Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Данный конспект урока разработан по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_myagkiy_znak_1.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку.

Тема урока: Правописание буквы «ь» для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Цель: создание условий для успешного формирования у учащихся навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

- образовательные: дать понятие «правописание «ь» » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь-знака.

развивающие: продолжить развивать навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль.

- воспитательные: умение слушать и вступать в диалог.

Этап урока

Содержание

Оборудование

Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка - сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания и аккуратности.

– Откройте тетрадь. Положите её правильно. Запишите число и классная работа.

- Посмотрите внимательно на слайд и посмотрите кто к нам пришел сегодня на урок?

- Верно, это Незнайка!

- Давайте узнаем, с какой целью он к нам пришел? «Привет, ребята! Мне Знайка дал загадку, а я никак не могу ее разгадать.»

- Ребята, мы поможем ему?

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.  (Мягкий знак)

Незнайка: Молодцы ребята!

Расскажите, что вы знаете о букве «Ь»?

(Буква мягкий знак не имеет собственного звука, указывает на мягкость согласного, не может стоять в начале слова, не имеет заглавной буквы, изменяет смысл слова.)

А хотите узнать тайны этой буквы?

Незнайка: Я вам подготовил интересные задания, благодаря которым вы узнаете тайны этой буквы!

Слайд 3

Слайд 4

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

- А вот и первое задание:

-Напишите слова по памяти. Прочитайте слова про себя. Прочитай нам их вслух. Прочтите внимательно слова еще раз. Запишите эти слова к себе в тетрадь.

тополь

рысь

мальчик

тетрадь

альбом

декабрь

Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте все ли слова написаны. Поменяйтесь обратно. Поднимите руки те, у кого записаны все слова?

На какие группы можно разделить слова?

Раздели нам слова на две группы. 

(Проверка у доски)

По какому принципу разделили слова?

Прочтите еще раз эти слова, а что объединяет их. (Все они оканчиваются на мягкий согласный, или в написании этих слов присутствует на конце Ь)

- Сформулируйте тему урока.

Тема. «Мягкий знак в конце и в середине слова».

Какую цель перед собой поставим?

А как мы достигнем своей цели?

Реализация построенного проекта

Второе задание, которое предлагает нам Незнайка лежат у вас на партах. Но эго вы будете выполнять в парах.

Давайте вспомним как нужно работать в парах?

Запомни и соблюдай простые правила:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

 Возьмите желтую карточку.

Прочитайте слова, подумайте, что они обозначают?

- На сколько групп можно разделить эти слова? Почему?

БАНЬКА, МОЛ, ПЕНКИ, УГОЛЬКИ, БАНКА, МОЛЬ, ПЕНЬКИ, УГОЛКИ.

- Совершенно верно! Данные слова можно разделить на две группы.

- Кто желает разделить слова на группы у доски?

-В первой группе слова без мягкого знака.

МОЛ

БАНКА

УГОЛКИ

ПЕНКИ

-Во второй группе слова с мягким знаком в середине.

МОЛЬ

БАНЬКА

УГОЛЬКИ

ПЕНЬКИ

 (ПРОВЕРКА ПО интерактивной доске)

 Какой вывод мы можем сделать о мягком знаке?

Вывод: Может менять смысл слова.

Теперь сравните слова по количеству букв в первом и втором столбике. Что интересного вы заметили?

А по количеству звуков?

Почему? (ь не обозначает звука)

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

 Следующее задание от Незнайки вы выполняете индивидуально.

Выборочный диктант

Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.

- Выпишите слова, в каких вам встретился «Ь». Подчеркните его. (В середине и в конце слова)

ПРОВЕРКА ПО ДОКУМЕНТ-КАМЕРЕ

Какой вывод можем сделать? В каких частях мы можем написать «ь»?

Вывод: Мягкий знак мы можем писать в середине и в конце слова.

Рефлексия

учебной деятельности на уроке

Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли? (Ь)

Какие тайны мы узнали благодаря незнайке?

Кто может похвалить своего товарища, соседа за работу на уроке?

- Кто может похвалить себя? А за что?

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

конспект урока по русскому языку по теме "Знаки препинания в конце предложения".

конспект урока по русскому языку по теме "Знаки препинания в конце предложения"....

Конспект урока по русскому языку Тема " Мягкий знак в середине слова " для 3 класса

Конспект  урока по русскому языкуТема " Мягкий знак в середине слова " для 3 класса...

Конспект урока по русскому языку. Тема: " Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Самоанализ урока русского языка в  классеУМК «Перспектива»Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» Дата проведения: 21.01.20 годКласс...