1 класс. Обучение грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Ткаченко Елена Анатольевна

1 класс. Обучение грамоте

Тема: Согласные буквы Щ, щ, звук /щ/.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_-_skazka.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс. Обучение грамоте

Тема: Согласные буквы Щ, щ, звук /щ/.

Цели: Закрепление знаний о звуке /щ/- согласном, глухом, всегда мягком; о буквах Щ, щ ; обучать грамотному, уверенному, правильному чтению целыми словами; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к чтению.

Ход урока

1. Постановка цели.

Декорации – сказочный теремок, на окошке в виде колобка сидит буква Щ, над теремком кружат гуси-лебеди.

Учитель:

На лесной опушке, в сказочной избушке
Буква “ЩА” живёт, не тужит,
Со зверьками она дружит!
Вдруг, откуда-то с небес – гуси!
Хвать её и в лес.
- Помогите, помогите,
Букву “ЩА” освободите!
И в погоню за гусями
Отправляемся мы с вами…

Чтобы выручить букву из плена нам нужно быть готовыми к любым испытаниям, активно и дружно участвовать в поиске!

2. Повторение изученных букв.

Декорация: яблонька со съёмными яблоками, на них написаны буквы: Ж, Б, Е, А, Н, Щ,

Учитель:

Вот мы входим в тёмный лес.
Он полон загадок и чудес!
Яблонька – красавица стоит на пути…
Наливные яблочки, ну-ка, собери!

(Учащиеся выходят к доске, “срывают” яблоки и рассказывают о звуках, которые обозначают эти буквы по плану:

  1. Гласный или согласный.
  2. Если гласный: ударный или безударный.
  3. Если согласный: звонкий-глухой, мягкий-твёрдый.)

3. Чтение загадок в “Азбуке”

Учитель: Отгадайте загадку и узнаете, что ждёт нас впереди:

В доме изба, на избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
Что это за изба? (
Печка)

- Интересно, а что варится в горшочке? Вы это узнаете, если прочтёте и отгадаете загадки из “Азбуки”.

(Дети читают загадки, отгадывают их: морковь, капуста, свёкла, лук).

- Что можно сварить из этих овощей? (Борщ, щи).

- Вот мы и узнали, что варится в горшочке.

4. Сопоставление слов и картинок.

Игра: “Протяни мостик через речку”

Учитель:

На пути молочная река течёт
И нам новое задание даёт:
Громко слова читайте
И с героями сказок соединяйте.

На доске надписи, картинки, между ними изображение реки. Дети выходят к доске и соединяют слово и картинку, его обозначающую:  

Колобок

Медведь

Курочка Ряба

Лисичка-сестричка

Кот

Петух.

Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам. (Соединить картинку со словом).

5. Учимся читать выразительно.

(Текст напечатан на доске, хоровое чтение за указкой учителя).

Мы все буквы выучим наизусть.
Нелегко их выучить – ну и пусть.
Не забросим грамоту на потом!
Буквы – это ключики
В книжкин дом!

6. Повторение изученных букв.

Учитель:

Много препятствий мы прошли,
А буквы Щ ещё не нашли.
Из “волшебного” мешочка буквы на ощупь доставай,
Название сказки из них составляй.

(Дети на ощупь должны узнать буквы магнитной азбуки и составить название сказки :Гуси – лебеди”).

7. Обобщение.

Учитель показывает книжку “Гуси – лебеди”.

- В этой книге гуси и спрятали букву Щ.

Но отдадут они её, если мы всё расскажем о звуках, которые она обозначает, и покажем её место на ленте букв.

8. Домашнее задание.

- Вы хорошо трудились на уроке. Вы нашли букву и помогли ей обрести свой дом на ленте букв.

Дома вы сможете прочитать эти чудесные сказки.

(Каждый ученик получает книжку-малышку со сказкой в подарок).

3 класс. Русский язык

Тема: Имена существительные 1 склонения в творительном падеже.

(По сказке Ш. Перро “Золушка”).

Цели:

  • познакомить с окончаниями имён существительных 1-го склонения в творительном падеже;
  • повторить склонения имён существительных;
  • воспитывать трудолюбие, скромность, доброту.

Ход урока

1. Постановка цели:

Учитель:

В классе тихо и светло.
Солнца луч упал в окно.
Шарль Перро – волшебник, маг,
Дарит сказку нам, но так,
Чтоб язык свой мы любили
И склоненья повторили.
А творительный падеж
Знали б просто лучше всех!

2. Чистописание:

- Тетради наклонно все положите.
Автора, название сказки так напишите,
Чтобы ясно стало всем:
Чисто вам писать не лень!

(В тетрадях: Шарль Перро “ Золушка, или хрустальный башмачок”).

3. Словарь.

- Мачеха Золушке заданье дала:
В три кувшина насыпать зерна:
Гречихи, гороха, пшеницы, пшена, фасоли и ржи.
- Помогайте Золушке и вы:
Склонения слов определяйте
И по кувшинам распределяйте.

(На доске изображения трёх кувшинов с номерами склонений существительных).

- Ну-ка, помоги, дружок, “пшеницу” в какой горшок?

(Повторение правила определения склонений).

В тетради:1. гречиха

 

 

2. горох

 

 

3. фасоль

  пшеница

 

 

 пшено

 

 

 рожь

Учитель:

Ударенье расставляйте,
Слабые позиции выделяйте,
По словарю проверяйте.

4. Повторение орфограммы:окончание -И, -Е в безударных окончаниях имён существительных.

На доске:

Во дворце прекрасный бал.
Принц гостей к себе позвал
Только Золушк(е,и) не видно,
Только Золушк(е,и) обидно.

Учитель:

Что пропущено в стихах?
Почему, зачем и как?

(Выслушать ответы учеников).

- Не спешите, не спешите,
Падежи определите.
Где тут – Е, а где тут – И
Постарайся, докажи!

Учитель: А теперь, запиши в тетрадь эти строчки только на 5!

5. Сюрприз.

(Звучит музыка П.И. Чайковского “Вальс феи Дражже”).

Учитель: Героев сказок мы часто встречаем в жизни, но не всегда узнаём. В нашем классе есть Золушка, но как её узнать, ведь она носит школьную форму, а не бальное платье… Есть у нас и принц. Это самый воспитанный и благородный мальчик. Девочки совсем недавно сделали это открытие для себя после тайного голосования. Но если есть принц, то он сам узнает и Золушку. В конце урока принц вручит самой скромной и трудолюбивой девочке хрустальную туфельку.

6. Наблюдение за окончаниями имён существительных в творительном падеже.

Учитель: Каждый из вас может принцем и Золушкой стать, если без ошибки сумеете просклонять два волшебных слова: фея и туфелька.

(Работа проходит на доске и в тетрадях.)

Учитель: Подчеркните строчку, которая относится к теме нашего урока. Расскажите об окончаниях имён существительных в творительном падеже и докажите своими примерами.

7. Развитие речи. Разбор предложения.

Учитель: Составьте предложения со словами фея и туфелька в творительном падеже.

Запись и разбор у доски лучшего предложения. (пример: Золушка с феей любовались хрустальной туфелькой.)

8. Закрепление. Самостоятельна работа по учебнику, последующая взаимопроверка.

9. Наблюдение за предлогами творительного падежа и окончаниями имён существительных и прилагательных.

Выборочный диктант.

- Выпишите из текста словосочетания по схеме: предлог + прилаг. + сущ. в творительном падеже.

Мачеха и её дочери смеялись над бедной ЗолушкойПеред волшебной каретой изумленная Золушка увидела кучера. Принц бросился за прекрасной незнакомкойПод нижней ступенькой лестницы он увидел хрустальную туфельку.

- Выделите окончания имён прилаг. и имён сущ. Сравните их.

Обобщение по вопросам учителя.

10. Заключение. (Звучит музыка Чайковского).

- Пришло время узнать имя принца и вручить ему корону…

(Учитель называет имя мальчика, надевает ему на голову небольшую корону, даёт туфельку).

Принц вручает туфельку с поклоном девочке по своему выбору.

Учитель: Сказка с нами проститься пришла. Скажите, чему научила она?

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)

Аннотация урока

Урок проводится в нетрадиционной форме (урок-сказка). Использование данного метода делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по закреплению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции детей.

Тема: «Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление» 1 класс

Образовательная система: «Школа России»

Класс: первый.

Вид: закрепление ранее полученных знаний.

Тип урока: урок-закрепление.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Материалы и оборудование:

учебник «Математика. 1 класс»,

сказка «Колобок»,

иллюстрации героев сказки «Колобок»,

оформление доски в соответствии с сюжетом сказки «Колобок»,

проектор,

презентация к уроку

Цель – создание условий для закрепления знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к сказкам своего народа.
  2. Воспитывать нравственно-этическую ориентацию, т.е. воспитание умения помогать тем, кто нуждается.
  3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  4. Развивать логическое мышление.
  5. Развивать умение анализа, синтеза, обобщения.
  6. Развивать внимание учащихся.
  7. Развивать математическую речь.
  8. Закрепить навык счета в пределах 10.
  9. Закрепить умения решать задачи изученных видов.
  10. Повторение порядкового счета в пределах 10.
  11. Повторить состав чисел первого десятка.
  12. уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 10 при решении числовых выражений, задач и уравнений.

Формирование УУД

ПознавательныеУУД:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; составление задачи на основе простейших математических моделей - схематических рисунков, выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УУД: контролировать свою работу и своего товарища, планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, воспитывать умение преодолевать трудности.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  1. Желание читать сказки своего народа;
  2. Умение оказывать помощь ближнему;
  3. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  4. Умение находить выходы из спорных ситуаций.

1. Умение анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания;

2. Умение концентрировать внимание на различных объектах урока;

3. Умение правильно составлять высказывания.

1. Умение считать в пределах 10;

2. Умение решать задачи изученных видов;

3. Знание порядкового и количественного счета;

4. Знание геометрического материала


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

УУД, формирующиеся на данном этапе

Мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний

Физминутка

Включение в систему знаний и повторение

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Рефлексия учебной деятельности

Наш урок будет похож на сказку,
Нам без знаний никуда.
Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку
Отправляемся туда.
И так, готовы вы отправиться в сказку?
Когда колокольчик прозвенит 3 раза надо:
2 раза топнуть левой ногой, 3 раза хлопнуть над головой.
Повернуться в правую сторону, левую, назад.
Произнести: 1, 2, 3 - сказка в гости приходи!

- Сегодня на уроке мы будем вспоминать одну очень известную сказку. Главного героя вы узнаете, выполнив задание.

Перед вами числа: 5, 3, 9, 7, 1, 8, 10 - Расположите их в порядке возрастания: 1, 3,5,7, 8, 9, 10

- На какие две группы разделим числа?

(двузначные - 10), (однозначные –1, 3, 5, 7, 8, 9)

Перевернув их, мы получим название сказки

- Какую сказку мы будем сегодня вспоминать?

Название сказки узнали, главного героя тоже, а кто написал? (русский народ)

А чтобы продолжить путешествие и встретиться со следующими героями вот вам задание

Перед вами выражения

6 + 4 = 10 – 2 =

7 – 3 = 5 + 5 =

  • Разделите их по группам (на “+” и “ - ”)
  • Вспомним названия компонентов действия “ + ” и “ – ”
  • Прочитаем выражения по-разному.
  • Найдём значения выражений.

А теперь вспомним, как появился наш главный герой?

Но сказка наша на новый лад.

И так, в домике с резными окнами жили - поживали дедушка да бабушка.

Вот дедуля и просит: “Испеки мне жёнушка колобок как в сказке, благо, что муки у нас вдоволь. Пошла старушка за мукой в кладовую. А на двери замок висит, да не простой, акодовый. Заторопилась, заволновалась бабуля, а комбинацию цифр то и позабыла.

Давайте поможем ей вспомнить код замка.

Необходимо заполнить пустые ячейки соответствующими числами и объяснить выбор.

Открыла бабуля с нашей помощью замок, вошла в кладовую, взяла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и поставила на окно остывать.

Полежал колобок, посмотрел по сторонам, а потом скатился на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке.

Катится Колобок, навстречу ему … Угадайте, кто?

Любит морковку,

Прыгает так ловко…

(Заяц)

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Заяц, лучше дай задание выполнить!

- Вот тебе задание, но оно очень сложное, если ты его не выполнишь – я тебя съем!

- Ребята, поможем Колобку выполнить задание Зайца?

Задание от Зайца:

Выбери равенство, которое соответствует рисунку

Обрадовался Зайка, поблагодарил Колобка за помощь и пожелал ему счастливого пути.

А колобок устал немного и предлагает отдохнуть.

Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.

Отдохнул колобок вместе с ребятами и покатился дальше.

Прикатился в Лесную школу. А там урок начался. Сел он за парту, открыл тетрадь. Записал дату, повторил написание цифр, посчитал и так увлёкся, что не заметил, как подошёл к нему …

Серый, ворчливый…

Кто зимой холодной

Бродит по лесу голодный?

Задание от Волка:

Найди ошибку

Молодцы, снова мы выручили Колобка и помогли Волку.

- И покатился Колобок дальше – только Волк его и видел!

Катится Колобок и видит: сидит… и читает задачу:

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Где тебе косолапому съесть меня, задачу решить не можешь. Давай лучше я тебе помогу.

- Ребята, помочь надо Колобку.

Задание от Медведя.

В банку вмещается 3 л мёда, а в ведро на 6 л . Сколько всего литров мёда у медведя?

Поможем, ребятки?

Тогда для начала давайте вспомни составные части задачи.

(дети вспоминают)

- прочтите условие задачи

- вопрос

Что известно, что неизвестно, что надо найти?

- выполним рисунок к задаче

- каким действием будем выполнять решение?

- почему именно сложением

(дети записывают решение, взаимопроверка)

Сам Колобок не смог решить задачу, и Медведь дал ему подсказку, предложил 3 варианта решения задачи. Теперь вы помогите Колобку выбрать правильное решение. Докажите.

Варианты решения:

6 – 3 = 3 (л)

Ответ:

3литра.

3 + 6 = 9 (л)

Ответ:

9 литров.

6 + 3 = 9 (л)

Ответ:

9 литров.


- Мы решили задачу Медведя?

- Мы помогли Колобку?

Покатился Колобок, а перед ним препятствие: изображение животных из геометрических фигур.


Катится Колобок, навстречу ему… :

Конечно лиса. Хитро, ласково так заговорила: “Здравствуй колобок, румяненький бочок. Слышала – по лесу гуляешь, зверушкам помогаешь, задачки Медведю решаешь. А вот сможешь ли моё задание выполнить? Я ведь в лесу лучший математик. А не выполнишь я тебя съем”. Делать нечего, испугался колобок рыжей лисы. Пришлось ему соглашаться. Поможем и мы колобку. Задание лисы - работа в группах.

Задание первой группе: Чтобы лиса не съела колобка, давайте вместе поможем ему. Надо самостоятельно пройти через 3 столбика чисел так, чтобы, сложив их, в сумме получилось 10.

Задание второй группы Оно зашифровано. Давайте расшифруем его и узнаем тайну. Для этого нужно найти значения выражений.

А теперь перевернём все карточки с ответами и прочитаем тайну: В знании – сила. Что это за предложение? Пословица. Вы согласны с ней? Я тоже согласна. Если бы не было знаний, мы не смогли бы помочь колобку. И лиса наверняка бы его съела. Расстроилась лиса, что осталась без обеда, да делать нечего …. А вам за помощь спасибо. Заканчивается наша сказка хорошо. Колобок остался цел и невредим, все задания выполнены.

Вы - молодцы!

- Молодцы, ребята! У какого зверя было самое трудное задание?

- У какого зверя было самое интересное задание?

А с каким настроением вы уходите с урока выразите на лице колобка и поместите на доску.

Я вам тоже хочу сказать за такое удивительное общение спасибо. Спасибо что вы дружно помогали друг другу и героям сказки. Но помните:

В мире много сказок грустных и смешных

Нам нельзя без дружбы.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!

Выполняют задания

«Колобок».

Читают выражения с названиями компонентов действий

Называют пропущенные числа





Дети отгадывают загадку (заяц)



Поможем.


Учащиеся выполняют задание, взаимопроверка тетрадей.





Дети выполняют упражнения






Записывают число, классная работа

Дети отгадывают загадку (волк)

Дети находят ошибку, решая неравенства



Отгадывают загадку (медведь)







Поможем

Вспоминают составные части задачи и находят их в тексте







Выбирают правильное решение задачи и записывают его в тетрадь


Дети определяют, из каких геометрически фигур состоят изображения


Отгадывают загадку (лиса)






Дети выполняют задания по группам (вариантам)









Дети делятся впечатлениями об уроке и оценивают свою работу раскрашенными колобками

Организационный момент, сообщение темы урока.

Повторение порядкового счета
в пределах 10.

Закрепление навыка счета в пределах 10.

Связь между суммой и слагаемыми.

Закрепление умения анализировать условие задачи.

Закрепление умения решать задачи изученных видов.

Работа в группах

Подведение итогов урока.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция.

Коммуникативные: умение контролировать действие партнера.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, обобщение;

использование знаково-символических средств;

выделение существенной информации из текста;

рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

общий прием решения задач

Регулятивные:

контроль, коррекция;

внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные: умение контролировать действие партнера;

умение использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, обобщение;

знаково-символические

Регулятивные:

контроль, коррекция.

Коммуникативные: умение контролировать действие партнера.

Познавательные:

общенаучные: оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование 1 класс обучение грамоте

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте...

Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Обучение грамоте и письмо

Календарно-тематическое планирование по системе "Школа России". 1 класс. Обучение грамоте и письмо.Пояснительная записка....

Конспект урока."Звук ц, буквы Цц" 1 класс. Обучение грамоте.

Конспект урока в аспекте формирования универсальных учебных действий....

Нетрадиционный интегрированный урок на открытом воздухе в 1 классе (обучение грамоте + окружающий мир) на тему: «Буквы Аа, звук [а] в предметах окружающего мира».

Данный урок проходит в необычной форме, а точнее на свежем воздухе. В непринужденной форме ребята повторяют материал уроков "Письма", а также уча...

Урок в малокомплектной школе Русский язык. 3 класс. Обучение грамоте. 1 класс.

Урок открытия нового знания по русскому языку в 3 классе и обучения грамоте в 1 классе....

Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Обучению грамоте ( обучение чтению)

Календарно тематическое планирование для 1 класса  по обучению грамоте  составлено к " Азбуке " В. Г. Горецкого и др. ( обучение чтению)Учебно- методический комплекс "Школа России"...