Рабочая программа по русскому родному языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)
Изучение курса «Русский родной язык» направлено на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной,
- нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
- овладение культурой межнационального общения.
Для достижения поставленных целей изучения русского родного языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая рограмма по русскому родному языку | 628 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов | Согласовано | «УТВЕРЖДАЮ» |
Протокол № 1 | Зам. директора по УВР | Директор Панаевской школы- |
от «27» августа 2021г. | _________/Бородина Г.А./ | интерната |
Руководитель МО | _________/Дубникова Е.В./ | |
_____________/Юшкова И.В./. | от «27» августа 2021г. | Приказ № 460-од |
от «27» августа 2021г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский родной язык»
4б класс
Составитель: Боровских Людмила Владимировна, учитель начальных классов, 1КК |
с. Панаевск
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» разработана в соответствии с ФГОС НОО на основе:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); - Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемых результатов начального общего образования;
- Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат», утвержденного (приказом от 26.08.2021г. № 442-од) «Об утверждении учебных планов школы-интерната на 2021 - 2022 учебный год».
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» в соответствии с учебным планом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год рассчитана в 4 классе на 17 часов (0,5 часов в неделю).
Для реализации программы выбран учебник, который входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государ-ственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»
Автор/Авторский коллектив | Название учебника, учебного пособия | Класс | Издатель учебника |
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е. И Казакова, М.И. Кузнецова и др. | Русский родной язык. Учебник для общеобразовательных организаций. | 4 | М.: Просвещение, 2020 |
Изучение курса «Русский родной язык» направлено на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной,
- нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
- овладение культурой межнационального общения.
Для достижения поставленных целей изучения русского родного языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание предмета «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании предмета «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами предмета являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание предмета направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся научится формировать:
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви к Родине, её народу, истории, культуре и гордости за них;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Обучающийся получит возможность научиться формировать:
- развитие этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совестливости и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание;
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- осознание ответственности за свои поступки и слова;
- осознание своих эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам других людей;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять в памяти цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу;
- планировать свои действия для решения задачи (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно);
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные
Обучающийся научится:
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое чтение, осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного), передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности (в парах, в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Обучающийся научится формировать:
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремление к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявления собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства решения коммуникативных задач;
Обучающийся получит возможность научиться формировать:
- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения (в объеме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объеме материала изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использование этих знаний и умений для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объеме материала изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процесс выполнения письменных работ.
Предмет «Русский родной язык» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
№ | Тематический блок | Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 6 |
2 | Язык в действии | 4 |
3 | Секреты речи и текста | 6 |
4 | Резерв учебного времени | 1 |
Итого | 17 |
Основное содержание предмета «Русский родной язык»
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на местеи т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 1 ч.
Тематическое планирование
№
| Наименование раздела, темы | Всего часов | В том числе | |
проверочных, практических работ | контрольных работ | |||
Слова, связанные с качествами и чувствами людей. | 1 | |||
Слова, называющие родственные отношения. | 1 | |||
Пословицы, поговорки и фразеологизмы. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. | 1 | |||
Русские традиционные эпитеты. | 1 | |||
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. | 1 | |||
Проектные задания. | 1 | 1 | ||
Как правильно произносить слова. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов. | 1 | |||
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений. | 1 | |||
История возникновения и функции знаков препинания. | 1 | |||
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. | 1 | |||
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. | 1 | |||
Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. | 1 | |||
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | 1 | |||
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | 1 | |||
Редактирование предложенных и собственных текстов. | 1 | |||
Синонимия речевых формул (на практическом уровне). | 1 | |||
Резерв. Проектные задания. | 1 | 1 | ||
Итого | 17 | 2 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды/ формы контроля | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||
по плану | по факту | |||||||
1 четверть – 5 часов | ||||||||
Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов) | ||||||||
| 04.09 | Слова, связанные с качествами и чувствами людей. | Урок повторения и систематизации знаний | Сформированность потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию | П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; смысловое чтение; Р. – постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Научатся находить информацию в учебнике, ориентироваться в нем, различать слова, связанные с качествами и чувствами людей; анализировать высказывания о чувствах людей. Уметь определять добро и зло. | Фронтальный | |
18.09 | Слова, называющие родственные отношения. | Урок развития умений, навыков | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. | П. - умение прогнозировать содержание раздела по названию. Р. - действовать по плану и планировать К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Научатся распознавать однокоренные слова, устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. | Фронтальный | ||
02.10 | Пословицы, поговорки и фразеологизмы. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. | Урок развития умений и навыков | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценивать результаты своей деятельности | П. - строить сообщения в устной и письменной форме Р. - ставить цели, позволяющие решать учебные задачи К. - вести устный диалог | Научатся определять значения фразеологизмов. Составлять текст по рисунку и данному фразеологизму. Использовать в речи пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями Уметь проводить сравнение с пословицами и поговорками других народов, сравнивать фразеологизмы из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. | Фронтальный индивидуальный | ||
16.10 | Русские традиционные эпитеты. | Урок развития умений и навыков | Формирование мотивации к работе на результат. Использование ранее полученных знаний по теме в новых условиях
| П. - выделять существенную информацию из сообщений разных видов Р. - удерживать учебную задачу. Выполнять учебные действия. К. - вести устный диалог, договариваться, приходить к общему решению | Научатся сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля, используя эпитеты | Фронтальный индивидуальная работа | ||
30.10 | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. | Комбинированный урок | Освоение личностного смысла учения, желание учиться. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Р. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Научатся различать лексику, заимствованную русским языком из языков народов России и мира, уметь употреблять в речи русские слова в языках других народов. | Фронтальный индивидуальный | ||
2 четверть – 3 часа | ||||||||
20.11 | Проектные задания. «Откуда это слово появилось в русском языке» | Комбинированный урок | Формирование мотивации к работе на результат. Использование ранее полученных знаний по теме в новых условиях | П. – осуществлять поиск и запись (фиксацию) выборочной информации Р. - удерживать учебную задачу. Выполнять учебные действия К. - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов; «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов». | Фронтальный индивидуальный | ||
Язык в действии (4 часа) | ||||||||
04.12 | Как правильно произносить слова. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов. | Комбини-рованный урок | Оценивать результаты своей деятельности | П. - умение прогнозировать содержание раздела по названию. Р. - самостоятельное определение последовательности действий К. - воспроизводить и применять правила работы группе | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов Соотносить лицо и число местоимений и глаголов, употреблять в речи термин «личные окончания глаголов» при определении окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Фронтальный индивидуальный | ||
18.12 | Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений. | Комбинированный урок | Использовать ранее полученных знаний по теме в новых условиях | П. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации Р. - действовать по плану и планировать К. - вести устный диалог, договариваться, приходить к общему решению | Научатся сравнивать предложение, словосочетание и слово. Определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопроса. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании, ставить вопросы к зависимому слову. | Фронтальный индивидуальный | ||
3 четверть – 5 часов | ||||||||
15.01 | История возникновения и функции знаков препинания. | Комбинированный урок | Использовать ранее полученных знаний по теме в новых условиях | П. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации Р. - действовать по плану и планировать К. - вести устный диалог, договариваться, приходить к общему решению | Объяснять историю возникновения и функцию знаков препинания, постановку запятой в различных случаях.
| Фронтальный индивидуальный | ||
29.01 | Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. | Комбинированный урок | Использовать ранее полученных знаний по теме в новых условиях | П. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации Р. - действовать по плану и планировать К. - вести устный диалог, договариваться, приходить к общему решению | Фронтальный индивидуальный | |||
Секреты речи и текста (7 часов) | ||||||||
12.02 | Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. | Комбинированный урок | Использовать ранее полученных знаний по теме в новых условиях | П. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации Р. - действовать по плану и планировать К. - вести устный диалог, договариваться, приходить к общему решению | Научаться вести диалог, задавать друг другу вопросы и отвечать на них полным ответом | Фронтальный индивидуальный | ||
26.02 | Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. | Комбинированный урок | Использовать ранее полученных знаний по теме в новых условиях | П. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации Р. - действовать по плану и планировать К. - вести устный диалог, договариваться, приходить к общему решению | Научаться определять границы предложения, составлять текст, делить на абзацы. | Фронтальный индивидуальный | ||
12.03 | Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | Урок развития речи | Формирование чувства гордости за свою Родину. | П. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Р. - составление плана и последовательности действий К.- владение монологической и диалогической речью | Научаться переработке прослушанного текста, составлять пересказ текста с изменением лица. | Фронтальный индивидуальный | ||
4 четверть – 4 часа | ||||||||
09.04 | Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | Развитие речи | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | П.- самостоятельное определение познавательной цели Р.- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации К.- использование речевых форм для решения коммуникативных и познавательных задач | Научаться создавать текст как результат собственной исследовательской работы. | Фронтальный индивидуальный | ||
23.04 | Редактирование предложенных и собственных текстов. | Комбини-рованный урок | Оценивать результаты своей деятельности. Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | П. - строить сообщения в устной и письменной форме Р. - действовать по плану и планировать К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Научатся различать виды текстов, уметь редактировать текст, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. | Фронтальный индивидуальный | ||
07.05 | Синонимия речевых формул (на практическом уровне). | Комбинированный урок | Использовать ранее полученных знаний по теме в новых условиях | П. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации Р. - действовать по плану и планировать К. - вести устный диалог, договариваться, приходить к общему решению | Научатся находить слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Научатся распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, устаревшие, синонимы, омонимы, антонимы, заимствованные слова. Анализировать и определять значения многозначного слова, его употребление в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов | Фронтальный индивидуальный | ||
21.05 | Резервный урок. Проектные задания. | Комбинированный урок | Использовать ранее полученных знаний по теме в новых условиях | П. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации Р. - действовать по плану и планировать К. - вести устный диалог, договариваться, приходить к общему решению | Фронтальный индивидуальный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....