План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Агапитова Валентина Игоревна

План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Слова на доске:

Лиса, степь, рожь, сестра, мама, глушь.

- Чем похожи эти слова?

Это существительные женского рода, стоящие в именительном падеже

- Чем отличаются?

- Окончанием

- На сколько групп можно разделить эти слова?

- На две.

- Какие?

- Существительные 1 и 3 склонения.

- Как вы определили?

- Чтобы определить склонение им.сущ., нужно:

   - определить начальную форму имени существительного (И.п. ед.ч.)

   - определить род, выделить окончание;

   - по роду и окончанию в Н.ф. определить склонение.

- Этим мы и будем сегодня заниматься.

Сформулируйте тему урока

- Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения слайд 1.

Сформулируйте цель урока.

- Продолжим упражняться в определении 3-го склонения имён существительных.

  1. Чистописание

- Открываем тетради. Записываем число

Словарная работа.

- Я задаю Вам вопросы, ответами являются словарные слова, которые вы записываете в тетрадь, выделяя орфограммы.

- один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства?

    - пейзаж (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

- главный в поле?

    - агроном (безударная гласная а, о, в корне слова, непроверяемые ударением).

- Синоним к слову разговор?

    - беседа (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

- дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их)?

    - аллея (безударная гласная а в корне слова, непроверяемая ударением; удвоенная согласная лл)

- аппарат для передачи и приёма звука

    - телефон (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением). 

3. Актуализация знаний

- Что такое склонение?

- Сколько склонений имён существительных существует в русском языке?

1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение.

  1. Работа по теме урока

Распределите слова на 3 группы.

Слова на доске

Роза, пион, радость, тюльпан, гвоздика, мысль, астра, мама, георгин, лилия, орёл, речь, василёк, ирис, рожь, площадь.

(1-е склонение: Роза, гвоздика, астра, мама, лилия.)

(2-е склонение: Пион, тюльпан, георгин, орёл, василёк, ирис.)

(3-е склонение: Радость, мысль, речь, рожь, площадь.)

- По каким признакам вы определяли склонение?

- По роду и окончанию.

- Напомните, какие существительные относятся к 1 склонению?

- Существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я.

- Ко 2-ому склонению?

- Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, -е.

- К 3-му склонению?

- Существительные женского рода с нулевым окончанием.

- Как вы думаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? (Выслушиваются предположения детей)

- Спишите слова (слова записаны на доске), подумайте, что у них общего.

в книге                в пенале                в тетради

- Одинаковый падеж.

- Какой?

- Предложный.

- Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже?

 - Разные.

- Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания?

- Разные склонения.

- Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных?

- Можно, так как они безударные.

- Достаточно ли знать только падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания?

- Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться.

- Что обязательно надо знать о существительном, чтобы правильно писать безударные окончания? – Склонение.

- Молодцы!

Распознавание склонения имен существительных с мягким знаком на конце.

- Сейчас я вам буду диктовать имена существительные, а вы должны записать только имена существительные 3-го склонения.

- Мышь, конь, помощь, пень, лень, жизнь, день, степь, автомобиль, картофель, печь, дочь.

- Какие существительные 3-го склонения вы записали?

- Мышь, помощь, лень, жизнь, степь, печь, дочь.

- Как вы определили?

- К 3- ему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце).

  1. Работа с учебником 

Стр.101 упр.179

- Расскажите о склонении имен существительных женского рода.

– Имена существительные женского рода могут относится к 1-ому и 3-ему склонению.

- Какие имена существительные женского рода относятся к 1-ому склонению?

- С окончание –а, -я.

- А к 3-ему склонению?

- С нулевым окончанием.

-Запишите слова, которые я вам продиктую (1 человек у доски)

ветка, сетка, нитка, кисточка, лошадка, печка, ёлка, площадка

- Запишите эти слова снова, но уже ставя их в 3 склонение.

- (3 склонение: ветвь, сеть, нить, лошадь, мышь, ладонь, печь, ель, площадь)

- Молодцы!

7. Итог урока

- По каким признакам мы определяем склонение существительных?

- По роду и окончанию

- Какие существительные относятся к первому склонению?

- Какие существительные относятся ко второму склонению?

- Какие существительные относятся ко второму склонению?

- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям?

 - Да: мама, мышь; огурец, дядя

- Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению?

- Да: ручка, папа; солнце, карандаш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Урок – исследование. Русский язык, 2класс. Род имён существительных. Система Л.В. Занкова.

Урок построен в форме исследования. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельно...

Урок по русскому языку: "Родительный падеж имён существительного множественного числа"

Урок по русскому языкуна тему: "Родительный падеж имён существительных множественного числа"Цели:познакомить с особенностями окончаний имен существительных  в родительном падеже множественного чи...

Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных.

Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных....

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Открытый урок по русскому языку«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»

Цель  урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении ...