План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Слова на доске:
Лиса, степь, рожь, сестра, мама, глушь.
- Чем похожи эти слова?
- Это существительные женского рода, стоящие в именительном падеже
- Чем отличаются?
- Окончанием
- На сколько групп можно разделить эти слова?
- На две.
- Какие?
- Существительные 1 и 3 склонения.
- Как вы определили?
- Чтобы определить склонение им.сущ., нужно:
- определить начальную форму имени существительного (И.п. ед.ч.)
- определить род, выделить окончание;
- по роду и окончанию в Н.ф. определить склонение.
- Этим мы и будем сегодня заниматься.
- Сформулируйте тему урока
- Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения слайд 1.
- Сформулируйте цель урока.
- Продолжим упражняться в определении 3-го склонения имён существительных.
- Чистописание
- Открываем тетради. Записываем число
Словарная работа.
- Я задаю Вам вопросы, ответами являются словарные слова, которые вы записываете в тетрадь, выделяя орфограммы.
- один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства?
- пейзаж (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).
- главный в поле?
- агроном (безударная гласная а, о, в корне слова, непроверяемые ударением).
- Синоним к слову разговор?
- беседа (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).
- дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их)?
- аллея (безударная гласная а в корне слова, непроверяемая ударением; удвоенная согласная лл)
- аппарат для передачи и приёма звука
- телефон (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).
3. Актуализация знаний
- Что такое склонение?
- Сколько склонений имён существительных существует в русском языке?
1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение.
- Работа по теме урока
Распределите слова на 3 группы.
Слова на доске
Роза, пион, радость, тюльпан, гвоздика, мысль, астра, мама, георгин, лилия, орёл, речь, василёк, ирис, рожь, площадь.
(1-е склонение: Роза, гвоздика, астра, мама, лилия.)
(2-е склонение: Пион, тюльпан, георгин, орёл, василёк, ирис.)
(3-е склонение: Радость, мысль, речь, рожь, площадь.)
- По каким признакам вы определяли склонение?
- По роду и окончанию.
- Напомните, какие существительные относятся к 1 склонению?
- Существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я.
- Ко 2-ому склонению?
- Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, -е.
- К 3-му склонению?
- Существительные женского рода с нулевым окончанием.
- Как вы думаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? (Выслушиваются предположения детей)
- Спишите слова (слова записаны на доске), подумайте, что у них общего.
в книге в пенале в тетради
- Одинаковый падеж.
- Какой?
- Предложный.
- Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже?
- Разные.
- Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания?
- Разные склонения.
- Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных?
- Можно, так как они безударные.
- Достаточно ли знать только падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания?
- Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться.
- Что обязательно надо знать о существительном, чтобы правильно писать безударные окончания? – Склонение.
- Молодцы!
Распознавание склонения имен существительных с мягким знаком на конце.
- Сейчас я вам буду диктовать имена существительные, а вы должны записать только имена существительные 3-го склонения.
- Мышь, конь, помощь, пень, лень, жизнь, день, степь, автомобиль, картофель, печь, дочь.
- Какие существительные 3-го склонения вы записали?
- Мышь, помощь, лень, жизнь, степь, печь, дочь.
- Как вы определили?
- К 3- ему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце).
- Работа с учебником
Стр.101 упр.179
- Расскажите о склонении имен существительных женского рода.
– Имена существительные женского рода могут относится к 1-ому и 3-ему склонению.
- Какие имена существительные женского рода относятся к 1-ому склонению?
- С окончание –а, -я.
- А к 3-ему склонению?
- С нулевым окончанием.
-Запишите слова, которые я вам продиктую (1 человек у доски)
ветка, сетка, нитка, кисточка, лошадка, печка, ёлка, площадка
- Запишите эти слова снова, но уже ставя их в 3 склонение.
- (3 склонение: ветвь, сеть, нить, лошадь, мышь, ладонь, печь, ель, площадь)
- Молодцы!
7. Итог урока
- По каким признакам мы определяем склонение существительных?
- По роду и окончанию
- Какие существительные относятся к первому склонению?
- Какие существительные относятся ко второму склонению?
- Какие существительные относятся ко второму склонению?
- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям?
- Да: мама, мышь; огурец, дядя
- Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению?
- Да: ручка, папа; солнце, карандаш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе
Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....
Урок – исследование. Русский язык, 2класс. Род имён существительных. Система Л.В. Занкова.
Урок построен в форме исследования. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельно...
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
Урок по русскому языку: "Родительный падеж имён существительного множественного числа"
Урок по русскому языкуна тему: "Родительный падеж имён существительных множественного числа"Цели:познакомить с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного чи...
Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных.
Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных....
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...
Открытый урок по русскому языку«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»
Цель урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении ...