Урок по русскому языку на тему: "Согласные звуки ф, Ф"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
Юные спортсмены.
Разработала: Мельцова Валентина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева
Цели: познакомить с согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф. Научить читать слова и слоги с ними. Совершенствовать навык чтения, пересказа, умения отвечать на вопросы, работать с книгой. Расширять словарный запас учащегося, развивать речь, память, логику, мышление, познавательный интерес, внимание. Воспитывать культуру совместной работы, дружелюбие, интерес к зимнему виду спорта.
Тип урока: комбинированный (совершенствование изученного и формирование новых знаний).
Должны знать и уметь: характерные особенности звуков [ф], [ф’], уметь выделять и обозначать его, читать слова с ним.
Методы: фронтальный и индивидуальный опрос | словесные - беседы с элементами объяснения наглядные – таблицы, картины, схемы практические - наблюдения, анализ, исследование, чтение частично - поисковый, проблемный стимулирующий – зимний друг, эмблема с «5». |
Методические приемы: | работа с учебником, таблицами, схемами, самонаблюдение, объяснение, игровые ситуации. |
План урока:
- Организационный момент
- Работа по ленте букв
- Сообщение темы и целей урока
- Артикуляционная гимнастика
- Проверка домашнего задания, физкультминутка
- Изучение нового материала
а) классификация звуков
б) распознавание нового звука в словах на слух
в) знакомство с буквами
г) чтение слогов
д) чтение слов с доски
е) работа над текстом
ж) физкультминутка
7. Итог
8. Домашнее задание
9. Оценка
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте дорогие гости!
Мне очень хочется знать, с каким настроением вы, ребята, пришли сегодня в класс. А определим мы его по солнышкам.
- Какое изображение солнышка Вам больше всего нравится? (веселое, грустное или задумчивое)
В конце урока мы снова вернемся к ним. Может у кого-то изменится настроение.
- Игровая ситуация.
Ну, а теперь начнем наш урок. Сегодня мы с вами отправимся в поход на лыжные соревнования.
Дорога лежит через станции, путь к которым будет указывать…. А вот кто, узнаете, если отгадаете загадку.
- Отгадывание загадки.
Меня не растили,
Из снега слепили,
Холодный, большой,
Кто я такой?
(Снеговик)
Итак, Снеговик зовет нас в путь!
Наш путь мы начнем со станции «Стартовая».
Представьте, что над нами кружатся снежинки, а под ногами мягко хрустит снег.
- В какое время года такое может быть? (Зимой)
- Чем красива зима? (ветви деревьев напоминают нам сказочные существа, красивые узоры на окнах; снежинки порхают, словно пух, похожие на маленькие звездочки; разноцветным огнем переливается и блестит снег в ясную морозную погоду).
- Какие чувства у Вас вызывает наступление зимы? (чувства радости, бодрости, веселья).
- Почему? (выпал белый чистый снег, можно покататься на санках, коньках, лыжах, поиграть в снежки).
Очень доволен Вашими ответами остался Снеговик. (Повторение)
- Так, общаясь с Вами, мы незаметно дошли до станции «Разминочная», на которой проведем зарядку для ума. Вспомним то, что мы уже знаем, выполняя задания Снеговика.
Глаза начинают светиться.
Кругом - только умные лица.
Задание первое.
- На какие 2 группы делятся звуки и буквы? (гласные, согласные)
- Где расположены гласные? (в красном домике)
Назовите их.
- Почему их так называют? (поются, произносятся свободно, образуют слог)
- Почему гласные расположены в 2 ряда? (обозначают мягкость, твердость)
- Что еще знаете о гласных? (есть особенные)
Назовите их.
- Почему? (образуют 2 звука в начале слова и после гласного)
Задание второе.
- Посмотрите на эти буквы и назовите звуки только твердо.
д, г, б, з, ж, в, п, т, ш, с, к.
- Какие это звуки? (согласные)
- Как узнали? (при произношении встречают преграду, не образуют слог)
- На какие группы мы их можем разделить? (звонкие, глухие)
- Составьте пары по звонкости и глухости.
- Прочитайте только звонкие, только глухие.
- У какого звонкого согласного нет пары? (в)
3. Мы получили 5 пар полных глухих и звонких, а одна пара неполная.
- Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с парой звонкого согласного в. Дадим характеристику новому звуку, познакомимся с буквой его обозначения. Научимся читать слоги и слова с ним.
Задание 3.
- Артикуляционная гимнастика.
Прочитать скороговорку.
- Некоторые из названных звуков встретятся в скороговорке, произнести их четко.
Прочитать шепотом, медленно, быстро.
Три сороки – тараторки
тараторили на горке.
(Один ученик читает громко, медленно)
- О ком говорится? Что означает тараторки; тараторили?
- Как падает голос сорока? (стрекочет)
Задание 4.
- Проверка домашнего задания
Н.А.Некрасов «Саша» (наизусть 3 ч.)
Снеговик объявляет конкурс чтецов.
Чье чтение Вам больше понравилось? Почему?
- Путь оказался не близким. Мы немножко устали. Давайте слепим нашему снеговику много снеговичков, которые станут для него новыми друзьями.
VI. Физкультминутка
Эй, дружок, скорей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в большущий ком
И станет ком – снеговиком;
Его улыбка так светла.
Два глаза, нос морковкой,
Шляпа и метла.
Продолжаем наш путь.
А вот и станция «Спортивная», на которой проходят лыжные соревнования. Это основная станция, поэтому заданий здесь немало, и они требуют от Вас большего внимания.
VII. Изучение нового материала
- Беседа по иллюстрации.
- Какое время года изображено на картинке? (зима)
Доказать. (Кругом лежит снег, ребята катаются на лыжах)
- По какому виду спорта проходят соревнования? (по лыжному)
- Кто знает, как называется место, откуда начинаются соревнования? (старт-начало)
Для отметки лыжни используют сигнальные флажки, чтобы не сбиться с пути.
На любом соревновании есть судья.
-Кто здесь судья? (девочка, в руке у нее флажок)
- Выделение звуков.
Произнести хором (флажок).
- Проговорить по слогам (фла-жок)
- Сколько слогов? (2) Почему? (2 гласных звука)
- Произнести с ударением (флажок)
- Какой слог ударный? (2)
- Произнести 1 слог. (фла)
- Сколько в нем звуков? (3: ф-новый, л, а – знакомые)
- Произнести 2 слог. (жок)
- Сколько в нем звуков? (3: ж, о, к – знакомые)
- Сколько всего звуков в слове? (6)
Выбрать подходящую схему.
ла жок
Выделить первый звук из первого слога. (ф)
- Какой он? (согласный) Почему? (встречает преграду, не может образовать слог)
- Что еще можно о нем сказать? (глухой, твердый, парный)
- Как называется место, где заканчиваются соревнования? (финиш – конец лыжни)
Произнести хором (финиш)
- Проговорить по слогам (фи-ниш)
- Сколько слогов? (2) Почему? (два гласных звука)
- Произнести с ударением (финиш)
- Какой слог ударный? (1)
- Произнести 1 слог (фи)
- Сколько в нем звуков? (2: ф’ – новый, и – знакомый)
- Произнести 2 слог (ниш)
- Сколько в нем звуков? (2: н’, и, ш – знакомые)
- Всего сколько звуков в слове? (5)
Подставить схему.
и ниш
Выделить первый звук из первого слога (ф’)
- Какой он? (согласный, глухой, мягкий, парный)
Мы видели два звука, давайте дадим полную характеристику звукам ф, ф’. (Согласные, глухие, могут быть мягкими и твердыми, парные)
- А теперь, ребята, поиграем в игру «Узнай звук» и найдем пару звонкому согласному в. (Услышав изучаемый звук – хлопай, не услышав звук – топай).
ветер-ферма дерево-шофер
вратарь – фабрика фокусник - корова
Назвать пару согласному звонкому в. (пара согласному звонкому в согласный глухой ф).
- Знакомство с буквами.
Звуки ф, ф’ обозначаются буквами ф. (Вставляю в буквы слова, читаем хором: флажок, финиш).
- Какая буква пара согласной звонкой в? (ф) Где ее место? Теперь знакомимся.
А теперь посмотрим с какими гласными эта буква образует слог – слияния.
- Чтение слогов: фи, фы, фо, фё, фа, фе, фу.
а) чтение хором с выделение гласного;
б) повторное чтение:
девочки читают твердые слияния
мальчики - мягкие
- Чтение слов с доски.
Ребята, пока мы играли, на соревнованиях что-то произошло.
Мы узнаем, прочитав рассказ «Как поступить?», но прежде мы выясним значения трудных слов и научимся их произносить, чтобы понятен был смысл рассказа.
- Как бы Вы озаглавили текст? Почему? (Все хорошо, что хорошо кончается. Друг познается в беде)
Работа по группам.
1 гр. – чтение «Разведка» (Найти и прочитать слова со звуками ф, ф’)
2 гр. – пересказ с продолжением (3 ч.)
Хоть было и тяжело, но мы благополучно добрались до финиша.
VIII. Итог урока.
Вот и последняя стадия «Финишная».
- Где Вы побывали? (на лыжных соревнованиях)
- Что нового узнали? (познакомились с новыми звуками ф, ф’ и буквой ф)
- Дать характеристику новым звукам.
Дома еще раз прочитаете рассказ «Как поступить?» и перескажите его родителям.
Снеговик прощается с Вами. Он остался доволен, Вы хорошо поработали. В благодарность от Снеговика Вы получаете вот такие эмблемки.
- Вам понравился урок?
- Посмотрите на солнышки. Какое кому нравится?
Вот и хорошо, что хорошо кончается.
Урок закончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".
Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...
Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами Т, т....
Разработка урока русского языка по теме "Согласный звук Й ".Презентация и технологическая карта урока.
Разработка урока русского языка.Тема "Согласный звук й "...
Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".
Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...
Проверочная работа по русскому языку на тему "Согласные звуки и буквы" 2 класс
Проверочная работа по русскому языку по теме "Согласные звуки и буквы" 2 класс...
Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)
Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...