Конспект урока по русскому языку. «3-е склонение имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока: «3-е склонение имён существительных»
Цели урока:
- познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения, расширить знания детей о 1 и 2 склонениях имён существительных;
- формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения;
- развивать связную речь учащихся, логическое мышление.
Планируемые результаты (предметные): уметь распознавать имена существительные 3-го склонения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_otkrytyy_16.11.2021.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «3-е склонение имён существительных»
Цели урока:
- познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения, расширить знания детей о 1 и 2 склонениях имён существительных;
- формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения;
- развивать связную речь учащихся, логическое мышление.
Планируемые результаты (предметные): уметь распознавать имена существительные 3-го склонения.
Формируемые УУД
Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения слаженно работать в паре;
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Формы организации познавательной деятельности: (фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная работа).
Оборудование: учебник «Русский язык» (1 часть) автор В. П. Канакина, доска, карточки со словами, карточки с заданиями, компьютер, таблица «Три склонения существительных»
Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.
Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, технология создания учебной ситуации.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой на урок.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
-Сегодня на уроке у нас присутствую гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
-Я очень рада видеть вас, ребята. Огонёк в ваших глазах и желание учиться. Пожалуйста, прикоснитесь ладошками друг к другу и подарите чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится. Улыбнитесь и поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Опустите ладошки.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка чистописания.
-Откройте тетради и запишите число, классная работа.
-Пропишите буквы, которые у вас записаны в тетради.
2. Словарная работа.
Работа по карточкам. Взаимопроверка, самооценка.
Вставьте попущенные буквы, укажите склонение
В..кзал, г..зета, б..гаж, п..йзаж, к..рабль, п..с..ажир, завтр..к, п..года, вет..р, р..бота, уч..ник.
3. Проверка домашнего задания.
- Какие имена существительные можно отнести к 1-му склонению?
- Приведите примеры имен существительных 1-го склонения?
- Какие имена существительные можно отнести ко 2-му склонению?
- Приведите примеры!
III. Определение темы и цели урока.
1. Постановка проблемы. Исследовательская работа. Работа в группах.
- Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно выполнить задание в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группах.
1.Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.
2.Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.
3.Поблагодарите друг друга за совместную работу.
- Распределите имена существительные в 2 столбика, учитывая тип склонения.
Улыбка, роза, сын, лень, дядя, карась, зверь, остров, ночь, солнце,
дочь, Витя, ладонь, бабочка, лошадь.
Проверка.
- Прочитайте слова, которые вы отнесли к 1 склонению. Ко 2 склонению. Объясните.
- У каких слов не определили склонение? Почему так вышло?
- Сделайте вывод: что это за существительные?
Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?
2. Целеполагание.
- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок?
- Будем учиться определять склонение у имён существительных.
- Что мы должны знать в конце урока?
Физминутка.
IV. Изучение нового материала.
1. Открытие нового знания
-Запишите эти слова, выделите у этих существительных окончание и укажите род и склонение.
- Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению?
- Сколько склонений у имён существительных?
2. Формирование новых знаний
- Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению. Откройте учебники на стр. 97.
- Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.
- Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению? (На доску вывешиваю правило)
3. Работа с учебником. Коллективная работа.
Упражнение 172, страница 97.
Учащиеся по цепочке выходят к доске, произносят и записывают слова.
Имена существительные 3-го склонения: тень, бровь, рысь, пристань, болезнь, медаль, площадь, тетрадь, прорубь.
Имена существительных 2-го склонения: день, червь, гусь, конь, июнь, камень, журавль, писатель, голубь, жёлудь, ячмень.
Физминутка для глаз
Терем-терем-теремок!
(движение глазами вправо-влево)
Он не низок, не высок,
(движение глазами вниз-вверх)
Наверху петух сидит,
Он кукареку кричит
(моргают глазами)
V. Закрепление изученного материала
1. Игра «Доскажи словечко»:
Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – похлопать; если имя существительное 2 склонения – руки вверх; если имя существительное 3 склонения – потопать.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка) (хлопок)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох) (руки вверх)
Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? … (ёж) (руки вверх)
Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь) (потопать)
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха) (хлопок)
Чтобы было, где писать,
В школе нам нужна … (тетрадь) (потопать)
2. Определение склонений имён существительных. Самостоятельная работа. Запишите предложения. Определите склонение имён существительных
И днем (____), и ночью (____) кот (____) ученый все ходит по цепи (____) кругом.
На сосне (____) веселый дятел (____) белке (____) домик (____) конопатил.
Проверка по эталону. (Оценивание на полях)
VI. Итог урока. Рефлексия
1. Беседа
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
- Как определить склонение имён существительных?
2. Оценивание
- Оцените результаты труда самых активных детей (дети высказывают своё мнение и оценивают товарищей).
3. Домашнее задание
Разноуровневые карточки
–Прочитайте задания на карточках. Выберите уровень, с заданием которого вы справитесь.
Уровень 1.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Уровень 2.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
4. Рефлексия
Продолжите предложения:
1. Сегодня на уроке я узнал…
2. Я научился…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
У каждого из вас есть на парте осенние листочки.
•Если вам было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – поднимите большой листочек.
•Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – маленький листочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"
Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...
Конспект урока по русскому языку "3-е склонение имён существительных"
Конспект урока по русскому языку на тему "3-тие склонение имён существительных"...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных в Т.п и П.п" 4 класс
Склонение имён прилагательных в Т.п и П.п...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...
План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"
План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"...
Технологическая карта урока по русскому языку: "1-е склонение имён существительных" (УМК "Школа России"., 4 класс)
Тема урока: «1-е склонение имён существительных»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о склонении имён существительных.Планируемые результат...