Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бархатова Анна Николаевна

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24.04.docx41.23 КБ
Файл soglasnye_zvuki_i_bukvy.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.04.2019                                                                                                               ФИО учителя: Карманова Е.П.

Школа: МКОУ СОШ № 2 г. Нязепетровск                                                                               ФИ студента: Бархатова Анна

Класс: 1                                                                                                                         ФИО методиста: Галиуллина Н. К.

Кабинет: 3

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Согласные звуки»

Цели деятельности учителя: формирование умения различать  согласные звуки и буквы, их классификации.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь правильно произносить согласные звуки давать характеристику согласному звуку;

- знать образование согласных звуков;

- уметь различать в слове согласные звуки по их признакам;

- уметь определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс  4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.

Этап урока

 Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный беседа

1 мин

- Доброе утро, ребята сейчас у нас  урок русского языка, проверьте свою готовность к уроку. Готовы начать урок?

Готовят рабочее место

- Настраиваются на работу

-да

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: каллиграфическое упражнение

Игровой: «угадай слово»

1 мин

2 мин

Минутка чистописания.

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

-Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

- Кто скажет, какое сегодня число?

- Верно. Сегодня у нас пятое октября. Классная работа. Откройте тетради и запишите число. Не забывайте, что в слове «классная» удвоенная буква –с. Кто записал, руку на локоток.

-Давайте перед тем как начать нашу минутку чистописания, мы с вами вспомним правила правильной посадки.

-Покажите-ка мне, как нужно правильно сидеть? Как нужно правильно класть тетрадь? И как правильно держать ручку? Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся. Угол тетради смотрит в живот. Ручку держим правильно.

-Пишем под диктовку.

 Сегодня тёплый денёк. Сеня и Люся идут к реке. Там из земли бьют ключи. Хорошо летом!

Словарная работа.

-Ребята, что мы делаем после минутки чистописания?

-Верно.  Вставим буквы.

картина

ворона

девочка

баран

шалаши

сапоги

капуста

яблоня

ребята

суббота

грач

город

ученица

воробей

собака

рябина

ученик

тетрадь

-Молодцы. Запишите эти слова к себе в тетрадь. Соблюдайте правильное соединение букв в словах. Подчеркните  орфограммы.

-с минутки чистописания

-вырабатываем красивый почерк

- 24апреля

- Повторяют правила правильной посадки

- Пишут под диктовку

-проводим словарную работу

- это словарное слово, его написание надо запомнить

- безударная непроверяемая гласная в корне слова (слов.слово)

Подчеркивают орфограммы

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

3 мин

- Спросил однажды звук капризно:

«Как мне узнать про этот признак?

Я мягкий? Твёрдый? Знать хочу!

Когда ответ я получу?»

Как определить твёрдость и мягкость согласных?  
–А графически как мы это обозначаем?

-Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? С какой буквой и каким звуком мы будем сегодня работать?

- Ребята, подумайте, чему мы будем учиться на уроке?

- Слушают учителя

- Мягкие согласные зелёной точкой и гласные, обозначающие эту мягкость, красной точкой, твердые согласные

синей точкой

-Тема урока «Звук Согласные звуки».

1)  различать  согласные звуки и буквы

2) Научиться определить, согласный звук, роль согласных звуков

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

IV. «Открытие» нового знания

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –анализ языкового материала;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –

Комментированное письмо;

морфологическое упражнение.

Работа с книгой

Практический: упражнение (лексич.,

устн.,коллект.,

тренир.,словесное,

зрительное,

продуктивное)

15 мин

- Что вы можете сказать о согласных звуках?

-   А сейчас вспомним , что мы знаем о согласных?

     – Назовите согласные звуки.

      – Какие из них всегда твёрдые?

– Какие являются всегда мягкими?

– Назовите пары по глухости – звонкости

– Какие согласные не имеют парных глухих (звонких)?

- Отгадайте загадку:
Живёт в норке.
Грызёт корки.
Короткие ножки.
Боится кошки.


- Рассмотрите картинку 
(На картинке мышь ест сыр.). Произнесите слова-названия изображённых предметов.
- Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах. 
(Ребята поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.)
- Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха?
- А из чего состоит каждый согласный звук? 
- Итак, 
согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.
- Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: 
Мышка любит сыр.Какие правила будете соблюдать? - Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. - Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем? - Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков.  - Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.74. Прочитайте заголовок. (Выстраивается вторая часть таблицы.) - Нашли мы ответ на данный вопрос?
- Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков.

Как отличить 
согласный звук от гласного?

Гласные звуки

Согласные звуки

Гласный звук состоит только из голоса.

Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.

При произнесении гласного звука воздух  проходит свободно, без преград.

При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.

-Молодцы, ребята.

- Слушают учителя

- Отвечают на вопросы

- согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока.

- Согласный ( при произн. струя воздуха встр. преграду), звонкий (закрывая уши мы слышим вибрацию) мягкий звук

- мышка

- При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков,

- Произносится каждый звук и делается вывод

- Читают задание

-  Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным.

- Да

-Подбираем слова-родственники

-Подчеркивают букву

- Работа с таблицей

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Динамическая пауза

Практический

1 мин

- Раз, два – стоит ракета,

Три, четыре – самолёт.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.

 -Молодцы, все справились.

Повторяют движения

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

Конструирование, составление предложений и обобщение

Словесный: беседа

4 мин

-Мы немного размялись. Давайте продолжим нашу работу.

-Откройте рабочие тетради на с.38  и прочитайте упр. 1 (спрашиваю одного ученика вслух)

-Повторите задание, что нужно сделать?

-Приступайте. Правильность выполнения упражнения проверим коллективно.

- Молодцы, ребята!

-изменить слова так, чтобы в них появился звук Й + составить 3-4 предложения с получившимися словами

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

VIII. Включение в систему знаний.

Практический: доп.задание

Словесный: беседа

7 мин

-Ребята, на экране вы видите несколько слов.

- Как мы уже обсуждали, правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки.
- Послушайте скороговорку, постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
- О ком скороговорка?
- Что делал Сеня, для чего?
- Куда Сеня носил сено?  
- Что такое «сени»?
- Где можем узнать значение слова? 
- Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки?
- В каких словах [c][c´][н][н´]?
- Эта скороговорка записана в учебнике в упр.2 с.74- Может ли один согласный звук изменить значение слова? 
- Прочитайте внимательно ещё одну скороговорку про Сеню. 
- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?
- Спишите скороговорку. Подчеркните буквы согласных звуков.
- Сделаем вывод: может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите в паре группы слов, которые отличаются одним согласным звуком.
- Значения всех ли слов вы понимаете? 
(том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.)
- Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова

- Обобщают изученный  материал.

- Слушают учителя

- Отвечают на вопросы 

- Толковый словарь. Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Сени использовались для хозяйственных нужд, а летом и для ночлега 

- У Сени и Сани в сетях дом с усами. 

- У Сени и Сани в сетях сом с усами

 

- Делают вывод о проделанной работе 

Р: осуществление

итогового контроля;

Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

IX. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3 мин

-Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги нашего урока.

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли эту цель?

-Мы научились слышать в словах звук Й?

-Молодцы!

-У кого возникли трудности в понимании этой темы?

- Запишите домашнее задание с доски

-Спасибо  за урок,  до свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

- Тема урока «Звук Согласные звуки».

1)  различать  согласные звуки и буквы

2) Научиться определить, согласный звук, роль согласных звуков Высказываются

-да

Высказываются

Записывают домашнее задание

Р: оценка результатов работы

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык согласные звуки и буквы 1 «В» класс Презентацию подготовила учитель МОУ СОШ №4 Денисенкова Лариса Николаевна 2013 г.

Слайд 5

Словарные слова 1 ряд 2 ряд 3 ряд к… ртина в… рона д… вочка б…ран шалаш… с… поги к…пуста ябл … ня р… бята су… ота гра … гор… д уч … ница в…р…бей с…бака р… бина уч …ник т… традь

Слайд 6

Проверь себя 1 ряд 2 ряд 3 ряд к а ртина в о рона д е вочка б а ран шалаш и с а поги к а пуста ябл о ня р е бята су бб ота гра ч гор о д уч е ница в о р о бей с о бака р я бина уч е ник т е традь

Слайд 7

ЦЕЛЬ УРОКА : Повторить… Выяснить…

Слайд 8

Какие бывают согласные звуки? Согласные звуки Глухие [ х ] [ ц ] [ ч ] [ щ ] [ х ’] Звонкие [ м ] [ н ] [ р ] [ л ] [ й ’] [ м ‘] [ н ‘] [ р ‘] [ л ‘] [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ з ] [ к ] [ л ] [ м ] [ н ] [ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ] [ х ] [ ж ] [ ш ] [ ц ] Твердые [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ з ] [ к ] [ л ] [ м ] [ н ] [ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ] [ х ] [ ч ] [ щ ] [ й ] Мягкие [ б ] - [ п ] [ в ] - [ ф ] [ г ] - [ к ] [ д ] - [ т ] [ ж ] - [ ш ] [ з ] - [ с ]

Слайд 9

ПРОВЕРЬ СЕБЯ / Э к о л о г ия – наука о человеке и окружающей среде. / Э кз а м е н по русскому языку будет трудным.

Слайд 11

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"

Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России». Тема урока: «Антонимы»

В данном  урок используются игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технология проблемного обучения....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России»)  Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Что такое предложение?

Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России»)  Тема урока: Что такое предложение?...