскому языку в зклассе.Тема "Звуки и буквы. Гласные звуки"

В конспекте урока использованы игры и задания из диска - приложения к учебниуку по русскому языку В.Г.Горецкого...

Интегрированное обучение грамоте. Технологическая карта. Звук [ш] буква ш.

Интегрированный урок обучения грамоте направлен на формирование умения выделять звук в слове и обозначать его буквой, развитие орфографических навыков письма, на приобратение важнейших интеллектуальны...

Урок русского языка по теме "Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э"

Урок русского языка по теме "Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э"...

Проверочная работа по русскому языку на тему "Согласные звуки и буквы" 2 класс

Проверочная работа по русскому языку по теме "Согласные звуки и буквы" 2 класс...

Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)

Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...

Русский язык. Урок по теме "Звук [ц], буквы Ц,ц. Строчная буква ц. 1 класс.

Тема урока: Звук [ц], буквы Ц,ц. Задачи: знакомство со звуком [ц ], с буквами Ц,ц; учить характеризовать звук по алгоритму; учить читать слоги и слова с буквой ц; учить анализировать образец изуч...